Альфред Шнитке в нашем городе

 Свои воспоминания Дмитрий Иосифович Шульгин, который  опубликовал их в виде беседы с Альфредом Гарриевичем Шнитке, открывает  следующими вопросами:

«Альфред Гарриевич, вы родились 24 ноября 1934 г.?

— Ну вот, наконец-то, этот легкий и долгожданный вопрос. Да. И это знаменательное событие произошло в городе Энгельсе Саратовской области. Правда, в то время она называлась АССР Немцев Поволжья.

А когда у Вас впервые пробудился интерес к музыке?

Альфред Шнитке

— Учиться музыке я начал поздно, в двенадцать лет, но была возможность сделать это и раньше. Помню, что в 1941 году я был в гостях у дедушки и бабушки, и меня повели в ЦМИ сдавать вступительный экзамен. Я его не прошел. Меня то ли не приняли, то ли взяли в подготовительный класс, но началась война…»

Конечно, здесь не стоит полностью приводить биографию А.Шнитке. Её можно почитать в Интернете или в воспоминаниях сестры Ирины, жены и друзей. А вот где именно жила семья в Валентиновке, с кем дружил Альфред, где учился? Сегодня осталось совсем мало людей, которые знали семью Шнитке, учились с Альфредом, его братом и сестрой. Поэтому так драгоценны крупицы этих воспоминаний и фотографий.  Да и местность изменилась так, что трудно восстановить окружение тех времен.

В 1947 году семья Шнитке возвращается в Москву из Австрии. Жилья нет, живут в разных местах, ночуют у знакомых и друзей. Идут поиски жилья, которые приводят их в наш город, вернее, в поселок Валентиновка. Вот здесь в конце 1948 года им удается снять половину дома, который построил заместитель директора одного из заводов в нашем городе.

Дом Шнитке. Вид с улицы.

Дом Шнитке. Вид со двора.

Судя по планировке и внешнему виду проект дома был взят по типу австрийского «шале»  (Может быть, это была одна из причин, которая привлекла внимание отца к этому дому, ведь он жил в Австрии). И строили его немецкие военнопленные. Дом стоял на краю улицы, а напротив него  был пустырь, где летом собирались и играли дети.

Дуб, под которым играли дети.

Этот дом станет их пристанищем до 1956 года. Правда, сам Альфред покинет его раньше, в 1953. Но все равно, в этом доме будут собираться друзья семьи, хорошие знакомые и близкие,  на праздники и семейные события. Самое лучшее описание жизни в Валентиновке мы находим в воспоминаниях сестры Ирины Комарденковой-Шнитке:

«И все же в первых числах декабря мы оказались в Валентиновке, подмосковном дачном поселке, тихом, чистом и уютном. Здесь, у бывшей сокурсницы папиного брата, дяди Толи, была дача. Мы прожили в этом доме до июля, а точнее, до середины августа 1956 года.

Братья и сестра Шнитке в Валентинвке.

В деревянном одноэтажном доме мы снимали за 350 рублей в месяц две комнаты. В доме было четыре комнаты, включая кухню. Мы занимали две комнаты и, конечно же, пользовались и кухней…

Наша большая комната была проходной, в ней было две двери, одна – из кухни в комнату, другая – из нашей большой «детской» в маленькую комнату родителей…

Обе комнаты получились уютными, а «детская» просто просторная, т.к. наши с Витей раскладушки на день убирались и раскладывались только перед сном, в самом теплом углу, у печки…

Та самая комната.

Все внутренне пространство дома разгородили тонкими тесовыми перегородками, не доходящими до потолка. Каждое, даже тихо сказанное, слово мы слышали в любом углу дома. Подобно звуку распространялось и тепло, но увы, недолго оно задерживалось — не спасали даже теплые пуховые перины, привезенные из Вены: утром в доме было неуютно и выбираться из-под перины не хотелось».

Детская комната. На месте камина была печка.

Сегодня в доме все перестроено. Вместо печки устроен камин, хотя подкаминная медная доска кажется очень старой.  Перегородки сделаны во всю высоту, до потолка. Устроен второй этаж и для установки лестницы, видимо, была взята часть большой «детской» комнаты.  Но все равно обе комнаты: большая и маленькая все же сохранили, видимо, дух того времени. По крайней мере, нам так показалось, когда сегодняшний хозяин любезно согласился показать мне и Ольге Викентьевне Зуевой  дом внутри.

Поскольку учебный год уже начался, выбора в какую школу идти не было, Альфред и Виктор поступили в 1-ю Костинскую школу-десятилетку, ныне это Техникум технологии и дизайна, а сестра Ирина пошла в начальную школу офицерского поселке. Наступает весна, начинают приезжать дачники, появляются дети. Все вместе собираются на пустом участке полянки. Летом Альфреду и Виктору  родители покупают велосипеды. Ребята совершают прогулки даже до Медвежьих озер! Этим же летом, Альфред решил устроиться на работу – в качестве аккордеониста на танцах в пионерском лагере «Промбанка». Как пишет Ирина  «… он решал в это время самую важную проблему своей жизни…»,  хотел поступить в музыкальную школу!  И он решил её! В августе 1948 года его принимают в музыкальное училище имени Октябрьской революции.

А.Шнитке в Валентиновке.

С этого момента жизнь семьи резко меняется. В доме появляется пианино. Где его поставили? Как правило, инструмент ставят около капитальной стены. Это, например, простенок от угла до окна, справа в большой комнате (там где стоял цветок –«Ванька мокрый»). Изменяется порядок жизни – теперь отец и сын рано утром уезжают в Москву. Ходили на станцию – платформа Валентиновка. До платформы нужно было перейти Валентиновское поле. Это сейчас поле пересекает пешеходная асфальтированная дорожка, обсаженная деревьями – получилась красивая аллея. А тогда через поле вела простая утоптанная тропинка, которая весной-осенью превращалась в грязь, а зимой была засыпана снегом. Её никто не чистил, и первому пешеходу приходилось протаптывать дорожку своими ногами.  А электричка – это же целый час в вагоне! Мне рассказывали, что Альфред так был увлечен сочинением музыки, что сидя в вагоне доставал нотную тетрадь и записывал музыку, которая рождалась у него  в голове.

Веранда в доме, где собирались друзья.

Родители купили радиоприемник «Балтика» с проигрывателем и по вечерам отец и Альфред слушают музыку. По воспоминаниям Ирины пластинки были с записями произведений Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Баха, Моцарта. Особенно они любили слушать Вагнера «Лоэнгрина» из цикла «Кольцо небелунгов». В доме появляются родственники и знакомые. В первую очередь часто приезжает преподаватель училища — Василий Михайлович Шатерников. Зимой он и Альфред иногда ходят на лыжах. По краю Валентиновского поля лыжники прокладывали лыжню и в хорошую погоду на прогулку выходили целыми семьями. Вот так на лыжне Альфред познакомился с А.Г. Двейриным. Видимо их познакомил сам Шатерников, у которого так же учился Арсений Двейрин. В 1953 году, после смерти Сталина в гости к отцу начинают приезжать много друзей и знакомых по работе и родственники.

В 1953 году Шнитке поступает на композиторский факультет Московской консерватории. Осенью 1955 года Альфред женится, и переезжает в Москву на квартиру жены, около Таганки. Но все равно, каждую субботу и воскресенье они- жена Галина и он — приезжают в Валентиновку. В 1954-1955 годы в выходные и праздники в  гости  начинают приезжать друзья Альфреда по консерватории – Аркадий Петров, Дарик Караманов, Женя Крылатов. Мама Альфреда накрывала красивый стол и гости разговаривали о музыке, хвалили пироги, а потом танцевали. В 1958 году Шнитке закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского и его принимают в аспирантуру, которую он оканчивает в 1961 году. После аспирантуры он начинает преподавательскую деятельность в консерватории – преподает инструментовку, чтение партитур, полифонию, композицию.

Шнитке после аспирантуры.

Вот так удивительно переплелась судьба великого композитора современности Альфреда Гарриевича Шнитке с нашим городом. С отъездом семьи в Москву эта связь прервалась. Мне не известно, был ли Альфред после у нас в городе? Но то, что люди, хорошо знавшие его и семью, следили за его судьбой и даже звонили ему, брату, сестре. Особо мне хотелось бы вспомнить Г. Артамонова, который учился в одном классе с братом Виктором и знал сестру Ирину. Он мне рассказывал о том, как они учились вместе в 1-ой Костинской школе, как дружили  и даже показал книгу стихов мужа Ирины с дарственной подписью!  Он принял близко к сердцу уход А. Шнитке. 3 августа 1999 года  написал стихи «Памяти Альфреда Щнитке» Вот они:

Кладу две розы на плиту,

Чем исправляю я ошибку.

Читаю на плите «А. Шнитке»,

И этим подвожу черту.

Прощаться с ним не подходил:

Хотелось мне продлить прощанье,

О чем-то с ним поговорить,

Я говорил… В ответ молчанье.

Немного было в жизни встреч…

Когда ещё в Москву приеду.

Есть книга и по книге той

С Альфредом я веду беседу.

Памятник на могиле А.Шнитке Новодевичьего кладбища.

Удивительно многогранный самобытный поэт Г. Артамонов,  который откликался рифмой на много события. В том числе и на творчество Шнитке. Всё последнее время он очень хотел послушать «Поэму о Космосе». Как появилось это произведение? Во время обучения в аспирантуре в 1961 году Альфред пытается наладить дружески отношения с Союзом композиторов СССР. И вот Министерство культуры заказывает ему музыкальное произведение «Поэму о космосе». Он сам описывает это произведение следующим образом:

«Сжатый цикл: медленное вступление и заключение, в середине – аллегро с медленным эпизодом в центр.  Что интересным осталось здесь для меня и как-то сказалось потом, так это аккорды, построенные из высоких обертонов вплоть до пятнадцатого, и, кроме того, некий диалог tutti и орган, похожий отчасти на кульминацию в финале четвертой части симфонии». Интересно, что в поэме использованы электронные инструменты – эквадин, компонолла, терменвокс и камертонное пианино. Однако автору эта поэма не нравилась и официально она не исполнялась.

Зато  в полной мере Альфред включился в работу по созданию музыки к фильму о первом космонавте: «Наш Гагарин». Это 30-ти минутный очерк о первом человеке, совершившем полет в космическое пространство, вышел на экраны в 1971 году. Авторы сценария И. Бессарабов и Я. Голованов. В этой картине впервые прозвучала песня А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Как нас Юра в полет провожал» в исполнении Ю.Гуляева. Ну, а вся музыка к фильму написана А.Шнитке!  Кроме этого им написана музыка к 60-ти фильмам, например: «Сказка странствий», «Экипаж», «Агония», «Горячий снег» и другие.

Горячий снег. 1972 r.

Экипаж. 1980 г

В своем творчестве композитор обратил свое внимание и на творчество М.Цветаевой.  В 1965 году им был написан вокальный цикл на три стихотворения «Проста моя осанка», «Черная, как зрачок» и «Вскрыла жилы».

«Проста моя осанка»

Проста моя осанка,

Нищ мой домашний кров

Ведь я островитянка

С далеких островов!

Живу – никто не нужен!

Взошел – ночей не сплю

Согреть чужому ужин –

Жилье своё спалю.

Взглянул – так и знакомый,

Взошёл – так и живи.

Просты наши законы:

Написаны в крови.

Луну заманим с неба

В ладонь – коли мила!

Ну а ушёл – как не был,

И я – как не была.

Гляжу на след ножовый:

Успеет ли зажить

До первого чужого,

Который скажет: пить

«Черная, как зрачок»

Чёрная, как зрачок, как зрачок, сосущая

Свет – люблю тебя, зоркая ночь.

Голосу дай мне воспеть тебя о праматерь

Песен, в чьей длани узда четырех ветров.

Клича тебя, славословя тебя, я только

Раковина, где ещё не умолк океан.

Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!

Испепели меня, черное солнце – ночь!

«Вскрыла жилы»

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь

Подставляйте миски и тарелки!

Каждая тарелка будет – мелкой,

Миска – плоской,

Через край – и мимо –

В землю чёрную, питать тростник

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих».

Цикл впервые был исполнен в молодежном клубе Дома композиторов в январе 1966 года. Шнитке писал о них: «совершенно свободные, как от технических догм серийной техники, так и от технической инерции тональной музыки, — и вот эти романсы так и написаны. Конечно, это можно было делать, на первых порах только опираясь на текст, поскольку текст и создавал здесь форму: повторяющиеся строчки вели к аналогиям и в музыке, в тексте содержались смысловые кульминации, а следовательно, и музыкальные, и текст давал всему этому связь.  …- оно (сочинение – добавлено мною)  написано именно свободно и, как бы, непроизвольно». Впервые  эти романсы были исполнены певицей Светланой Дорофеевой.

В заключение, не могу не вспомнить совсем недавно прошедшую Зимнюю  Олимпиаду в Сочи. Хорошо известно, что олимпиада проходила под музыку А.Шнитке. Отдельно под управлением  В. Гергиева в Сочинском  Зимнем театре  был дан концерт в рамках IV Зимнего международного фестиваля искусств. На концерте во второй части прозвучал «Концерт для альта с оркестром» А.Шнитке. Открытие Сочинской зимней олимпиады происходила под звуки его же «Concerto grosso № 1».

Церемония открытия зимней Олимпиады в Сочи 2014 г.

А вот как рассказывают о закрытии Олимпиады:

«Каждый номер рассказывал об определенном периоде российского искусства.

Музыкальным сопровождением этого фрагмента стал фрагмент пьесы композитора Альфреда Шнитке «Полька для альта с оркестром».

На арене появлялись  полотна Малевича, Шагала, Кандинского, герои картин кружились в воздухе в красивом танце под музыку Шнитке «Полька для альта и струнных».

Высшая школа музыки в Гамбурге, где преподавал А.Шнитке.

В последние годы своей жизни А.Шнитке жил в Гамбурге и преподавал в Высшей школе музыки. Мне посчастливилось быть там.

В.И.Малых у Высшей школы музыки.

В фойе на стене установлена плита, где написаны имена известных преподавателей-музыкантов, которые в разное время работали в школе. Среди них есть фамилия Альфреда Гарриевича Шнитке.

Владимир Ильич Малых

Читайте также:

error: