Подлипки. Краткая историческая справка

Приближается дата, которую мы начали отмечать уже давно — почти полгода тому назад. 26 декабря 1938 года рабочий посёлок Калининский получил статус города и назван в честь Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина Калининградом. В 1996 г. переименован в г. Королев.

Вид нап ул. Терешковой. Фото И.Гришина. 2017 г.

   XVI–XVII века. Местность, на которой вырос  г. Калининград-Королев, носила название пустоши «Вилы» и «Подлипки».  Известно, что в исторических документах, относящихся к XVI–XVII векам, эти земли относились к Бохову стану. О происхождении названия местности можно только предполагать. У села Мытищи как вилы расходились несколько больших дорог: на Сергиев Посад, в Болшево через Костино и в Пирогово через дер. Шерапову.

1766 год. По данным Генерального межевания в 1766 году  Вилы и Подлипки, пустоши Московского уезда, Бохова стана, принадлежали полотняной фабрики содержателю  Прокофию Дмитриевичу Пастухову. Лес  168 десятин 1496 сажен, сенной покос 11 десятин 460 сажен, дороги 1 д. 940 с., всего 181 д. 496 с.[1]

Пустоши Вилы и Подлипки. Рисунок с карты межевания 1766 г.

1803г. Пустоши Вилы и Подлипки принадлежат семье Пантелеевых [2].

1864г.лето Пантелеев Сергей Федорович, сын Пантелеева Федора Федоровича, продает пустоши Вилы и Подлипки Потомственному Почетному Гражданину Василию Семеновичу Перлову «землю, состоящую в Московской Губернии и Уезде в пустошах, называемых Вилы и Подлипки, находящеюся между землями села Болшево, села Большие Мытищи, и деревни Куракиной»[3].

1866 г.,1867 г. Василий Семенович Перлов просит дозволения иметь  на собственной земле гончарно-кирпичный завод[4].

Примерный вид кирпичного завода

Начало 20 века.  С 1901 года, когда имением владели Николай Семенович с сыновьями, завели частный конный завод, где разводили орловскую рысистую и першеронскую породу лошадей[5].

Орлик Перлова

К 1906 г. Строительство усадьбы. Помимо деревянного 2-х этажного дома, каменной конюшни и манежа, были ещё  каменный коровник и деревянные постройки: каретный сарай, птичник, два собачника, курятник, фазанник и баня[6].    

Черными фигурками обозначены постройки усадьбы Ник. Сем. Перлова.

1912 г. Смерть Николая Семеновича (1911 г.), главы семейства, затруднительное материальное положение Перловых (признаны несостоятельными в 1906 г.) заставили наследников продать вновь создаваемый дачный поселок « Ново-Перловка» в пустошах Вилы и Подлипки кандидату права, российскому подданному Александру Яковлевичу Вейнраубу. 12 ноября 1912 г. Вейнрауб покупает по закладной у Николая и Александра Николаевичей Перловых — 5/7 части, Марии Николаевны фон Сиверс (урожденной Перловой) — 1/28 часть, Марии Николаевны Ященко — 1/4 части.  Всего продали Вейнраубу в 1912 г. 180 дес. 570 кв. саж.[7]

Дачный поселок

К тому времени широко были распространены рекламные буклеты, предлагавшие покупать землю под дачи, с предоставлением значительных скидок при покупке участка. Эти буклеты были снабжены фотографиями просек, полустанка «Подлипки», двух павильонов, где в одном можно проводить спортивные мероприятия, а в другом расположить правление Общества Благоустройства поселков.

Через землю сельца Куракино, которая принадлежала владельцу шелкоткацкой фабрики Сапожникову и граничила с юга с пустошами Вилы и Подлипки, прошла Щелковская ветка  Московско –Ярославской ж.д. Отрезанная железной дорогой от сельца Куракино земля стала продаваться под  дачи, и названа дачным поселком «Сапожниково». Платформа Подлипки появилась в начале 20 века благодаря дачным поселкам «Сапожниково» и «Ново-Перловка».

1912 г. Освящение вокзала состоялось 9 декабря 1912 года [8].

Полустанок Подлипки

В рекламном проспекте (см. выше) сообщалось, что в самом недалёком будущем из посёлка можно будет попасть в Москву на трамвае, который пройдет по кромке Ярославского шоссе до Сергиева Посада; все проспекты будут заасфальтированы; на каждый участок будет проведён водопровод; по двум центральным проспектам — Мариинскому и Перловскому —пройдёт конка, в летнее время её маршрут протянется до Клязьмы, где будут благоустроенные общественные купальни. 

Центральный проспект дачного поселка [9]

Устроители посёлка обещали, что это будут лучшие по благоустройству дачи — с телефоном, электрическим освещением улиц и домов, скверами и парками, бассейном с проточной водой. 

Многие современные улицы города проходят по тем самым проспектам, например: 

улица Гагарина — Яковлевский проспект, 

улица Октябрьская — Перловский, 

улица Циолковского — Александровский, 

улица Ленина — Семёновский, 

улица Калинина — Мариинский, 

улица Карла Маркса — Лермонтовский. 

План дачн. пос. Сапожниково и Ново-Перловка . Прилагался к брошюре (см. выше). ЦГА Москвы Фонд 1077. 

1916 г. Кандидат права Вейнрауб А.Я., владелец поселка, купивший эту землю у Перловых в 1912 году, ещё не успев рассчитаться с банком (земля была заложена в Русско-Азиатском банке), терпел убытки. Продажа участков замерла из-за Первой мировой. А банк требовал возврата денег, хотя делал отсрочки и скидки. Именно военное время позволило Вейнраубу продать землю 1 августа 1916 году английскому акционерному обществу БЕКОС под строительство Казенного завода военных самоходов (КЗВС) [11], что категорически запрещалось Уставом любого дачного поселка – никаких заводов!

В Подлипках должен был начаться выпуск самоходов по лицензии с фирмой Кросслей. Но с фронта стали поступать для ремонта самоходки фирмы УАЙТ, закупленные в большом количестве царским правительством.

Самоходка фирмы УАЙТ

Казенный заводвоенный самоходов (КЗВС) просуществовал недолго — с июня 1916 г. по декабрь1918 г. Революция 1917 года и дальнейшие события не позволили Подлипкам стать одним из центров по производству автомобилей. Но именно на его промышленной площадке разместился Орудийный завод, эвакуированный из Петрограда, переименованный в завод № 8, затем № 88, НИИ-88, ОКБ-1 Королева и РКК«Энергия».  Корпуса КЗВС сохранились и служат космической отрасли. На территории Подлипок ещё можно увидеть одну из деревянных дач, но искаженную пристройками. Расположена она рядом с кварталом на Фрунзе по ул. Карла Маркса дом 10 а.  

План Казенного завода военных самоходов. Декабрь 1917 г.

Орудийный завод вырос в крупное предприятие, вокруг которого формировался рабочий поселок. Он получил имя Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина, в 1938 году став уже городом Калининград. Люди жили в бараках, теснились на дачах. Управление заводом стремилось создать условия для более комфортной жизни работников. Так в 1922 году появились первые рубленые дома на улице Ленина, куда переехали лучшие специалисты завода.

Один из ещё сохранившихся домов рабочего поселка МОЗ на ул. Ленина. Фото И.Гришина. 2017 г.

Улица Ленина  шла через весь город с юга на север — от Костинской дороги до железнодорожной ветки на Щелково. В конкурсе 1923 года на первый проект рабочего поселка ЗИК приняли участие архитекторы братья Веснины и Бархин. Преимущество получил проект Леонида Веснина.

Но именно в это время возникла угроза остановки строительства завода и рабочего поселка. Московским коммунальным хозяйством «внесен вПрезидиум Моссовета доклад о безусловной опасности в санитарном отношении постройки в пределах бассейна питающего Мытищинский водопровод, как крупногорабочего поселка, так и самого орудийного завода»[12].

Был разработан проект поселковой канализации и водопровода с биологической  очисткой сточных воды отводом их в р. Клязьму.

Орудийный завод  

10 июля 1866 года Санкт-Петербургская орудийная мастерская передала Российской армии первые нарезные орудия и клиновые затворы. Этот день считается днем основания завода. 3 июня 1882 года Санкт-Петербургскую орудийную мастерскую по своему производственному и экономическому потенциалу переименовали в Санкт-Петербургский орудийный завод (СПОЗ).

Наступление германских войск на Северо-Восточном фронте в 1918 г., оккупация Риги создали в Петрограде продовольственные и транспортные затруднения. Да и сама северная столица оказалась под угрозой германского вторжения. Уже не об окраине города шла теперь речь, а о передислокации военного завода вглубь страны.
Так в биографии Орудийного завода впервые появилось подмосковное местечко “Подлипки”. Передислокация завода продолжалась до октября. В Подлипки прибыли 795 вагонов и груз с 54 барж, доставленный водным путем до Коломны и перегруженный затем в железнодорожные вагоны.
24 июня 1919 года Петроградский орудийный завод был переименован в Московский орудийный.
Заводу предстояло наладить выпуск противотанковых, танковых и зенитных пушек нового поколения для перевооружения рабоче-крестьянской Красной Армии.

9 ноября 1922 года заводу было присвоено имя М. И. Калинина, который с 1911 по 1913 год работал на заводе в инструментальном цехе шлифовщиком, а 17 февраля 1928 года «Заводу им. М. И.Калинина» присваивается номерной знак. Официально он стал называться «Государственный завод № 8 им. М. И. Калинина»[13].

Директора завода:

Главные конструкторы:

1942. Завод эвакуирован на Урал.

1942. С подачи Д. Ф. Устинова на часть площадей бывшего Завода 8 эвакуирован ленинградский завод Арсенал и был создан Завод № 88, производящий артиллерийские системы. Возглавил завод Каллистратов А. Д. Часть металлорежущих станков была получена из США по ленд-лизу. Нехватка рабочих рук пополнялась за счёт 12-13-летних учеников Мытищинского ремесленного училища.
1942-1945. Ремонт поступающего с фронта оружия, серийный выпуск 25-мм автоматической зенитной пушки (более 5400 орудий).

1944. Завод 88 заработал на полную мощность.

1946. При Заводе 88 создается Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМАШ) НИИ-88, создание баллистических ракет дальнего действия — изделие № 1.

Здание ЦНИИМАШ (быв. НИИ-88). Фото И.Гришина. 2017 г.

1946-1966. Главный конструктор — Королёв С. П.

Сергей Павлович Королёв

1946-1972. 1-е отечественные баллистические ракеты различных типов (от мобильных сухопутных комплексов тактического назначения до баллистических ракет подводных лодок и стратегических межконтинентальных носителей термоядерного оружия).

1966. Завод № 88 (Завод Экспериментального Машиностроения — ЗЭМ), филиал в Куйбышеве (Главный конструктор Козлов Д.И.) и ОКБ-1 преобразовываются в Центральное Конструкторское Бюро Экспериментального Машиностроения (ЦКБЭМ).

1974. Преобразование Центрального Конструкторского Бюро Экспериментального Машиностроения (ЦКБЭМ) в НПО «Энергия».

В 1992 г. из состава города вышел город  Юбилейный — военный городок с населением в 26 250 человек, расположенный в средней части территории, занимаемой Калининградом.

1994. Преобразование НПО «Энергия» в ОАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева»[15].

Проходная РКК «Энергия»

1996. Переименование г. Калининград в Королёв.

В 2001 году Указом Президента РФ городу Королёву присвоено звание «Наукоград РФ». Утверждена Программа развития города Королёва как наукограда Российской Федерации.

В 2014 году город Юбилейный вновь включён в состав города Королёв.


Материал подготовлен Маношкиной Г.И.

Источники:

[1] РГАДА. Фонд 1354. Опись 246. Часть 1. В-22. № 465 по Ген. Плану.

[2] ЦИАМ. Фонд 16. Опись 1. Дело 35. Лист 56

[3] ЦИАМ Фонд 16. Опись 25. Дело 37. Лист 84, 84 об.; Дело 857. Лист 9, 9об.

[4] ЦИАМ Фонд 16. Опись 25. Дело 37. Лист 83; Дело 857. Лист 27, 27об.

[5] Список частыхконных заводов. С-Пб. 1904г. стр. 380.

[6]  ЦИАМ. Фонд 262. Опись 46. Дело 174. Лист 188 – 189.

[7] ЦИАМ. Фонд 1077. Опись 1. Дело 250. Лист 2-4.

[8]  газета «Московские ведомости» № 288, с.3 от 13 (26) декабря 1912 г.

[9] из брошюры «Новые дач. поселки «Сапожниково» и «Ново — Перловка». 1912 г.

[10] из брошюры «Новые дач. поселки «Сапожниково» и «Ново — Перловка». 1912 г.

[11] ЦИАМ Фонд 1077. Опись 1. Дело 250. Лист 2-4

[12] ГРАЭ Фонд 1235

[13] http://150.zik.ru/

[14] Википедия Завод № 8

[15] Википедия – Завод № 88.

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Королев и после него Мишин были Главными конструкторами. Первым Генеральным стал Глушко.

  2. Галина Ивановна Маношкина:

    Спасибо за замечание. Информацию брала из Википедии о предприятии. Уточнила в биографии — главный.

Добавить комментарий