История в названиях улиц нашего города. Часть 1

Публикуем сочинение Снегиревой Елизаветы Владимировны, ученицы 8 кл. шк. № 17, занявшей 1 место на 24-й конкурсе детских и юношеских сочинений, посвященных Дню славянской письменности  и культуры и в связи с Днем поминовения равноапостольных Кирилла и Мефодия.  Хотя сочинение полно неточностей, но пример углубленного  интереса к своей малой родине достоен всяческих похвал.

         Предисловие

Моя малая Родина – городской округ Королёв Московской области. Мне 15 лет, и я проживаю на улице Заовражная в микрорайоне Болшево, в котором много улиц с разной историей и зачастую граждане не задумываются над тем, что означает наименование той или иной улицы. Судьба каждой улицы по-своему интересна и увлекательна, и если глубже заглянуть в «летописные корни», то можно узнать много нового и познавательного.

Моя работа посвящена «скромной» Заовражной улице, которая волею судеб оказалась на историческом пути древнего болшевского волока, являющимся частью мытищинского волока из Клязьмы в Яузу.

Начало волока. 1993 Худ. Зайцев Георгий Леонтьевич

Через болшевский волок в XI-XIII веках проходил сухопутный торговый путь из Московского княжества во Владимиро-Суздальское. Клязьма с её многочисленными притоками издревле использовалась для судоходства и послужила развитию и влиянию этих княжеств на близлежащие государства. По Клязьме дошёл до Владимира и сделал его в 1115 году столицей Владимиро-Суздальского княжества князь Владимирский — Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. По Клязьме во времена монголо-татарского нашествия в 1238 г. двигались к Москве орды хана Батыя. По Клязьме, совершил Московский князь Иван Калита свой путь в Золотую Орду. Таким образом, Клязьма была основным связующим звеном Московского княжества его окраинами Руси и ближними азиатскими странами в древние времена.

История болшевского волока

Из Ипатьевской летописи историкам стало известно, что в еще XII веке торговый путь из Черниговской земли во Владимиро-Суздальскую землю шёл через волок из реки Яузы в реку Клязьму. У Мытищ суда и лодки с товарами посуху переправлялись в Клязьму и продолжали свой дальнейший путь. Торговая пошлина за переправу называлась «мыт» и её собирали в местах, где проходили торговые пути по рекам. Со временем, когда торговые пути по рекам стали забрасываться, то места сбора торговых пошлин (мыта) стали называться «мытище».

Русский исследователь Ключевский Василий Осипович в своем курсе российской историографии указал 1155 год, когда Андрей Боголюбский шел по Яузскому пути из Москвы во Владимир с чудотворной иконой Божией Матери. Описывая этот путь историк указал, что «… город Москва возник на самом изломе реки при её повороте на юго-восток, где притоком своим Яузой почти вплотную подходит к Клязьме, по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток…».  

Болшевский волок. Худ. Зайцев Г.Л. 2003. музей м/р. Юбилейный

Первое письменное упоминание названия «Яузское мытище» относится к 1454—1460 гг. Историк Степан Веселовский писал о водном торговом пути из Яузы в Клязьму: «По реке Яузе поднимались вверх на лодках до того места, где она поворачивала почти под прямым углом на юг и уходит в большое торфяное болото. Здесь в настоящее время находятся Мытищи. От Мытищ шёл волок километров семь в Клязьму. Перетащенные по суше лодки спускались в Клязьму около существующего ныне селения Городищи. Возле Городища находится Болшево, а на другом берегу Клязьмы, против Болшево, лежит деревня Баскаки. …Яузский мыт давал хороший доход, и для контроля его поступления здесь был посажен ханский баскак. Память об этом осталась в селе Баскаки».

Селение Баскаки (ныне улица Кирова в Болшево) располагалось напротив Городища у болшевского волока на широком берегу реки Клязьмы. Селение было укреплено высоком частоколом и служило убежищем для вооруженного отряда,  которым командовал ханский баскак.  Слово «городище», которое часто упоминалось в русских летописях означало сооружения, входившие в систему сторожевых укреплений защищенную складками местности, например, реками, обрывистыми берегами, глубокими оврагами, такими как болшевский овраг и представлял собой в плане вид треугольника. Болшевское городище было ограничено по площади с одной стороны Клязьмой с высоким берегом, достигающим 25 метровой высоты и двумя глубокими ответвлениями болшевского оврага. Городище выполняло охранно-оборонительную функцию, так как волок подразумевал не только перевозку кораблей, но хранение и перегрузку товара на время волочения кораблей посуху. Существование городища непосредственно у болшевского оврага доказывают многочисленные археологические раскопки прошлых лет.

В настоящее время имеются две версии по направлению болшевского волока в сторону Мытищ, которые заслуживают пристального внимания:

первая версия – волок шел от Клязьмы по северному ответвлению болшевского оврага (ныне улица Заовражная) и далее в сторону Мытищ;

вторая версия – волок шел от Клязьмы во восточному ответвлению болшевского оврага (ныне улица Школьная) в сторону Костино и далее через «костинскую гать» к яузскому болоту, которое ранее было большим озером.

Если первая версия не вызывает у историков сомнений, то в пользу второй версии, предложенной русским историком и археологом Иваном Егоровичем Забеленым (1820-1909) могут служить следующие наблюдения на местности, а именно:

восточная ветвь оврага (далее – восточный овраг) имеет совершенно плоское дно и очень ровный спуск к Клязьме, что свидетельствует о его рукотворном происхождении. Причем, по периметру восточного склона оврага проложена грунтовая дорога, сохранившаяся до настоящего времени.

Дорога по восточному склону оврага начинается от Гражданской улицы и идет параллельно Заовражной улице и постепенно спускается к Клязьме, где ранее находился деревянный пешеходный мост через реку. Эта дорога служила для перевозки товаров на повозках, тогда как корабли волочили по дну болшевского оврага. 

В пользу восточной ветви болшевского волока также может служить обнаруженная строителями на перекрестке Заовражной и Гражданской улиц часть дороги, состоящая из крупных обработанных гранитных камней, находящихся на глубине более двух метров.

                                      Способы волочения судов

         Возникает закономерный вопрос, связанный со способом перетаскивания торговых кораблей или как их на Руси называли «струги» с товарами по земле от Городища до Мытищ.

Для разрешения этого вопроса следует обратиться к сюжету картины знаменитого художника Аполлинария Михайловича Васнецова, который в своей картине «Волок на Ламе» (1920 г.), находящейся в настоящее время в экспозиции Московского областного краеведческого музея, довольно правдоподобно изобразил способ волока, являющимся по сути довольно простым.

А.М. Васнецов (Волок на Ламе» (1920 г.)

На картине художника видно, что попарносоединенные деревянные колеса крепились к длинной перекладине (которая называлась волокуша) и подводились под струг под водой. С помощью лошадей волокуша с судном вытаскивалась на берег и затем перевозилась посуху к другому городищу где спускалось на воду. На своей картине художник изобразил различные строения, вероятно предназначенные для обслуживания волока, в том числе сараи и амбары для хранения товара, небольшую кузню для ковки лошадей, а также часовню. 

Кроме вышеописанной картины А.М. Васнецова, мытищинский художник Александр Павлович Волков также изобразил способ волочения лодок посуху. На его картине с названием «Мытищинский волок» (2004 г.), находящейся в настоящее время в экспозиции Мытищинской картинной галереи, описан сюжет по погрузке тяжелого струга на волокушу.

А.П. Волков «Мытищинский волок» (2004 г.)

При сравнении художественного сюжета картины А.П. Волкова и ландшафта болшевского оврага, что напротив Шапкиного моста на Клязьме, обнаруживается поразительное сходство, заключающееся в следующем: дно болшевского оврага имеет широкое плоское дно, как на картине; на Клязьме в начале оврага имеется широкое мелководье и на картине художника также изображено мелководье, как будто мелководье на реке сделано вручную для создания речной гавани, необходимой для захода стругов; склоны болшевского оврага имеют следы его ручного выравнивания, как на картине; дно болшевского оврага имеет пологий подъем, с длиной примерно около полукилометра и начинается от Клязьмы проходит вдоль улиц Прудная, Заовражная и доходит до улицы Станционная. Обрывистый берег реки с растущими на нём высокими соснами, очень похож на крутой берег Клязьмы, что на улице Школьная в Болшево.

В центре картины нарисована фигура всадника на коне, имеющего одеяние, похожее на восточный халат.  По-видимому, таким образом художник изобразил ханского баскака, поставленного для сбора мыта, тем более у всадника в руках имеется мешок или «сума» для сбора дани с купцов.

На этих картинах художников изображены городища, состоящие в основном из амбаров для хранения товара, конюшен для содержания лошадей, при этом крестьянские избы на картинах отсутствуют, что позволяет сделать вывод, что Городище жилым не было. В этом есть своя доля правды, которая заключается в следующем.Так по древнему народному суеверию волок считался «нечистым», «проклятым»местом, и каждый из проезжающих по волоку, чтобы обезопасить себя от злых духов, должен был бросать на волок, все что было под руками. На волок бросали камни, бревна, ветки, высыпали землю, чтобы волок стал более высоким и сухим, особенно в дождливую погоду. При этом убирать набросанное с пути прохождения волока издревле считалось тяжким грехом.

Елизавета Снегирева

Продолжение следует…

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий