Из Нижнего – в Подлипки: эвакуация Петроградского орудийного завода

Цех Петроградского орудийного завода

Петроградский, потом Московский орудийный, он же завод им. Калинина, завод № 8, 88, … В первые послереволюционные годы эвакуированные в Подлипки питерцы дали жизнь поселку артиллеристов, в годы Великой Отечественной войны завод отправлял на фронт пушки, в послевоенные годы оказался у истоков ракетно-космической отрасли. В Государственных архивах — Экономики (РГАЭ), Российской Федерации (ГАРФ), Военно-историческом (РГВИА) хранятся материалы, позволяющие воссоздать события давнего времени.

Не верится, что этим, подшитым в толстую папку листочкам через 10 лет исполнится столетие. Такая сконцентрированная энергия исходит от пожелтевших бумажек размером в четвертушку или даже в одну восьмую писчего листа. Телеграммы, телефонограммы, докладные записки, рапорты, распоряжения, ходатайства… Вчитаемся в них заново.

1918-1919 годы…  Документы рассказывают о героической и вместе с тем драматической эпопее эвакуации Питерского орудийного завода в Подлипки. Она длилась с мая 1918-го по октябрь 1919-го.

Известно, что Питерский  орудийный был сначала эвакуирован в Нижний Новгород, а вскоре переадресован в Подмосковье, на территорию недостроенного завода «Бекос». Почему, по каким причинам была предпринята сложнейшая повторная эвакуация? И как она проходила?

Документ начала сентября 1918 г. из фонда Центрального Правления Артиллерийских заводов (ЦПАЗ): «Принимая во внимание …невозможность создания на выбранном месте (в Нижнем – Р.П.) крупного пушечного производства, отвечающего современным техническим требованиям, ЦПАЗ постановляет: Петроградского орудийного завода в Нижнем Новгороде не устраивать…

Орудийный завод являлся постоянным поставщиком прицельных приспособлений, а буссоли, угломеры изготавливались только на Орудийном заводе. С прекращением означенных производств мы лишились бы очень важного и даже исключительного поставщики в лице Орудийного завода».

Цех буссовей в Петрограде

Было принято решение разместить Орудийный завод под Москвой. Но где найти подходящее место? Читаем далее: «Сентябрь 1918 г. Комиссия ЦПАЗ осмотрела ряд заводов. Наиболее подходящим в техническом и экономическом отношении является завод «Бэкос», ныне Казенный завод военных самоходов, принадлежал Британскому Инженерному Обществу… Участок завода 50 десятин, рядом имеется свободный участок в 140 десятин. Завод строился для годового изготовления 1000 автомобилей при 2000 рабочих. Постройка приостановлена. Имеется железнодорожная ветка от Щелковской ветки Северной железной дороги, кроме того, временная узкоколейка».

Чертеж Казенного завода военных самоходов. 1917 г.( КЗВС)

Так было выбрано окончательное место для завода. Началась эпопея повторного перенаселения. Часть грузов Орудийного завода из Нижнего Новгорода должна была направляться по железной дороге, а часть – водным путем на Коломну, и далее железнодорожным – в Москву, а оттуда через станцию Мытищи в Подлипки.

Также шли вагоны в Первую мировую и Великую отечественную

Приближалась зима. Телеграммы, докладные записки, рапорты, распоряжения, хранящиеся, датированные с интервалом в три-четыре дня, передают атмосферу напряженности, тревоги, отсчитывают время буквально по часам.

14 ноября 1918 г.: «Ввиду наступающего на днях ледостава погрузку в Нижнем с барж приходится вести самым энергичным образом, по 50 вагонов в сутки, несмотря на то, что суточная приемная способность завода «Бекос» ограничена 10 вагонами».

Через две недели, 28 ноября: «Немедленно примите меры к поднятию разгрузки до возможно больших размеров, дабы обеспечить вывоз имущества, находящегося в Сормовском затоне на баржах и на берегу. Промедление грозит гибелью имущества».

Декабрь 1918 г.: «Собрание рабочих Орудийного завода ставит вопрос скорейшей эвакуации из Нижнего в Москву. Одежда сгнила на баржах. Дров, теплого жилья нет. Катастрофа с наступающими холодами неминуема. Массовые заболевания, учащаются смертные случаи».

10 января 1919 г.: «Груз стоит на станции Подлипки на железнодорожных путях, вес в каждом вагоне примерно 800 пудов. Разгружают сами рабочие завода».

14 января 1919 г.: «Более месяца не выгружено около 150 вагонов в пределах Северной, Окружной, Московско-курской и Нижегородской дорогах. Нет рабочей силы для разгрузки».

26 января: «Работа проводится под открытым небом, и рабочие подвергаются всем неблагоприятным условиям зимней погоды, морозов, ветра и проч. Одежда не приспособлена под разгрузку. Рвется последнее, что есть у рабочих. Теплые вещи с баржами не еще не прибыли».

28 января: «В Сормовском затоне задерживается перевалка 150000 пудов груза Орудийного завода, который находится на баржах. Требуется немедленное освобождение барж от груза, так как они ввиду ветхости, не выдержат весеннего разлива».

Не датировано: « В течение 5 дней предлагается разгрузить вагоны, находящиеся на станции Мытищи, под личную ответственность наблюдающих лиц. Виновные в неисполнении сего будут арестованы и привлечены к ответственности».

25 марта 1919 г.: «Усиленная разгрузка привела к тому, что имущество завода в значительном количестве разбросано по территории, которая до сих пор не огорожена забором за неимением теса».

И, наконец, 16 апреля 1919 г.: «Сегодня разгружен последний вагон  с Мытищинского узла, после чего ни в Мытищах, ни в Лосиноостровской вагонов Орудийного завода нет ни одного».

Окончательная эвакуация завершилась только в начале октября 1919 г. В Подлипки поступило 795 вагонов, водным путем прибыли 54 баржи.

И вместе с тем, уже с начала декабря 1918 г. при поступлении первых грузов начался ремонт орудий прямо на железнодорожных платформах. А к концу 1919 г. завод выпустил более 100 пушек. Заработали прицельно-затворная, механическая и электрическая мастерские.

Это было только начало. Предстояло построить завод, освоить производство новых видов орудий, но в самых ближайших планах уже было намечено – возвести первые 30 домов с удобствами для рабочих. Так рождалась улица Ленина – первая улица в поселке. Так рождался город.

ул. Ленина. Фото Сафронова И.А.

Людмила Бондаренко, научный сотрудник Королевского исторического музея

Источник: газете «Калиниградская правда»  № 31 от 24.04.05 г. рубрика «Былое и думы» № 92.

Архивные документы смотри:

http://historykorolev.ru/archives/2395

Читайте также:

error: