Мытищи в Великой Отечественной войне

Сегодня в день 76 летия Великой Отечественной Войны, мы продолжаем публикацию глав из книги Мытищинского краеведа и велосипедиста Сергея Егорова «Исторические Мытищи с велосипеда». Вашему вниманию предлагается веломаршрут по историческим местам города Мытищи, связанным с Великой войной.

г. Калининград-Королёв до 1960-х входил в состав Мытищинского района. Леонидовка являлась частью группового поселкового Совета «Подлипки-Леонидовка». Многие жители, работавшие на заводе ЗИК, проживали в Леонидовке. Поэтому военкомат был один. До 1960 годов  призывались в армию, а тем более во время войны, из военкомата пос. Леонидовка.

Парады проходили в Мытищах. Поэтому работники предприятия собирались у проходной и шли по ул. Ленина, Пионерской, Ярославскому шоссе на Вокзальную площадь г. Мытищи.

Нас разделяет Ярославское шоссе, но историческая память общая.

Мытищи в годы ВОВ.

Веломаршрут. Протяженность 17 км. Станция Мытищи — ул.Силикатная — Леонидовка — ул. Колонцова — Ярославское шоссе — микрорайон Дружба — Перловская — ДК «Яуза».

Город Мытищи не принимал непосредственного участия в военных действиях Великой Отечественной войны. Первый рубеж обороны Москвы в октябре-ноябре 1941 г. проходил на достаточном удалении по берегам Клязьминского и Учинского водохранилищ, реки Клязьмы, водоканала Москва-Волга. Тем не менее, город был активно вовлечен в обеспечение обороны Москвы: через него прошел 2-й (запасной) рубеж обороны, здесь дислоцировались элитные спецподразделения НКВД, работавшие в немецком тылу, находились их школы и тренировочные лагери, на полную мощность работали оборонные предприятия.

Маршрут 4. Карта 1.

Мы начинаем наш веломаршрут на  площади рядом с железнодорожной станцией Мытищи (с левой от Москвы стороны железной дороги в точке 1: 55.915188, 37.760308.) В 1941 году с этой станции отправлялись новобранцы на фронт. Там делали остановку эшелоны с солдатами из Сибири и с Дальнего Востока, которых потом перебрасывали к Москве. Почетный гражданин Мытищ генерал А.П.Белобородов вспоминал, как при длительной остановке эшелона с войсками 78 стрелковой дивизии на станции Мытищи 22 октября 1941 г. был организован митинг с участием местных жителей,  укрепивший боевой дух солдат и офицеров.

Памятник партизанам на Вокзальной площади (не сохранился). Фото 1963г.

От вокзала движемся по Шараповскому проезду и Силикатной улице до дома 1/9 (точка 2:  55.924144, 37.769180). В здании Московского индустриального техникума (сейчас Лицей №2) в 1941 году был расквартирован 18-й Истребительный батальон, который выполнял не только функции охраны и борьбы с диверсантами, но и участвовал в рейдах в тыл врага.

Здание бывший индустриальный техникум — место дислокации 18-го истрибительного батальона

Следуем к точке 3 (Силикатная,19: 55.931394, 37.775594). Это проходная предприятия ОАО «Мостройпластмасс» (бывшего кирпичного завода купца Герасимова, а с 1929 г. – Завода силикатного кирпича). В годы войны на нем было налажено производство противотанковых мин. В октябре 1943 года на заводе прогремел страшный взрыв, в результате которого он был полностью разрушен. Пересекаем Силикатную улицу и подъезжаем к памятнику погибшим в ВОВ и при взрыве на заводе (точка 4: 55.930691, 37.777747).

Памятник погибшим во время взрыва на заводе силикатного кирпича

Для опытных велосипедистом предлагаем проехать к проходной стрельбища «Динамо» (точка 5: 55.942087, 37.771645). В годы войны там находилась учебно-тренировочная база Первого Российского спецназа – Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД (ОМСБОНа). На счету бригады сотни рейдов и спецзаданий в тылу врага, десятки созданных партизанских отрядов, в том числе прославленный отряд «Победители» Д.Н.Медведева, в составе которого сражался легендарный разведчик Н.И.Кузнецов. Отец автора Степан Михайлович Егоров воевал с фашистами в партизанской бригаде им.Фрунзе вблизи города Освея (Белоруссия) под командованием И.К.Захарова. По его воспоминаниям  часть их бригады так же была сформирована из бойцов Мытищинского ОМСБОНа. В настоящее время стрельбище – частная территория. И вопрос прохода на неё зависит от благосклонности охраны. Можно объехать территорию с внешней стороны, например, до Олимпийского входа на стрельбище (точка 6: 55.943434, 37.765424).

