Путь чая в Царскую Россию

Среди разнообразных напитков, употребляемых человеком, самый известный и распространенный — чай. Его пьют в любом уголке Земли. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиться  от  многих болезней.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет,
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

Чай — это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает   о происхождении чая: «Давным-давно, пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они на­чинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пасту­хи решилииспробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили вкипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н.э.

Плантации чая в Китае

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или в полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чинов­ники   взимали  с   населения   особые   поборы — чаевые. На русский стол чай попал только в 17 веке.

Царь Иван Васильевич Грозный (1547-84)

История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай с Востока проник раньше, чем в европейские страны (по др. сведениям наоборот). Так, уже в 16 веке в небольших количествах чай привозился на Русь как дорогой подарок от азиатских посланников. В 1576 году два казачьих атамана, Петров и Ялишев, побывали в Китае, где и познакомились с этим замечательным напитком. Они же привезли русскому царю (Ивану Грозному) в качестве подарка от китайского императора коробочку с дорогим желтым чаем.

Михаил Федорович Романов (1613-1645)

Следующая важная дата  истории чая в нашей стране – 1638 год.Именно в это время русский посол Василий Старков привозит царю Михаилу Федоровичу из Монголии подарок – 64 кг чая. Вначале чай не очень понравился царю и боярам. Оно и понятно – до этого в России традиционно пили отвары из земляники, брусники, душицы, шиповника, смородины, зверобоя, чабреца и других местных трав. Особой популярностью на Руси пользовался горячий травяной сбитень.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

При царе Алексее Михайловиче другой русский посол Иван Перфильеввновь привозит китайский чай в Россию. Известно, что в 1655 году царский лекарь успешно использовал чай для лечения болезни желудка у Алексея Михайловича. С этого момента целебные свойства чая оценили по достоинству, а закупки чая в Китае производили все чаще и чаще.А в 1679 году русский посол Головин заключает с китайским императором договор о поставках чая в Россию.

Так потянулись к Московскому Кремлю караваны с ценной сушеной травой по Кяхтинскому тракту. Кстати, чай, доставленный караванным путем через монгольские степи, ценился гораздо выше, чем чай, привезенный по морю, поскольку сохранял все свои вкусовые и целебные свойства. 

Чай в России прижился не сразу. Как и ко всем чужеземным диковинам, русские люди поначалу отнеслись к чаю очень настороженно. Однако постепенно чай стал входить в жизнь русского человека. К 17 веку чай стал частым гостем в царских палатах и боярских домах. В 18 веке чай пьют в дворянских и зажиточных купеческих семьях, а в 19 веке чай распространяется повсеместно.

 Например, уже к 1847 году в Москве насчитывалось более ста специализированных чайных магазинов. Следует подчеркнуть, что долгое время чай был доступен только высшим классам по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался пошлиной. В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах.

Русские Народные Песни — Раз Прислал Мне Барин Чаю

Каким же был «Великий чайный путь»?

Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск — Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань. Часто говорят, что в Ханькоу.  Ухань – это город, состоящий из трех частей: Учан, Ханькоу и Ханьян. 

Путь  разделялся на множество дорог, волоков, речных путей — маршруты проходили через более ста пятидесяти городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.

Заготовка чайного листа в китайской деревне (гравюра 17 в.)

Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан — Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тобольск, Ирбит, Екатеринбург, Кунгур, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный — через озеро Байкал и по реке Селенга.

Такая многотрудная доставка чая (около 11 000 км от Китая до Москвы, полгода в пути), не могла не сказываться на стоимости напитка.

Посуху чай везли на всем, что ходит — на верблюдах, лошадях, мулах, быках. Большей частью, конечно, на верблюдах. При этом весь чайный путь разбивался на два этапа: Китай — Сибирь и Сибирь — Европейская Россия.

Сначала, естественно, чай везли из Китая в Сибирь (около 4 000км). По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, часто — по рекам. По Монголии (которая, вроде как, находится между Россией и Китаем) — на вьючных животных. Китайско-монгольская часть чайного путешествия длилась около пятимесяцев.

Доставка чая в Кяхту. Конечным пунктом путешествия чая из Китая в Сибирь была Кяхта — торговая слобода рядом с крепостью Троицко-Савск, основанная в 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (на территории современной Бурятии). С другой стороны границы стояла монгольская слобода — Маймачен, которая выполняла функции торгового форпоста другой стороны. Естественно, что через Кяхту шел в Россию не только чая — это вообще была основная база русско-китайской торговли.

В Кяхту чай приходил в двух видах — в зависимости от сорта. Кирпичный прессованный чай, бывший достаточно популярным в Сибири, привозили в ящиках. Кирпичи прессованного чая соединялись в одну «доску» на манер известных всем долек шоколада. Количество и размер таких досок в ящике могло быть различным.

Рассыпной чай,который как раз с начала Кяхтинской торговли начали называть байховым, паковали в деревянные ящики, несколько раз оплетенные камышом. Такие ящики называли цибиками.

Цибики были квадратные и полуторные. В квадратные помещалось около 25 кг чая, в полуторные — 34-36 кг. Лучшие сорта чая часто упаковывались в металлические ящики (оловянные или свинцовые). Эта упаковка могла еще усугубляться кожей. Ну и цибиком, конечно. Один верблюд (если везли на верблюдах) вез 4 цибика.

Прибывший в Кяхту чай досматривали, переупаковывали и маркировали в соответствии с принятыми стандартами. Развьючивание верблюдов, снятие наружной упаковки с цибиков и осмотр чая производили специальные люди — савошники. Их так называли по основному инструменту их работы — савку. Это была такая штуковина, которой можно было пробить цибик и достать из самой его середины немного чая на проверку. Короче говоря, полый ломик. Савошники проверяли две вещи. Наличие чая внутри цибика и его качество. Изначально такой проверкой (как ее назвать —непонятно… «савошничество», что ли) занимались купеческие приказчики или казенная артель инвалидов, однако с 1861 года начали появляться частные савошные артели.

После проверки савошники доставляли чай на переупаковку. Этим уже занимались другие артели — ширельные (к ширянию они не имеют никакого отношения). Они «ширили», то есть зашивали в кожу (по другим источникам — в шкуры, шерстью внутрь), упаковки с чаем для дальнейшей транспортировки по Сибири. Где, как известно, случается зима и снег. Цибик с чаем обвертывали кожей, которую, в свою очередь, стягивали и сшивали ремнями.

Переупакованный чай снова возвращался к савошникам, которые маркировали его. На коже вырезались инициалы хозяина и маркировку чая. Например, «Т.Н.» — «торговый нетоварный».

Напомним, что в цибиках доставлялся байховый (рассыпной чай). Кирпичный чай (который маркировался, например, «К.Ч.» — «кирпичный черный») требовал более муторной обработки. Его раскупоривали полностью — до кирпичей. После чего счищали с них пыль и плесень и упаковывали по новому — сначала в бумагу, потом в кожу.

Заметим лишь, что через Кяхту в Россию до конца XIX века попадал почти весь чай — но не весь. Часть чая попадала к нам через Европу, куда, в свою очередь, он завозился из Китая морем — из Кантона. Такой чай, соответственно, назывался кантонским.Ну, а из Кяхты — кяхтинским.

После открытия Суэцкого канала в 1862 г. чай доставляли в Европу морем. 

Оптовая торговля

Специфика оптовой торговли чаем в России определялась тем, что долгое время (примерно до конца XVIII века) ареал распространения напитка на территории России был очень небольшим. Немного преувеличивая можно сказать, что чай пили в основном в Москве. Мало того, такая ситуация, с небольшими изменениями, сохранялась примерно до 60-х годов XIX века. Это не значит, что в других городах чая не знали вообще — но его потребление было настолько небольшим, что с точки зрения оптовой торговли им можно пренебречь.

Так как Москва была основным рынком сбыта чая (до середины Х1Х века Москва употребляла до 55-60% ввозившегося в Россию чая), значительная часть оптовой торговли была сосредоточена именно там. И заправляло ею легендарное московское купечество. Однако до 1862 года, когда был разрешен ввоз кантонского чая из Европы и поставки чая из Китая стали утрачивать свое значение, центром русской чайной торговли была Нижегородская ярмарка. Некоторое время с ней соперничала Ирбитская ярмарка (в Ирбите, Пермской губернии, сейчас этот город находится в Свердловской области), но Нижегородская все-таки более интересна. Остановимся на ней чуть подробнее.

До 1817 года ярмарка эта обиталась километрах в 90 от Нижнего, близ Макарьевского монастыря. И называлась, соответственно, Макарьевской. Однако погорела и была перенесена в сам город (хотя достаточно долгое время продолжала называться Макарьевской).

«Автором проекта ярмарки стал нижегородский архитектор И.И.Межецкий. Ярмарка имела значительные размеры и была разделена на две части узкой протокой. Первая часть располагалась на песках. Она состояла из корпусов, образовавших прямоугольную сеть улиц с тремя квадратными площадями, на центральную из которых вел деревянный мост, соединявший ярмарку с городом. Выше по Оке стояли еще три огромных (длиной 200 м) корпуса для сибирских железных товаров. Вторую часть составляли торговые ряды, полосой протянувшиеся на 2 км от берега Волги до Кунавинской слободы».

Нач. 20 в. фото Дмитриева

На ярмарке были Китайские ряды, состоящие из четырех корпусов. На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров. «Чайники» — торговцы чаем — появились на ярмарке практически сразу после ее «переселения» в Нижний Новгород и процветали на ней около сорока лет. Так вот, торговля чаем велась, в том числе, и в упомянутых Китайских рядах, которые Монферран (ведущий архитектор ярмарки) спроектировал в духе китайской архитектуры.

Китайские торговые ряды

На Нижегородской ярмарке  Кяхтинские купцы закупали и заказывали мануфактурные товары и пушнину, фабриканты и торговцы мануфактурных товаров расплачивались со своими кредиторами, покупали и заказывали нужное им сырье.Чай являлся своеобразным «рычагом, дававшим движение торговле». Среди покупателей Нижегородской ярмарки складывается мнение, что «чай на все цену ставит». Для обмена с китайцами на ярмарке закупалось одной только белки до 1 млн. шкурок, мерлушки — до 100 тыс., кочки — до 500 тыс. штук, плиса — около 4 млн. аршин, сукна — до 40 тысяч кусков, нанки — 540 тыс. кусков. Большим спросом у китайцев пользовались российские хлопчатобумажные ткани (нанка, плис, миткаль) и дешевые грубошерстные сукна».

 «Стоимость чая была высокой и для простого народа малодоступной. Ящик (цибик), содержащий в себе 50-55 фунтов чая, стоил к середине XIX в. в среднем 142 руб. 50 коп., а (фунт чая — 2 руб. 50 коп. (впереводе на 100 гр. — 60 коп), в то же время как 1 пуд ржаной муки в центрально-нечерноземной полосе России стоил в среднем 35 коп».

Однако к середине XIX века чай в качестве системообразующего товара стал уступать свои продукции текстилю. А после упомянутого уже разрешения на ввоз Кантонского чая (1862 год) чайная торговля на Нижегородской ярмарке и вовсе стала сходить на нет. Символом полного упадка чайной торговли на ярмарке стало разрушение в конце XIX века Китайских рядов.

Чайные короба

К концу XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить спрос и нужды Российского общества, поэтому началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Завершение строительства магистрали прозвучало «похоронным гимном» для красочных Российских караванов и великого чайного пути вместе с торговой заставой Кяхтой. Расходы и стоимость транспортировки резко снизились, из-за чего чай подешевел и стал доступен каждому.


15 декабря отмечается Междунородный день чая. 
Несмотря на то, что праздник чая считается международным, празднуют его в основном только в странах, являющихся мировыми производителями этого продукта. Это такой “личный” праздник лидеров этого производства – Шри-Ланки, Индии и Китая, а также Малайзии, Уганды, Бангладеша, Непала, Кении, Вьетнама, Танзании и Индонезии. Однако чай употребляет большинство жителей планеты, поэтому причастны к этому празднику, на самом деле, почти все мировые державы.

Петр Лещенко — У самовара

Меж тем чай остается самым популярным тонизирующим напитком на планете, поэтому все мы тоже имеем отношение к празднику 15 декабря. В этот день можно устроить чаепитие и поздравить знакомых с необычным праздником. 

Маношкина Галина Ивановна, член Союза краеведов России

Материал собирался в доступных сетях интернета, а также: И.А.Соколов — Чаеторговцы российской империи: биографическая энциклопедия. М. 2011 г

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: