Что ЦРУ было известно в 50-х о заводе № 88 в Калининграде (3-я часть)

Еще один репортаж из ЦРУ о заводе № 88 в Калининграде.

Чертеж

Центральное разведывательное управление
Информационное сообщение
Секретно
Страна СССР (Московская область)
Тема Расположение завода № 88 и окружающей территории в Подлипках
Дата 21 августа 1953

пункт 1 Санаторий. Эта территория, на которой находится несколько зданий, похожа на большой ухоженный парк, огорожена двухметровым забором. [ ] PIECK (Пик), первый президент ГДР, жил здесь во время войны. До 1947 здесь жили немецкие специалисты PUTZE и SCHWARZ, которые работали в ВВС (в Москве).
Речь идет о санатории «Подлипки» на Ярославском шоссе. — Курсивом выделены мои примечания

пункт 2 Дорога. 10 метров шириной, покрыта гравием. Находится в плохом состоянии, хотя эта дорога — главная в этом районе. По ней едут преимущественно грузовики. Она ведет в Мамонтовку и Пушкино через окраину Тарасовки.
Это Ярославское шоссе.

пункт 3 Дорога. Грязная, около 6 метров шириной. Ведет в Болшево и Валентиновку. Проходит мимо группы каменных зданий примерно через 15 минут ходьбы от завода. [ ] Вероятно это казармы, потому что возле них наблюдаются советские солдаты в повседневной форме, грузовики и джипы. [ ]
Болшевское шоссе и здания НИИ-4 МО.

пункт 4 Неизвестный завод. [ ] Территория обнесена двухметровым деревянным забором. [ ] Перед входом статуя Ленина. [ ] До 1948 года [ ] группа немецких военнопленных обычно около 100 входила на эту территорию.
Территория ЦАКБ и опытного артиллерийского завода, позднее вошла в состав территории завода № 88.

пункт 5 Забор. Деревянный забор высотой 2 метра с колючей проволокой наверху. Без наблюдательных вышек.

пункт 6 Жилой квартал. Деревянные дома среди деревьев.

пункт 7 Жилой квартал. Трехэтажные кирпичные дома с гражданским населением.

пункт 8 Жилой квартал. Строящиеся трех или более этажные кирпичные дома.

пункт 9 Железнодорожная станция. Деревянное здание размерами примерно 10х5х4 метров с просмоленной крышей. [ ] Это станция «Подлипки» (пункт 11). Там продаются билеты, но они не нужны при посадке на поезд. Билеты предъявляют в вагоне железнодорожным служащим.

пункт 10 Эстакада. Деревянный мост через рельсы железный дороги.
На самом деле мост, конечно, металлический, но с деревянным настилом.

пункт 11 Железная дорога. Эту электрифицированную ж.д. немецы, работавшие в Подлипках, называли «S-bahn» (пригородная электричка) [ ] Все покрашено зеленой краской, ж.д.полотно лежит на земле. [ ] Поезда в каждом направлении ходят каждые 20 минут в течении дня. Поезда с локомотивами не наблюдались. Моторный вагон получает энергию через пантограф от провода, подвешенного на деревянных столбах. Время поездки на поезде от Подлипок до станции метро Комсомольская в Москве примерно 35 минут. Восточнее Подлипок имеется еще 4 станции.

пункт 12 Продовольственный склад. Это хозяйство состоит из трех-четырех простых деревянных зданий, которые используются как пункты распределения овощей и картофеля. Эти продукты выдаются по спискам для работающих в городе. Другие склады расположены восточнее завода.
Примерно на этом месте располагался мытищинский хлебозавод, упраздненный в начале 2000-х.

пункт 13 Завод № 88. [ ] Завод основан в 1926 году. Во время войны производил военную продукцию. [ ] Передан министерству вооружений только в [ ] Во время войны завод не пострадал [ ] подъемные краны находятся в цехах [ ] имеется склад угля в северо-восточном углу завода (пункт 36). [ ] Дорога на заводе примерно 6 метров шириной и покрыта щебнем или асфальтом. [ ] несколько грузовиков Судебеккер, а также советские грузовики [ ] Локомотивы заезжают на завод, где паровой [ ] среди рабочих почти половина женщин. Рабочий день с 8-00 до 17-00 с перерывом на обед 3/4 часа, 6 дней в неделю. [ ] пожарная команда на заводе, она есть на всех больших заводах. [ ] Горький и окрестности. [ ] точно не известно, был ли завод перемещен туда. [ ]
В этом разделе очень много купюр, что затрудняет перевод.

пункт 14 Ответвление железной дороги. [ ] железнодорожные вагоны стоят тут [ ] испытательный поезд обычно стоит тут, когда приезжает из Капустиного Яра. Немецкие специалисты, отправлявшиеся на остров Городомля, садились тут в пассажирские вагоны этого поезда, которые не отличались от обычных спальных вагонов.