Недалеко от точки 4 за  железной дорогой находится  санаторий «Подлипки» (точка 7:55.937789, 37.810565, Ярославское ш., вл. 149). Здесь в годы войны располагался Госпиталь на 650 мест и Высшая школа саперов и минеров на 125 человек.

От точки 4 возвращаемся к началу Силикатной улицы, пересекаем железнодорожный переезд в точке 8: 55.923474, 37.771819 и движемся по ул. Попова в сторону Ярославского шоссе. С правой стороны раскинулся квартал Мытищинской городской больницы, в которой годы войны находился госпиталь.  В точке 9: 55.924299, 37.784887 (ул. Попова, д.13) находится памятник-штык погибшим в ВОВ. Памятник расположен на месте одноэтажного деревянного здания райвоенкомата, в котором в годы войны осуществлялся призыв на воинскую службу. Из этого здания ушли на фронт более 45 тысяч наших земляков.

Городской военный комиссариат в Мытищах в 1940-х. Фото из книги С.Ветлина «Мытищи родина Российского спецназа».

 

Памятник-штык погибшим в ВОВ на месте бывшего Мытищинского военкомата

Следуя по  улице Хлебозаводской выезжаем на Ярославское шоссе и поднимаемся на пешеходный мост в точке 10:  55.921323,  37.796067. С моста открывается  вид на административное здание артиллерийского завода №88 (ныне ОАО «РКК Энергия», точка 10: 55.921762, 37.798245).

Административное здание бывшего военного завода ЗИК N 88 (ныне РКК Энергия)В 1941 году завод был эвакуирован на Урал, а в 1942 году на его место перевезли Ленинградский завод «Арсенал». За годы войны на заводе было выпущено 5400  25 мм автоматических зенитных орудий 72-К.

Расчет зенитной автоматической пушки 72-К на позиции в 1943 г.

Едем вдоль Ярославского шоссе к церкви Иконы Владимирской Божьей матери (точка 11: 55.910049, 37.774030). Колокольня церкви была разобрана в 1941 г., чтобы не служить ориентиром для вражеской авиации, и восстановлена лишь в конце 1990-х.

Церковь иконы Владимирской божьей матери. 1713 г.

По левую руку проезжаем место бывшего аэродрома Ставки Верховного Главнокомандования (точка 12: 55.911582, 37.784523). Именно с этого аэродрома чаще всего осуществлялась доставка диверсионных и партизанских групп ОМСБОНа в тыл противника.

Аэродром Ставки Верховного Главнокомандования. Немецкая съёмка 1942г.

Проезжаем 800 метров до проходной ОАО «Метровагонмаш» ул. Колонцова, д. 6, точка 13: 55.910457, 37.765751 . Завод, в годы войны скрывавшийся под номером 592, был эвакуирован в г.Усть-Катав в октябре 1941 г. Несмотря на эвакуацию, на его территории продолжали выпускаться бронеколпаки и противотанковые ежи. А с 1943 года уже на новом оборудовании завод стал производить самоходные артиллерийские установки СУ-76, прославившиеся в боях на «Курской дуге». Памятник легендарной  самоходке возвышается  напротив проходной завода.

Самоходка CУ-76 у проходной ОАО Метровагонмаш

СУ-76 в Берлине

СУ-76 в бою

На соседнем предприятии – фабрике «Вискоза» (ул. Колонцова, д.5, точка 14: 55.913395, 37.763674) было налажено производство парашютного шёлка и строп. А с 1943 г. —  целлофана — пленки остро необходимой на фронте.

Возвращаемся к Ярославскому шоссе по улице Колонцова, которая в 1940-х была главной улицей г.Мытищи, и там часто проводились военные парады и демонстрации.

Военный парад на улице Колонцова в 1940-х

Пересекаем Яузу по пешеходному мостику и следуем вдоль шоссе по тротуару  (к сожалению он закончен пока не везде) в сторону Москвы к еще одному образцу оборонной продукции бывшего завода № 592 — самоходной зенитной установке «Шилка»  (Точка 15: 55.903611, 37.759265).

Зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»

Маршрут 4. Карта 2

Продолжаем движение  за шумозащитным экраном до надземного перехода (точка 16: 55.892152, 37.743443). Переходим на другую сторону шоссе и по улицам 1-ая Парковая и Красина подъезжаем к Храму Николая Чудотворца, освящённого в 2003 г. (точка 17: 55.889713, 37.750065). На площадке около храма находятся два ЖБОТа (ЖБОТ — Железо-бетонная огневая точка). Один сохранился в этом месте со времен ВОВ. В то время не было храма, торгового центра «ХL», и  из ЖБОТа свободно простреливался значительный участок Ярославского шоссе. Второй ЖБОТ был недавно «спасен»  краеведами из болот Лосиного острова.

Железобетонный ДОТ у храма Николая Чудотворца

Железобетонный ДОТ у храма Николая Чудотворца

Возвращаемся в точку 16 и по улицам 5-й Ярославский переулок, Пожарный проезд, 2-ая Бауманская, 1-ая Вокзальная продолжаем движение в сторону  платформы Перловская. Переходим железную дорогу по пешеходному переходу, и справа от него видим еще один ЖБОТ, охранявший подступы к железной дороге (точка 18: 55.893094, 37.730223).

Железобетонный ДОТ у платформы Перловская

Примерно в 400 метрах северо-восточнее ЖБОТа в точке 19: 55.896394, 37.734874 в санатории им. Семашко (ныне не существует) размещался Военный госпиталь.

По улице Героя России Веры Волошиной, студентки Института кооперации, повторившей подвиг своей подруги по части Зои Космодемьянской, и казненной в один с ней день — 29 ноября 1941 г. (памятник-бюст герою находится в точке с  координатами   55.893464, 37.725117, улица Семашко, 22), движемся ко второму Рубежу обороны Москвы, проходившему  в Мытищах вдоль реки Яузы.  Поворачиваем направо на 1-ую Крестьянскую улицу, а затем на Сосновую. Здесь в точке 20: 55.897186, 37.727002 сохранился один из ЖБОТов, защищавших этот рубеж.

Железобетонный ДОТ на берегу Яузы в точке 20

Из точки 20 можно сделать радиальный съезд с маршрута к бывшей территории Мытищинского аэродрома ОСОАВИАХИМа. В 1941 году аэродром был подчинен НКВД и использовался для заброски диверсионных групп в тыл фашистам и тренировок парашютистов. Увековечивает место  аэродрома памятник самолёту ПО-2 (точка 21: 55.903420, 37.714788).

Памятник самолёту ПО-2

К памятнику можно добраться по улицам 1-ая Крестьянская, Сукромка, Лётная.  Восточная граница аэродрома проходила по улице Лётная, а западная — приблизительно по ул. Юбилейная. На пересечении последней с бульваром Ветеранов установлен  памятник Почётному гражданину Мытищ, Герою Советского союза, лётчице, «ночной ведьме» Н.М. Распоповой (точка 22: 55.910854, 37.715094 ).

Памятник Н.М Распоповой

Продолжаем движение вдоль Рубежа обороны на север по недавно открытой велодорожке вдоль Яузы, далее по улицам Набережная, Рабочая, Мира к еще одному хорошо сохранившемуся ЖБОТу в точке  23: 55.906385, 37.743090 .

ЖБОТ вблизи улицы Мира

Заканчивается маршрут у Военного Мемориала г. Мытищи в точке 24: 55.907721, 37.742485. Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1995 года, а 9 мая 2005 года у подножия величественной стелы был зажжён Вечный огонь. Поклонимся погибшим героям и почтим их память минутой молчания.

Военный мемориал г.Мытищи

Описывая маршрут, мы не упомянули несколько важных объектов воздушной обороны города: позиций зенитных орудий  у ДК Яуза, театра ФЭСТ, школы N 25, на Фуражной улице; прожекторных установок у школы N 25 и на современной территории Российского университета кооперации, аэростатных заграждений в районе платформы Перловская; одну из первых радиолокационных станций в СССР «Редут 40», работавшую у деревни Ядреево (в 1941 г. под Москвой их было всего две). Следов от них практически не осталось. Мы можем только приблизительно назвать место, где они находились.

Первая Советская РЛС на дежурстве. Фото 1941 г.

 

Сергей Егоров, член Союза краеведов, член Общественной палаты городского округа Мытищи

Источники:

  1. Из книги Сергея Егорова «Исторические Мытищи с велосипеда» (готовится к печати).

Также вы можете прочитать в газете «Неделя в округе»:

  1. № 17 от 6.5-12.5.2017 г. «Мытищи в ВОВ». Веломаршрут ч.1.
  2. № 18 от 13.5-19.5.2017 г.»Мытищи в ВОВ». Веломаршрут ч.2.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий