Семейный портрет

6 марта  (по нов. ст.) исполнилось 210 лет со дня рождения (1808) и  19 марта (по нов .ст.) — 150 лет со дня кончины (1868)  русского архитектора, реставратора и преподавателя, основоположника научной реставрации в России, директора Московского дворцового архитектурного училища (1842—1865) — Фёдора Фёдоровича Рихтер (Фридриха Фридриховича). Его имя значится среди владельцев сельца Максимково. Поэтому сегодня я хочу рассказать немного о его деятельности. 

На Красной площади расположен Государственный исторический музей. Надеюсь, что читатели посещали его. Среди многочисленных экспонатов музея есть портрет семьи Гусятниковых.  А кто такие Гусятниковы? Кто автор портрета? Почему именно на этот портрет я прошу обратить внимание?

Этот заказной семейный портрет может рассказать о многих интересных событиях российской истории.

Семейный портрет Гусятниковых. Худ. Подключников Н.Н. 1838 г.

Художник Николай Николаевич Подключников (1813–1877), известный также как реставратор и коллекционер, до 26 лет был крепостным Шереметевых. Затем получил вольную и звание свободного художника. Работал в жанре архитектурного пейзажа и портрета в интерьере, реставрировал иконостас Успенского собора в Кремле.

На картине художник изобразил помолвку дочери Николая Михайловича Гусятникова, известного московского старожила, отставного гусара и меломана. Семья Гусятниковых была одной из древних купеческих династий, пользовавшихся известностью и уважением в Москве. С XVII в. они занимались приемом сибирских оброков: меха, золота, драгоценных камней. Организовали «Питейную компанию». Им принадлежало более сорока лавок, в том числе и на теперешней Манежной площади, которая в конце XVIII в. неофициально называлась Гусятниковой.

Николай Михайлович Гусятников

Николай Гусятников, глава семьи, изображенной на портрете, поступил на военную службу, стал гусаром, выслужил офицерский чин и получил дворянство. Участник войны 1812 г., Н.М. Гусятников стал членом-учредителем Московского императорского общества сельского хозяйства, написал несколько книг по агрономии.

На картине среди его многочисленного семейства сыновья и дочери, а также зятья – инженер Николай Осипович Крафт, сенатор Николай Иванович Любимов и архитектор, археолог и реставратор Федор Федорович Рихтер, который как раз и был женихом  одной из дочерей Гусятникова.

Николай Осипович Крафт (1789-1857)

Генерал-майор Крафт известен тем, что разработал множество инженерно-технических проектов для железной дороги Москва–Санкт-Петербург, участвовал в составлении сметы строительства и был начальником этой дороги.

Действительный статский советник Любимов занимал должность правителя дел высочайше учрежденного комитета об изыскании новых источников доходов и сокращении расходов столицы, возглавлял российскую духовную миссию в Пекине, дослужился до должности директора Азиатского департамента [1].

Хотя на портрете есть дата написания 1838 год, но венчание состоялась только в 1843 году. Об этом свидетельствует  метрическая книга Дмитровского уезда, села Елдигино Троицкой церкви.

Троицкий храм села Ельдигино. 1735 г. Арх. Зубов М.П.

4 июня Московского дворцового Архитектурного училища директор надворный советник Фёдор Фёдорович Рихтер, лютеранского вероисповедания, женился первым браком, 35 лет,  на девице 19 лет Александре Николаевне /Петровой ?/ московской купчихе, православного вероисповедания, которая приходится дочерью Николаю Михайловичу Гусятникову. Село Елдигино в то время принадлежало Гусятникову, а затем перешло в руки его другой дочери Татьяне Николаевне и зятя Любимова Семена Ивановича.

При крещении их детей с 1844 по 1856 годы восприемниками были её отец и сестра Татьяна. Жила семья Федора Федоровича Рихтера в Москве [2].

Рихтер Федор Федорович (23.02.1808-7.03.1868 ст. ст.)

Рихтер Федор Федорович, профессор архитектуры, сын художника, родился в Петербурге 23 февраля 1808 г. В Академию Художеств он поступил вольноприходящим, или, как в то время называлось, «посторонним» учеником, и во время прохождения академического курса состоял уже на службе. На своем жизненном пути он многократно награждался золотыми и серебряными медалями, бриллиантовым перстнем за великолепные рисунки и проекты зданий. Президент Академии, A. H. Оленин, выхлопотал ему поездку за границу  и в мае 1834 г. он отправился в Италию.

3 июля 1837 г. Совет Академии Художеств объявил ему «особенную похвалу» за успешные занятия в чужих краях по части архитектуры, подтвержденные присланными в Академию разными отличными рисунками, показавшими вкус, отделку и познаниям в древностях.

Большой Кремлевский дворец. Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов

9 сентября 1839 г., «по известным отличным трудам его по архитектуре и, особенно, за сделанную им реставрацию форума Троянова», возведен в звание академика. Наконец, 3 октября 1840 г. Рихтер вернулся в Россию. 7 февраля 1841 г., он был уже определен архитектором в Московскую Строительную Комиссию, откуда 1 июня того же года назначен архитектором к строившемуся тогда новому Кремлевскому дворцу.

Любовь к древнерусскому зодчеству  послужила, как можно думать, поводом к приглашению его в апреле 1842 года на должность директора Дворцового Архитектурного Училища. Директором Училища Ф.Ф. Рихтер оставался вплоть до 1865 г., когда оно было упразднено и слито с теперешним Училищем Живописи, Ваяния и Зодчества, в котором он уже раньше состоял членом Совета Общества.

По окончании постройки Кремлевского дворца, Рихтер, 2 апреля 1849 г., не только получил чин статского советника и золотую медаль в память этого события, но еще награжден был орденом св. Анны 2-ой степени и пятью тысячами руб. сер.

При постройке Кремлевского дворца по его проектам произведена отделка Владимирского и Александровского залов и постройка Оружейной Палаты.

Владимирский зал Большого Кремевского Дворца

Он производил реставрацию церкви в с. Дубровицах, Подольского уезда (1850 г.), сооруженную при Петре Великом архитектором Тессингом.

Церковь в Дубровицах.

Строил дом и усадьбу графа Воронцова, в подмосковном имении Марьино; участвовал в приготовлении к коронационным торжествам 1856 г., за что получил чин действительного статского советника; реставрировал Дом бояр Романовых, со всем его внутренним убранством (1858—1859 гг.), за что ему пожалован орден св. Владимира 3-й степени.

Дом бояр Романовых

Реставрировал дом Михаила Федоровича в Ипатьевском монастыре (1862 г.); церковь Спаса на Бору (1862 г.); руководил реставрацией внешнего вида и внутренней стенописи Благовещенского собора в Москве и восстановил Боровицкую башню.

Боровицкая башня 1883 г.

Для императрицы в 1864 г. в селе Ильинское Звенигородского уезда все работы, как по ремонту, так и по новым постройкам были возложены на Ф. Ф. Рихтера, за что награжден Станиславской звездой. Кроме того, он устраивал помещение для трех Московских мануфактурных выставок: 1843 г., 1853 г. и 1865 г.

Им были построены еще церковь в Петровском парке, в Москве; белокаменная колокольня в с. Ивановском, Подольского уезда, — имение графа Закревского, и дом И. Л. Медведникова, около Арбата, где впервые в Москве было применено им устройство полукруглой лестницы, ступеней в двенадцать, сложенной из мрамора, в притеску, безо всякой поддержки.

Так шла его кипучая деятельность вплоть до 7 марта 1868 г., когда он, после кратковременной болезни, скончался; после него остались два сына и четыре дочери [3].

Таков жизненный путь профессора архитектуры, реставратора, художника, имя которого связано с историей нашего города. Дело в том, что в 1851 году были определены границы владений села Максимково наследников Василия Сергеевича Трубецкого и Пукаловой Елизаветы Петровны. Пукаловой достались сельцо Любимовка и полусельцо Максимково и 66 десятин земли, наследникам – около 200 десятин с полусельцом Максимково [4]. Андрей Василевич Трубецкой, последний владелец из рода Трубецких, продает имение в апреле 1859 года Рихтеру Федору Федоровичу, в то время действительному статскому советнику.  Покупка именно этого имения была сделана и потому, что рядом в селе Ельдигино жила сестра его жены. Вместе с сельцом Максимково приобретена и часть Сугорской пустоши, принадлежащей ранее также Трубецким. Часть земли не заселенной крестьянами по левую сторону реки он продает буквально через месяц Якову Финогенову. Через некоторое время, 13 сентября 1863 года, Рихтер вынужден был уступить 19 своим крестьянам около 58 десятин земли согласно Положению о крестьянах 1861 года. За ним оставалось более 70 десятин.  Был ли здесь господский дом, в котором они проживали, пока не выявлено. После его смерти имение продано Чертову В.Е., который в 1873 году перепродаёт Зенгер Екатерине Григорьевне [5]. В 1874 году оказывается в руках Гербер Владимира Ивановича [6], а с 1890 года – Александра Ивановича Гербер. Владельцы, в надежде получить максимальную выгоду, землю сдавали в аренду под строительство или продавали под дачи.

Маношкина Галина и Некрасов Михаил

Источники:

[1] Князева Е. Портрет семьи Гусятниковых

[2] ЦГА Москвы. ОХД до 1917г. Фонд 4. Опись 10. Дело 1829. О дворянстве Ф.Ф.Рихтер. Найдено Н.А. Некрасовым.

[3] Русский биографический словарь   А. П. Новицкий.

[4] РГАДА Фонд 1354 оп. 246  часть 2  № 860

[5] ЦГА Москвы. ОХД до 1917г. Фонд 184. Опись 9. Дело 581 №п/п 304

[6] ЦГА Москвы. ОХД до 1917г. Фонд 184. Опись 9. Дело 581 №п/п 313

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Есть подозрение, что авторы указали не все источники, которыми пользовались да и заимствовали те, на которые ссылались тоже из одного (в основном источника) . Любимов С.И был не сенатором. Это ошибка.
    С уважением, Трегубова Е.Л. (см. в том числе в «Забытый зодчий Ф.Ф.Рихтер», М.2000)

Добавить комментарий