Шесть недель в Костино

22 апреля – день рождения В.И. Ленина. Сегодня председатель Королевского краеведческого общества  В.Малых предлагает вспомнить о пребывании вождя революции на костинской земле. 

 21 января 2018 года в отделе Усадьба «Костино» Королёвского исторического музея», состоялась встреча со Львом Данилкиным, автором новой объемистой книги «ЛЕНИН. Пантократор солнечных пылинок». Владимир Ильич Малых был на этой встрече и поделился своими впечатлениями о прочитанном.

 Пуля оказалась роковой…

…Заканчивался 1921 год – первый мирный после семилетней   разрушительной войны. В апреле на X съезде партии было принято решение о переходе к нэпу. Реформы надо было претворять в жизнь, и основной груз этой работы пришёлся на их автора Владимира Ленина. Но уже в ноябре 1921 года у него появились мучительные головные боли, бессонница. Позднее врачи придут к заключению: пуля Каплан, оказалась роковой. А пока, 31 декабря, по настоянию врачей, Политбюро принимает решение о предоставлении Ленину 6-тинедельного отпуска: с оговоркой — не работать больше одного часа в день.

Покушение на Ленина на заводе Михельсона

  В укрытии от вражеских глаз.

За организацию отдыха Владимира Ильича отвечал начальник секретного отдела ВЧК, опытный чекист Тимофей Петрович Самсонов.

Обстановки в стране была очень неспокойной. Контрреволюция подымала голову. Против деятелей большевистской партии эсеры не раз использовали методы индивидуального террора. Дзержинский поручил Самсонову найти для Ленина конспиративное укрытие от вражеских глаз. Выбор остановился на затерянной среди лесов Подмосковья село Костино. Это было бывшее имение фабриканта Крафта, где ещё со времен гражданской войны располагался совхоз ВЧК.

Место было действительно потайное. Имение располагалось недалеко от железнодорожной станции «Болшево». Попасть сюда можно было практически незаметно: по проселочной дороге через лес.

Несколько бревенчатых строений с фруктовыми садами, окружённые стеной леса, просматривались насквозь, и это облегчало задачу организации охраны. А самое главное, между комендатурой Костино и телефонной станцией в Кремле была прямая связь!

17 января 1922 года

Дом-музей В.И. Ленина в Костино

«…К вечеру 17 января 1922 года Владимир Ильич Ленин закончил просматривать документы. Откинулся на спинку кресла и задумался. Почувствовал, что устал. Прошлые дни были страшно загружены. Только, что закончился IX Всероссийский съезд Советов, где он выступил с отчетным докладом. Потом были многочисленные встречи с депутатами. Урывками ездил в Горки переночевать. Теперь врачи категорически требуют организовать полноценный отдых за городом. Никакой работы! Поездки в Москву полностью исключить!..»

Автосани, которыми пользовался В.И. Ленин для зимних поездок за город в 1921-1922 гг.

Около 6 часов вечера, В.И. Ленин на автосанях прибыл в Костино. Его шофер Петр Сидорович Космачев устроил в доме временное электрическое освещение, используя автомобильные аккумуляторы. Электрического освещения в Костино тогда ещё не было…

Прошло ровно 97 лет…

21 января 2018 года в отделе Усадьба «Костино» Королёвского исторического музея», состоялась встреча со Львом Данилкиным, автором новой объемистой книги «ЛЕНИН. Пантократор солнечных пылинок».

Неравнодушных к теме собралось немало. Книга получила грамоту лауреата историко-литературной премии «Клио» от самой Наталии Солженициной! А в 2017 году была удостоена главного приза Национальной литературной премии «Большая книга». Интерес к изданию был подогрет ещё и тем, что в оглавлении книги значилась целая глава: «Костино 1922». Всем хотелось узнать, что же нового написал Л.А. Данилкин о тех днях: с 17 января по 1 марта 1922 года, когда Владимир Ильич Ленин отдыхал и работал у нас в Костине.

Но… по существу, именно об этом в книге сказано очень мало, гораздо больше написано о совхозе «Лесные Поляны», да и то, с неточностями.

О доме-музее – что в нем «хозяйничают немолодые дамы», да ещё 7 строчек с перечислением предметов, которыми пользовался Ленин. А ведь факты из жизни Ильича за этот период занимают 89 страниц Биографических хроник. Заглядываю в список использованной литературы, стараюсь найти знакомые фамилии, но тщетно. Автор не потрудился прочесть даже две основные из множества книг, написанных на эту тему. Я имею ввиду работы известных авторов краеведов Л. Бондаренко и Р. Позамантир: «В.И. Ленин в Костине» и «Калининград – Королёв. К космическим высотам – из глубины веков». Напомню, что с 1982 по 1996 год Раиса Дмитриевна Позамантир была заведующей Дома-музея В.И. Ленина в Костине, некогда филиала Центрального музея В.И. Ленина.

Результат даже поверхностного подсчета таков — порядка 20-ти авторов, писавших и опубликовавших в разное время воспоминания об этих днях жизни Владимира Ильича, остались за бортом!

Надо бы дополнить главу…

Известно, что в Костине Лениным были написаны три сотни материалов.  Л. Данилкин никак не обозначил их в главе «Костино 1922». Постараюсь восполнить этот пробел, коснувшись лишь нескольких столь разнообразных вопросов, над которыми работал в те дни Владимир Ильич.

Так, в «Заметках публициста», он подробно анализирует результаты Ш конгресса Коминтерна, высказывает свою точку зрения по некоторым особенно важным вопросам.

С 21 января по 2 февраля в Москве и Петрограде проходил I съезд трудящихся стран Дальнего Востока. В один из этих дней Владимир Ильич прерывает свой отпуск в Костине и едет в Москву для встречи с делегатами.

Получив письмо с сообщением, что на складе военного ведомства осталось 770 новеньких авиационных двигателей с запасными частями, он тут же пишет записку: «…Передайте их Наркомзему!» И затем интересуется судьбой этих двигателей вплоть до того, пока сам не увидит их применение на Промышленной выставке.

В Костине он пишет работу: «В связи с торговлей, на базе торговли – восстановление рубля». Настаивает, что в мирных условиях необходимо развертывать торговлю во всех видах, заботиться о людях, способных и знающих это дело, совершенствовать поощрение за успехи в госторговле и искать способы контроля за частниками.

В шести пространных писем А.Д. Цурюпе, Ленин рассуждает о том, как приспособить к новым задачам структуру и приемы работы Совнаркома, Совета Труда и Обороны, Малого Совнаркома.  По существу, он разработал проект государственного аппарата нового советского государства.

…Научно-технический отдел ВСНХ переслал В.И. Ленину справку о разработке в Европе небольших грузовиков-тепловозов на железной дороге.  Ленин поручает разработать проект и технические условия для создания своего магистрального тепловоза. Уже через два года в стране начинаются его испытания.

Наконец, 27 января 1922 г. состоялась внеочередная сессия ВЦИК, на которой обсуждались вопросы участия России в Генуэзской конференции. У нас в Костине Ленин занимался подготовкой к ней: практически во всех аспектах. В итоге, 24 февраля он сам пишет проект постановления ЦК РКП(б) о задачах советской делегации.

Вот так, как мне думается, можно было бы дополнить главу «Костино 1922».

Некоторые неточности…

В заключении, необходимо, отметить некоторые неточности, допущенные при написании книги:

  1. Совхоз в Костине был образован ещё до приезда В.И. Ленина. В 1919 года сразу после того, как имущество фабриканта Крафта было nitzреквизировано, был образован совхоз, именовавшийся «Имение Костино ВЧК (ГПУ)» По состоянию на 1922 год (видимо июнь) в докладе начальника хозяйственной части ГПУ Захарова указывается, что совхоз имеет в своем распоряжении 103 десятины земли (1 десятина – 1,09 га). Пахотная земля была занята посевом ржи, овса, клевера. Под огородами земля засевалась морковью, свеклой, картофелем, капустой, огурцами, турнепсом. В теплицах и оранжереи высаживался редис, помидоры, кабачки, салат. Из живности – 9 коров, 1 бык, 5 лошадей, 2 верблюда, 20 кур. Числилось в совхозе 41 человек, из ни 17 рабочих, 1 кузнец и 1 плотник. Возглавлял совхоз по поручению Ф.Э. Дзержинского, сотрудник ВЧК Жанис А.
  2. Это замечание относится к другой главе и имеет спорный характер, так как очевидцы в своих воспоминаниях пишут по-разному. Но мне кажется, что вот эта версия имеет более веское основание. Речь идет о том, что, когда русские беженцы ехали в «пломбированном вагоне» по просьбе Владимира Ильича на полу вагона была прочерчена мелом линия. Как только поезд из Цюриха пересек границу Германии, русским беженцам было предложено перейти в другой вагон (тот самый знаменитый, «пломбированный» вагон). Это был смешанный вагон, в котором половина купе были второго класс – мягкие, а вторая половина третьего класса – жесткие, по-нашему плацкартные. Самое первое купе заняли немецкие офицеры, которые сопровождали вагон до самой последней станции на территории Германии Заснице (Sasnitz). Три двери этого вагона были заперты, а последняя дверь, самая близкая к купе немецких офицеров было открыто. Поэтому В.И.Ленин видимо из этих соображений попросил прочертить на полу вагона эту линию против двери первого купе, как бы подчеркивая экстерриториальность остальных купе вагона, а, также памятуя текст расписки, которую они все подписали перед отъездом:

«…никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагон». Выходить из вагона было предоставлено право только немецким офицерам и Ф.Платтену.

Пломбированный вагон

В настоящее время в городе Заснице открыт музей вагон-мемориал, где установлен идентичный вагон тому, в котором возвращался в 1917 году В.И. Ленин в Россию через территорию Германии. А в 1987 был снят специальный фильм об этом эпизоде «Навсегда в сердцах людей», который сегодня можно свободно найти в Интернете.

Владимир Малых

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий