«Путёвка в жизнь» детским железным дорогам

 Своими исследованиями о детской ж.д. в Подлипках поделилась краевед Светлана Бельская.

К 85-летию детской железной дороги в Подлипках

«Будем строить железную дорогу от коммуны до станции. И сами, ребята, будем её обслуживать. Поняли?

 —  Поняли!

 — Мустафа будет машинистом.

 — Колька  — кондуктором

 — А я стрелочником»

Из к/ф  «Путёвка в жизнь», 1931 год

Индустриализация и «волшебная сила искусства»

1 июня 1931 года в СССР состоялась премьера первого отечественного звукового художественного фильма. В основу сюжета драмы о малолетних правонарушителях легла история создания Трудовой коммуны ОГПУ № 1 (Болшевской трудовой коммуны). Фильм получил международное признание, завоевал огромную зрительскую любовь и не сходил с экранов страны в течение нескольких лет.

Кадр из фильма «Путёвка в жизнь». Коммунары наблюдают за паровозиком, бегущим по железной дороге.

Советские мальчишки перепевали песни киногероев и придумывали свои: «Мустафа дорогу строил, Колька Свист по ней ходил…». Тогда же в СССР появились и первые железные дороги, построенные подростками – ровесниками Кольки и Мустафы. Согласно информации с сайта dzd-ussr.ru, первая такая дорога была проложена комсомольцами Москвы в 1932 году в парке культуры и отдыха им. Горького.

Нельзя утверждать, что строительство детских железных дорог (ДЖД) стало прямым следствием выхода на экраны «Путёвки в жизнь». Однако популярность фильма, последовательность событий (кинопремьера – 1931 г., устройство железной дороги в парке им. Горького – 1932 г.), сходство «сюжетов» кино и жизни (сцена, в которой начальник коммуны Сергеев договаривается с ребятами о  строительстве – будто разработка концепции будущих ДЖД) свидетельствуют в пользу того, что «волшебная сила искусства» всё же способствовала рождению нового явления. В то же время, в годы первых пятилеток, в условиях экономического подъёма и промышленного строительства интерес подростков к техническому творчеству был очень высок и поддерживался на государственном уровне. Так, «путёвку в жизнь» детским железным дорогам дал нарком путей сообщения Л.М. Каганович, одобривший их массовое строительство после открытия ДЖД в Тифлисе в 1935 году.

Железная дорога в парке Горького просуществовала до конца 1930-х, была закрыта и забыта. Сегодня первой в СССР и в мире считается Тбилисская ДЖД, а первой в России – Красноярская, построенная в 1936 году. В перечне дорог, сохранившихся и утраченных, представленном на сайте dzd-ussr.ru и в популярной Википедии, не упоминается детская железная дорога, существовавшая в посёлке Калининском Мытищинского района.

 «Под Москвой на станции Подлипки интересно живут пионеры»

Долгое время основным источником информации о «нашей» детской железной дороге были свидетельства старожилов города, чьё детство пришлось на 1930-е годы. Воспоминания этих людей в разные годы были напечатаны в краеведческих изданиях и на страницах городских газет.

В 1978 году в «Калининградской правде» впервые (краеведческие рубрики «Край родной», «Наше наследие» появились в 1980-1990-х гг.; страница «Былое и думы» — в 1996 г.») вышел цикл публикаций, посвящённых истории города. Это были не исследовательские материалы, а рассказы калининградцев о зарождении и становлении города, формировании городского здравоохранения и образования, жизни людей в годы войны. В числе тех, кто поделился тогда с читателями своими воспоминаниями, был А. Зайцев.  В очерке, посвящённом родной школе, автор написал: «Рядом с клубом, вдоль спортивной площадки старшеклассниками была проложена детская железная дорога… Здесь «бегал» электровагон, на котором строители катали школьную пионерию». («Первая школа»// «Калининградская правда», 13 июня 1978 года)

В 1998 году о ДЖД написала краевед Л.К. Бондаренко. Очерк под названием «Подлиповская мозаика» был посвящён Ивану Алексеевичу Федосееву, одному из строителей детской железной дороги и первому машинисту собранного руками подростков электровоза. Текст сопровождался фотографией главных строителей – Вани Федосеева, Пети Панова и Васи Миронова. В 2005-м очерк Л.К. Бондаренко вошёл в сборник «Былое и думы», а фотография из личного архива И.А. Федосеева послужила иллюстрацией к воспоминаниям В.А. Боголюбова, опубликованным в книге Л.К. Бондаренко, Р.Д. Позамантир «От пушечных залпов – до космических стартов».

Сын питерского рабочего В.А. Боголюбов вырос в Подлипках, участвовал в строительстве детской железной дороги, и память о её открытии сохранил на всю жизнь как самое яркое впечатление детства: «В 1935 г. её открыли. И тут же появились статьи о нашей детской железной дороге в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде…» (Л.К. Бондаренко, Р.Д. Позамантир. «От пушечных залпов – до космических стартов», с. 63) По воспоминаниям И.А. Федосеева, открытие ДЖД состоялось также в 1935 году, осенью.

Несколько лет назад 1935-й год поставил под вопрос краевед Е.А. Рыбак. Будучи родом из Тбилиси, он интересовался детскими железными дорогами и нашёл в Российском Государственном архиве кино- и фотодокументов киножурнал «Пионерия» с сюжетом о детской железной дороге в Подлипках, датированный 1933 годом. Благодаря спонсорской помощи издательского дома «Космос» в 2013 году документ был оцифрован и в новом формате попал в Королёвский исторический музей.

Сюжет продолжительностью в 2,5 минуты начинается вступительным титром: «Под Москвой на станции Подлипки интересно живут пионеры». Далее показана работа детской технической станции, кружков рисования, вышивания, стрельбы из лука.

Кружок вышивания в пионерском клубе. Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11. 1933 г. Оператор В. Пятов

Секция стрельбы из лука. Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11. 1933 г. Оператор В. Пятов

Второй эпизод посвящён открытию детской железной дороги: посадка пассажиров в вагончик, проводы и отправление, мальчик-машинист ведёт поезд по железной дороге, вид из окна электровоза.

За прошедшие пять лет сюжет из «Пионерии» использовался в нескольких музейных проектах и мероприятиях. Стоп-кадры из киножурнала появились в интернете. Однако найденный кинодокумент не только вызвал интерес горожан к теме детских железных дорог, но и обнаружил расхождения в источниках по поводу даты открытия ДЖД в Подлипках: свидетельства очевидцев указывали на 1935-й год, кинохроника – на 1933-й.

Почему так произошло? Мог ли «1933-й год» быть ошибкой, допущенной сотрудниками РГАКФДа при аннотировании киноплёнки?

Действительно, неточности в датах встречаются и в архивах, но человеческая память в этом отношении – ещё менее надёжный источник. Детская железная дорога в Подлипках открылась в ноябре 1933-го – на два года раньше, чем считающаяся первой в мире ДЖД в Тбилиси! Это подтверждают публикации в газетах «Известия», «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», хранящихся в Публичной исторической библиотеке.

газета «Известия» 5 ноября 1933 г. № 271. Фото Бельской С.А.

 Электровоз выдержал испытание

Согласно информации из газет, строительству детской железной дороги в Подлипках предшествовало хулиганское поведение подростков. «В свободное от школы время ребята озорничали, врывались в помещение, где шел спектакль для взрослых, и тушили свет». («Комсомольская правда», 21 ноября 1933 г.). Человеком, сумевшим организовать «бузотёров» и «папиросников» и направить их энергию в мирное русло, стал Михаил Михайлович Протопопов. В помещении пионерского клуба на улице Молотова (сейчас – улица Гагарина) он организовал технический кружок, куда вначале пришли заниматься 13 мальчиков. К слову, на 1933 год приходится массовое открытие внешкольных учреждений, в том числе технической направленности, чему способствовало постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 26 декабря 1932 года «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.»

Под руководством М.М. Протопопова, подростки осваивали токарные станки, столярные и слесарные инструменты, занимались моделированием: изготавливали ветряные двигатели, глиссеры и самолеты.

Пушка, собранная под руководством М. М. Протопопова руками подростков. Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11. 1933 г. Оператор В. Пятов

Сами сделали пушку, способную стрелять. Вскоре кружок вырос в детскую техническую станцию, в которой занималось около 70 человек.

Летом 1933 года М.М. Протопопов предложил ребятам построить настоящую электрифицированную железную дорогу, сам разработал проект и руководил строительством. Главным прорабом назначили Васю Миронова. Имена и фамилии других мальчишек, участвовавших в строительстве, привожу так, как они указаны в «Комсомольской правде»: Ваня Федосеев, Паня Лебедев, Шура Васильев, Юра Смыслов, Витя Крестьянинов, Петя Панов.

Ветряной двигатель, собранный руками подростков был установлен на крыше пионерского клуба. Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11. 1933 г. Оператор В. Пятов

«Вблизи от Пионерского клуба построили сарай, сделали насыпь из песка и гравия, вручную укладывали железнодорожное полотно. Рельсы дали на заводе № 8. Еще в то время, когда строились цеха, была проложена узкоколейка от песчаного карьера до стройплощадки. По рельсам бегал паровозик с грузовой платформой. Эту узкоколейку и решили использовать». (Л.К. Бондаренко. Подлиповская мозаика. «Калининград-Королёв. Былое…», 2005 г., с. 43)

По поводу протяжённости детской железной дороги в источниках есть расхождения. По свидетельствам старожилов, дорога имела протяжённость 250 м, а в «Известиях» и «Комсомольской правде» 1933 года речь идёт о 100-метровом полотне. Учитывая, что корреспонденты готовили свои материалы «по горячим следам», в газете, вероятнее всего, указана более точная информация. По воспоминаниям А. Зайцева, дорога располагалась во дворе школы № 1 (на месте старого здания в 1989 году выстроено новое), «вдоль спортивной площадки». В.А. Боголюбов указывал конечные пункты ДЖД: пионерский клуб и клуб завода имени Калинина (клуб ЗИК).

Занятия в детской технической станции. Резиномотор. Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11. 1933 г. Оператор В. Пятов.

Строительство длилось с 26 июля по 2 ноября. Электровоз подростки собирали сами. Кузов сделали из досок и брусьев, обшили фанерой и покрасили масляными красками. Черно-белые фотографии не передают цвета, но из публикаций известно, что электровоз был желто-красным.

Мотор, тележку, шестерни, колёса взяли из заводского утильсырья. С материалами для строительства помог «коммунист Лановский, помощник директора завода» («Комсомольская правда», 21 ноября 1933 г.).

По воспоминаниям Ивана Алексеевича Федосеева, электровоз был устроен просто, но работал безотказно: «Двигатель трехфазного тока, бронзовые подшипники заделаны в деревянные стойки, один рубильник, никаких реостатов» (Л.К. Бондаренко. Подлиповская мозаика. «Калининград-Королёв. Былое…», 2005 г., с. 43). Из газет 1933 года мы узнаём, что в процессе работы у юных техников возникли сложности с токоприёмником, пришлось объявить конкурс на лучшую его конструкцию.  

Отмечу, что помимо подлиповской, в СССР существовало только три электрифицированные детские железные дороги: в парке Горького в Москве (1932 г.), в Ужуре (1951 г.) и в Донецке (1936 г.). Ни одна из них не сохранилась (dzd-ussr.ru).

2 ноября 1933 года состоялся пробный пуск электровоза в Подлипках (посёлке Калининском Мытищинского района). Первым вагоновожатым стал Ваня Федосеев. В тот день не обошлось без казуса: обледенели рельсы. Пришлось посыпать их песком. Но конструкция вагона и его сборка оказались безупречными.  «Электровоз выдержал испытание» – так называлась заметка в газете «Известия». О подлиповских ребятах написали «Правда» и «Комсомолка». Большой материал вышел в «Пионерской правде».

Юные техники не собирались останавливаться на достигнутом. «Михаил Михайлович предложил ребятам построить детский парк культуры и отдыха: в лесу выкопать пруд, чтобы можно было испытывать модели пароходов, моторных лодок, подводных кораблей… Планировали сделать эстакаду и водяную модель Днепрогэса, вышку с парашютом…А к 1 мая построить летающий дирижабль!» («Комсомольская правда», 21 ноября 1933 г.)

Была задумка расширить и железнодорожное хозяйство. Электровоз, а точнее, электромотриса (электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста), вмещал в себя 20 человек, но желающих прокатиться мальчишек и девчонок, всегда набиралось много, поэтому к весне 1934 года планировали собрать двухмоторный электровоз с двумя вагонами.

Сложно сказать, все ли замыслы были воплощены в жизнь, но из воспоминаний А. Зайцева известно, что «на спортивной площадке клуба запускались авиамодели и испытывались самодельные автомобили. На созданных своими руками машинах старшие пионеры выезжали на праздничные демонстрации». («Первая школа», Калининградская правда, 13 июня 1978 года).

Относительно детской железной дороги планы М. М. Протопопова и мальчишек так и не осуществились. Человеческая память избирательна, поэтому в воспоминаниях участников событий осталось только хорошее. Точной информации, когда и почему ДЖД прекратила свое существование, пока найти не удалось, хотя некоторые подробности этой истории раскрыла занимающая целую полосу публикация в «Комсомольской правде» от 21 ноября 1933 года…

Светлана  Бельская

 Продолжение следует

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий