История Мытищ с велосипеда

Весна в этом году выдалась ранняя. Солнечные и теплые дни, рано растаявший снег, сухие дороги вызывают соблазн достать спрятанный на зиму велосипед и пуститься в маленькое (или не очень) вело-путешествие. При этом сразу же возникает вопрос: «А куда поехать?». Ответить на него и совместить спортивную нагрузку с изучением истории родного города и района поможет велопутеводитель  «История Мытищ с велосипеда». Его автор —  краевед и велосипедист, лауреат Премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» за разработку веломаршрутов по Мытищам Сергей Егоров. 

Несколько маршрутов из планируемой к изданию книги будут опубликованы на нашем сайте. Первый из них пройдет от ст. Мытищи через Мытищинскую водокачку к ст. Перловка. Это хорошо знакомая нам местность, но, как оказалось, до конца неизученная.

Мини-введение.

В поход на вело

В течение ряда лет автором была проделана большая работа по изучению и обобщению исторических и краеведческих материалов, касающихся г. Мытищи и его окрестностей. В основу книги так же лег большой личный опыт велопутешествий и проведения велоэкскурсий. В путеводителе предложены маршруты по различным интересным уголкам Мытищинского района.  К описанию каждого маршрута прилагается карта с нанесенными точками остановок с координатами для GPS навигатора. Для владельцев смартфонов можем порекомендовать для навигации такие простые бесплатные приложения, как Яндекс карты или Геотрекер. Формат книги не позволяет дать подробное описание каждой точки маршрута. Но мы надеемся, что на основании приведенной информации читатель сможет самостоятельно отыскать недостающие сведения в Рунете и библиотеках.  В приложении содержится список рекомендованной литературы, связанной с предлагаемыми маршрутами.  Предложенные  маршруты доступны не только для велосипедистов. В каждое из описанных мест можно дойти пешком, добраться на автомобиле и на общественном транспорте. Те, кто не готов проехать сразу 20-30 км, могут осваивать маршруты по частям.

Для экскурсий выбирались в основном улицы и дороги с неинтенсивным автомобильным движением или отсутствием такового. Тем не менее, во время поездок рекомендуем пользоваться тротуарами, внимательно следить за автомобилями и пешеходами, соблюдать правила дорожного движения. Желательно надевать велосипедный шлем и другое защитное снаряжение.

Маршрут № 1. История города Мытищи. Часть 1.

Для начинающих велосипедистов маршрут разбит на 2 части. Первая часть продолжительностью 17 км:  станция Мытищи (Ярославской ж.д) — Лошаков овраг (начало Яузского волока) — Владимирская церковь — начало Екатерининского водопровода,«Громовой колодец» — Место Старого села (Заболотье) — Мытищинская водонасосная станция 19 в – Чугунный мост 19 в — Заречная слобода — старые дома Перловки и Тайнинки — платформа Перловская. Часть вторая (так же около 17 км): платформа Перловская — Тайнинское Селище (древнейшее поселение Мытищ датируемое ХII в) — село Тайнинское — резиденция русских царей —  место села Ядреево – место села Рупасово — место села Шарапово — станция Мытищи. Для опытных велосипедистов можно объединить части 1 и 2 и закончить маршрут за 1 день. Поскольку название города Мытищи произошло от села Большие Мытищи первая часть маршрута начинается из Старых Мытищ от железнодорожной станции Мытищи.

Карта Мытищ и водопровода 1896г.

Село Мытищи возникло в 1623 г. при переносе пришедшего в упадок после «великого разорения» (Польско-Литовской интервенции) государева сельца Заболотье вместе с деревянной Никольской церковью при нем на 3 версты на северо-запад к Троицкому тракту и его слиянии с деревней Лошаково (первые письменные упоминания о ней датируются  1497 г.) При этом левая (по направлению от Москвы) часть нового села принадлежала Троице-Сергиевскому монастырю, а правая — государю, и в ней селились не только крестьяне, но и люди, обслуживавшие нужды охотничьих угодий Лосиного острова. Село располагалось вдоль Троицкого тракта.

Для лучшего обзора поднимаемся на железнодорожный мост  1 (координаты 55.913996, 37.761309). Отсюда открывается великолепный вид на корпуса ОАО «Метровагонмаш».  Его предок — московское Акционерное Общество «Вагоностроительный завод», было основано в 1896г. С.И. Мамонтовым, К.Д.Арцебушевым и А.В.Бари. С высоты хорошо видны цеха и водонапорная башня завода, построенная в конце 19 в, а так же водонапорная башня железной дороги, выполненная в то же время в неоготическом стиле.

Панорама ОАО Метровагонмаш

Слева расположено  здание вокзала, построенное в 1896 г. по проекту Л.Н.Кекушева. Его предшественник — старое деревянное здание вокзала, находилось на противоположной стороне железной дороги. Станция Мытищи была второй (из 4-х) станций железной дороги Москва-Сергиев Посад, введенной в эксплуатацию в августе 1862 года.

Вокзал ст. Мытищи. Фото нач. 20 в.

Расстояние от станции до села составляло около 1 километра. Постепенно пространство между селом и станцией заполнилось домами. После строительства в 1896 г. вагонного завода, здесь возник рабочий поселок, ставший в 1925 городом Мытищи. Село Мытищи вошло в состав города лишь в 1932 г.

Спустившись с моста, проезжаем вправо 200 метров  к сохранившимся зданиям Мытищинской земской больницы 2, постройки 1885 года, по адресу Привокзальный тупик 5 и 6  (55.912716, 37.760977). Здания, которым больше 130 лет, функционируют по прямому назначению до сих пор.

Привокзальный-тупик д.5

Привокзальный-тупик д.6

А вот часть стены Родильного отделения Земской  больницы вошла в стену расширившегося вагонного завода.  Она хорошо заметна в точке 3 с координатами 55.913344, 37.763342 (ул.Колонцова д.4). В кладке середины 20 века прослеживается вставка из старого кирпича с клеймами «Герасимов»  Мытищинского кирпичного завода Герасимова  (ныне ОАО «Мосстройплатсмасс).

Родильное отделение. Вставка кирпича с клеймом

Улица Колонцова (до 1923 г. Вокзальная, ранее Шоссе губернского земства) названа в честь Героя Гражданской войны В.М.Колонцова, проживавшего в д.9 на этой улице. Памятник Колонцову установлен вблизи дома 43.

Улица была построена в 1863 г. для проезда цесаревича Николая Александровича от станции Мытищи к Громовым колодцам Мытищинского Екатерининского водопровода. Со временем она превратилась в центральную улицу Мытищ с множеством трактиров, лавок и магазинов.

Рядом с проходной ОАО «Метровагонмаш» (Колонцова, 6, 55.910300, 37.765939) представлена самоходка СУ-76, производившаяся на заводе с  1943 года до конца войны.

Продолжая движение по ул. Колонцова, проезжаем с левой стороны дом 5 — административное здание фабрики «Вискоза» — первого Российского предприятия искусственного шелка, построенного  англо-бельгийской компанией в 1908 году. Со временем ее приемник —  научно-производственное объединение «Химволокно» —  занял целый квартал от ул. Колонцова до ул.К.Маркса.

Далее проезжаем д. 15 по ул.Колонцова и поворачиваем налево на ул. Абрамова. Дом 15 был построен в 1927 г. в стиле конструктивизм как административный и жилой. В то время здесь размещалась администрация города, а с балкона 4 этажа здания (сохранились металлоконструкции в кирпичной кладке) во время демонстраций выступало партийное руководство.

ул. Колонцова дом 15. Памятник эпохи конструктивизма.

Следуя по улице Абрамова, проезжаем дом № 2, в котором располагался первый городской совет депутатов, дом № 6 — бывший кинотеатр братьев Борисовых 1912 года постройки, а в середине 20 века — кинотеатр «Центральный», получивший в народе название «Гроб» за характерную форму потолка в зале. Далее за ним (дом № 8) находится еще один бывший кинотеатр Екатерины Чистовой 1912 года — первый кинотеатр Мытищ.  Дом позднее был надстроен до 2-х этажей. Ныне в нем находится отделение милиции.

Кинотеатры на ул. Абрамова д.6 и 8

Делаем остановку в точке 4 с координатами 55.914009, 37.769197.  В этом месте из трубы выходит река Работня (приток Яузы), заключенный  в коллектор во время строительства путепровода через железную дорогу на Олимпийском проспекте в 1979-80 г.г.Поворачиваем направо и следуем по ул. К.Маркса до дома 49 к точке 5 с координатами 55.912081, 37.772021. С левой стороны хорошо заметна ложбина, поднимающаяся в горку. Это Лошаков овраг — предполагаемое место начала волока Яуза-Клязьма на торговом пути между Черниговскими и Ростово-Суздальскими землями в XII-XIII вв.

Мытищи от моста через Яузу. Открытка нач. 20 в.

С перетаскиваемых лодок и грузов взымался налог — мыт, давший впоследствии название местности Яузское Мытище.  Историки отмечают несколько возможных трасс волока: более ранний —  озеро в верховьях Яузы  (ныне заболотившееся) — село Костино (ныне район г. Королева) — Болшево, более поздний —  Лошаков Овраг — Болшево. По мнению других краеведов волок мог проходить и по пути: Лошаков овраг — Дулев ручей — Клязьма.

Поднимаемся по 2-му проезду К.Маркса к точке 6 (55.910893, 37.775222). С правой стороны видим дом 55 — бывшую церковно- приходскую школу начала 20 века, ныне туберкулезный диспансер.

Туб диспансер г. Мытищи (быв. церковно-приходская школа)

Поднимаемся по пешеходному переходу в точку 7 (55.910987, 37.777228). Следуем по путепроводу через Ярославское шоссе до точки 8 (55.909170, 37.776493). С путепровода открывается великолепный вид  на церковь иконы Владимирской Божьей Матери  1713 г, которая и сейчас является символом г. Мытищи.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери. 1713 г.

Спускаемся с насыпи путепровода по лестнице на Владимирскую улицу. Еще недавно в этом месте находилось здание Земской школы начала 20 века (в советское время отделение ДПС), утраченное при расширении Ярославского шоссе.

Следуем к точке 9 (55.908082, 37.774932). Двухэтажный жилой дом постройки конца 19 — начала 20 века, где низ каменный, а верх деревянный — типичный образец дореволюционной застройки села Мытищи. В таких домах первый этаж обычно использовался под лавку или трактир, а второй под жилье. До расширения Ярославского шоссе здание находился во втором ряду домов, а теперь оказалось в первом. На нескольких кирпичах первого этажа хорошо заметно клеймо «Воронин» Мытищинского кирпичного завода Воронина (ныне ОАО «Стройперлит»).

Типичный дом старых Мытищ конца 19 в.

Сергей Егоров, член Союза краеведов, член Общественной палаты городского округа Мытищи.

продолжение маршрута по ул. Водопроводная аллея следует…

Читайте также:

1 комментарий

  1. 19:06 7 Май, 2017

    […] Начало  http://historykorolev.ru/archives/1980 […]