пункт 15 Институт 88. Это здание из песчаника размером примерно 25х20х15 метров, двухэтажное, с шатровой крышей из шифера. В нем расположен административный офис НИИ-88. Также там находится Первый Отдел. В полуподвале располагается столовая. В здание допускается персонал по специальным пропускам. [ ] Электроснабжение завода никогда не прерывается, хотя бывают скачки напряжения. [ ] Воду из водопровода можно пить без предварительного кипячения. В здании есть канализация. Пожарная безопасность обеспечивается портативными водными огнетушителями, расположенными в помещениях. Пожарная сигнализация отсутствует. В институте есть телефонная станция.
Это несомненно корпус № 49.

пункт 16 Проектный офис. Это кирпичное L-образное здание размером примерно 25х25х10х15 метров. Два этажа, низкая крыша, покрытая черным толем. На верхнем этаже большие окна. Немецкие специалисты работали здесь в конце 1946 года, но затем были заменены здесь советской группой НИИ-88 под руководством Королева.
На этом здании имеется мемориальная доска в память о Королеве, работавшем тут до 1951 года.

пункт 17 Заводские ворота. Вход на завод контролирует охрана из мужчин и женщин в гражданской одежде. [ ]

пункт 18 Заводские ворота.
Ворота указаны на пересечении улиц Ленина, Коминтерна и Октябрьская. На самом деле ворота всегда находились и находятся сейчас западнее метров на 150, в конце проезда Дзержинского.

пункт 19 Заводская дорога. Ширина около 6 метров, покрыта щебенкой.

пункт 20 Забор. Два метра высоты, деревянный, по верху идет колючая проволока. Ночью не освещается.

пункт 21 Груды металлолома. Металлолом в основном состоит из металлической стружки [ ] и металлов, среди которых сталь,медь и алюминий. [ ]

пункт 22 Неизвестное сооружение. На территории расположено несколько низких зданий. [ ]

пункт 23 Забор. Двухметровый деревянный забор с колючей проволокой наверху.

пункт 24 Водонапорные башни. Деревянные, 6-8 метров высоты. [ ]

пункт 25 Рынок. На открытом месте расположены постоянные и временные киоски для продажи одежды, продовольствия и т.д. Для торговли здесь требуется разрешение, но тут много людей продают одну или несколько вещей безо всяких разрешений.
На этом месте рынок существовал до конца 80-х

пункт 26 Бакалейный магазин. Это заведение, известное как «Гастроном», продает продовольствие без карточек.
Карточки были отменены в конце 1947 года, когда немецкие специалисты уже были вывезены из города.

пункт 27 Поликлиника. Кирпичное здание примерно 25х15х15 метров, два этажа, крыша покрыта черным материалом. Обслуживает работающих на заводе № 88. [ ] число коек в ней. [ ] возможно от 20 до 50. [ ] больница имеет окулистов и неврологов. Есть рентгеновский кабинет. Также имеются хирурги и стоматологи.
Скорее всего речь идет о здании на ул. Октябрьская, где сейчас стоматология и другие мед.учреждения.

пункт 28 Аэродром. [ ] Поле обрамлено грунтовой дорогой [ ] где было два старых самолета. [ ] Несколько средних секций и камера сгорания старой ракеты А-4, лежащая на земле западнее от цеха (пункт 29). [ ]

пункт 29 Цех. Кирпичное здание 30х8х8 метров, одноэтажное. Плоская крыша крытая толем. там работали советские и немецкие рабочие. [ ] Советский руководитель немецкой группы энергоустановок, Уманский, располагался здесь.

пункт 30 Помещение охраны. Низкий деревянный дом 15х8х6 метров с низкой крытой толем крышей. Охрана аэродрома располагалась здесь. Охрана на въезде на аэродром (пункт 32) не имела форменной одежды. [ ] Одежда не имела знаков различия. [ ] Пропуска на вход выдавали на заводе № 88. Пропуска имели специальный штамп, разрешающий вход в здани, где работали немцы.

пункт 31 Въезд на аэродром. Обычно тут было два охранника.

пункт 32 Проектный офис. Кирпичное здание 20х15х15 метров, двухэтажное, крытое толем. Там размещались немецкие инженеры в период с декабря 1947 до марта 1948 года. Там работали GROETTRUP, MYRACH, JASPER, BAHR, REBITZKY, WUTTKE. И несколько советских.

пункт 33 Здание. [ ] можно было войти по специальному пропуску. [ ] испытательный стенд для огневых испытаний образцов камер сгорания ракет Wesserfall. Тут работали HARNISCH, PFLANZE, FALKENMEYER.

пункт 34 Офисное здание. Кирпичное здание примерно 25х15х15 метров, два этажа, плоская крыша крытая толем. Здесь работали немецкие специалисты UMPFENBACH, FERCHLAND, KRETZSCHMAR, FRITSCH, POINNER, WENDLANDT, SCHAEFER, BERTHOLD. А также JAFFKE, ZEIDLER, FIEGER, SEIFENSIEDER.

пункт 35 Заправочная станция.

пункт 36 Угольный склад.

Источник: http://kko-ckp.livejournal.com/46744.html

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий