История в названиях улиц нашего города. Часть 2

Продолжаем публикацию сочинения Елизаветы Снегиревой, которой вручили диплом и медаль на 24-й конкурсе детских и юношеских сочинений, посвященных Дню славянской письменности и культуры и в связи с Днем поминовения равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Медаль памяти св. Кирилла и Мефодия

        Болшевское городище

В курганах на территории прилегающей к городищу археологами обнаружено много женских браслетов и перстней, относящихсяк XII веку.

         Историки полагают, что Городище почти полностью было разрушено и сожжено во времена нашествия хана Батыя на восточные русские земли. Археологи зафиксировали лишь следы от деревни Городище, сформировавшейся позже в XV-XVI веках на месте древнего Городища, которое располагалось вдоль крутого берега реки Клязьмы. Необходимо отметить, что XII-XIII веках река Клязьма, по летописным повествованиям и рассказам ещё была полноводной и глубокой, а также очень бурной в период весенних паводков.                

В пользу версии о том, что берег Клязьмы был заселен в древние времена, «говорит» рисунок на камне, найденным мною в ручье, протекающим по дну Болшевского оврага на Заовражной улице. Камень очень крепкий, размером с ладонь.

Камень с ул. Заовражная (анфас)

На одной стороне камня высечен кружевной орнамент в форме маленьких круглых переплетающихся колец диаметром около 5 мм каждая, в общем круге диаметром около 7 см, указывающий о его изготовлении человеком для каких-то непонятных целей может быть даже для ритуальных или оккультных. Но это другая история, о которой еще только предстоит рассказать.

Камень с ул. Заовражная (профиль)

         Историки полагают, что вторжение монголо-татарских полчищ хана Батыя на Русь было в 1237 году, когда русские княжества под натиском орды были разгромлены, терпели поражение одно за другим. Каждый князь думал не о Руси, как о стране, а только о своем княжестве, что и способствовало победоносному походу хана Батыя по восточной Руси.

         Орды хана Батыя двигались по русской земле с приходом холодов, когда крепкие морозы, сковывали льдом реки и болота, а замерзшие реки позволяли быстро перемещаться коннице Батыя на длинные расстояния и беспрепятственно перетаскивать по снегу стенобитные орудия для взятия русских городов.  

         Зимой 1238 года татаро-монгольские полчища после разгрома Москвы пошли на северо-восток в земли Владимирско-Суздальского княжества.Их путь проходил через древнее Городище на реке Клязьме, которое, как утверждает историк Наталья Чистякова-Ярославова, согласно обнаруженной ею записи в Ипатьевской летописи, был полностью разрушен одним из передовых отрядов хана Батыя. Обитатели городища были убиты или угнаны в плен в Золотую орду.  

Взято здесь   http://nebogy.blogspot.com/2010/01/1237.html

Кроме того, в болшевском овраге мною найден бронзовый наконечник от стрелы копья, покрытый слоем зеленой патины, весом около 50 грамм, на одной из сторон нанесены символы похожие на «арабскую вязь». Острое жало этого наконечника сильно изогнуто, вероятно от удара о щит противника.

Болшевское городище до наших дней не сохранилось, вероятно, его большая часть, которая была на крутом берегу реки, подмыта и ушла под воду. Недаром, еще в начале 2000 годов в реке Клязьме купающиеся нашли хорошо сохранившийся бронзовый топор с двумя лезвиями.

                            Артефакт на Заовражной улице

В пользу древнего городища, относящегося к времени нашествия хана Батыя на Русь, может говорить историческая находка, — артефакт, обнаруженный мною на южном склоне болшевского оврага в 100 метрах от древнего городища. Артефакт представляет собой крупный гранитный камень-валун, весом более 12 килограмм, с высеченными на нем рисунком похожим на «солярный» знак или «Сегнерово колесо» — круг в виде солнца с символами внутри.

Известный археолог Леонид Андреевич Беляев, доказал, что «солярный» знак не имел ничего общего с языческой символикой и отражал христианскую идею воскресения из мертвых.

Он считал, что первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в XIII веке, когда здесь окончательно утвердилось христианство. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах. И в городе, и в селе умерших стали хоронить близ церквей в вырытой в земле яме. Место захоронения отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием, на которое иногда наносились узоры, имитирующие узоры на дорогих тканях.

На камнях-валунах выбивались надписи  (которые в науке называются эпитафиями, от греческого «ἐπί — на, над и τάφος —могила»).  Необходимо отметить, что под рисунком на камне-валуне из болшевского оврага также выбита надпись с буквами, похожими на буквы древнего славянского алфавита. На обратной стороне камня-валуна в его нижней части выбит трезубец со сломанным древком. Такими камнями в Древней Руси отмечали места захоронения погибших воинов либо лиц, заслуживших особый почёт и уважение у соплеменников. В древней мифологии трезубец зачастую символизировал принцип «разделяй и властвуй». Как утверждают историки, носителями символа трезубца являлась династия варяжского рода Рюриковичей. Причём, некоторые исследователи утверждают, что княжеским знаком князя Владимира тоже был трезубец.

Необходимо отметить, что символ трезубец был родовым знаком (тамгой) самого Чингисхана и венчал его штандарт (трезубец с 9-тью пучками шерсти яков). В Монголии, на том месте, где, родился Чингисхан, установлена высокая стела с трезубцем. Историки утверждают, что символ трезубец перешёл к наследникам этого могущественного завоевателя. Изображение символа в форме трезубца встречается на монетах, которые были отчеканены во времена правления хана Батыя (1209-1256).

Учитывая, что монгольские захоронения не предполагали, какого-либо памятника, а место захоронения монгольских воинов затаптывалось табунами лошадей, то вероятно этот камень-валун с выбитым на нём трезубцем был поставлен лицу из княжеского рода, имя которого вероятно высечено на камне-валуне.      

Изображение сломанного трезубца на оборотной стороне гранитного камня из болшевского оврага могло означать окончание принципа «разделяй и властвуй» того лица, которому этот камень поставлен. Но это будет другая история, которая будет продолжена после прочтения учеными надписи на камне и расшифровки, выбитых на нём символов.

Оценка значимости улицы Заовражная в Болшево

Улица Заовражная произошла от названия деревни Заовражье или еще ранее от название местности — Овражье, ранее расположенной между двумя глубокими оврагами в юго-западной части села Болшево. 

Деревня Заовражье с её «Г-образной» формой месторасположения сформировалась в конце XIX века вдоль южного и восточного склонов глубокого оврага, примыкающего с севера к селу Болшево. Эта местность сохранила свое историческое название, став улицей Заовражная микрорайона Болшево. Перечисленные находки на Заовражной улице указывают на неразрывную связь веков, неопровержимо свидетельствующих о том, что эта местность издревле была заселена людьми.

      Заключение

         Исторически сложилось, что на Руси в древние времена реки были основными путями сообщения из одного княжества вдругое. Этот путь был трудным и опасным. Ведь для того, чтобы попасть из одной реки в другую надо было корабли с товарами перетаскивать посуху.  Места переброски по суше издревле назывались «волоком», по которым лошади «волочили» струги и перевозили товары. Вблизи волока возникали селения, жители которых занимались так называемым «волоковым промыслом». Они содержали лошадей, изготавливали волокуши, грузили и разгружали суда, охраняли волок от набегов. Болшевское городище на реке Клязьме, о котором сохранилось упоминание в Ипатьевской летописи, оставило значимый след в истории и было неоднократно обследовано археологами, давшими открытия по существованию болшевского волока.

Карта 1852 г.

Однако местность Овражье или деревня Заовражье, которая была расположена между двумя ветвями болшевского оврага, как археологический объект исследователями не воспринималась и оказалась в стороне от археологических раскопок. Вместе с тем, артефакты, обнаруженные  практически в одном и том же месте, и относящиеся к разным историческим эпохам, позволяют полагать о возможных новых открытиях при проведении археологических работ по обследованию пути Болшевского волока.   

Исследование пути болшевского волока в настоящее время является актуальным, так как согласно утвержденному Генеральному плану городского округа Королёв на 2015-2035 гг., по дну болшевского оврага, проходящего вдоль улицы Завражной от улицы Станционной улицы будет проложен 200 мм коллектор дождевой канализации, а по дну оврага вдоль улицы Заовражная, со стороны школьной улицы запланировано проведение 500 мм напорного подземного канализационного коллектора. Эти коллекторы будут направлены на новую канализационно-насосную станцию, строительство которой запланировано на месте древнего селения Баскаки на широком берегу в пойме реки Клязьмы. В связи с чем, при проведении земляных работ нас ждут новые археологические находки, которые позволят открыть неизведанные страницы далекого прошлого знаменитого болшевского волока и глубже «заглянуть» в историю древнего Городища.         

  Список использованнойлитературы:

  1. Васнецов А.М. «Волок на ламе» (1920 г.). -Режим доступа: http://involokolamsk.ru/novosti/prazdniki/ko-dnyu-goroda-volokolamska.
  • Википедия. Королев– обзор. -Режим доступа: http://wikipedia.wiki/ Королев_(город).
  • Википедия. Категория: Исторические дороги России. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мытищинский_волок_из_Яузы_в_ Клязьму.
  • История мытищинского района. Городской интернет портал. -Режим доступа: http://www.m-y-t.ru/history/4.php.
  • Королевский краевед. Режим доступа: http://skr.korolev-culture.ru/publikacii/arhiv/nanivsemekupcovalekseevyh.
  •  Позамантир Р.Д., Бондаренко Л.К. «К космическим высотам из глубины веков. Королев-Калининград». М. Московский журнал.1998. (стр.4-8).
  • Попов.«Карта межевания Московского уезда от 14 октября 1766 г. Село Болшево». Режим доступа: https://historykorolev.ru/arhives/1226.
  1.  Проект генерального плана городского округа Королёв. Карта планируемого развития  инженерной инфраструктуры городского округа. Водоснабжение, водоотведение и организация поверхностного стока. -Режим доступа: http://sovetkorolev.ru/sites/default/files/images/genplan/part_1/part_1_img_5.1.jpg
  1.  Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011. -Режим доступа www.e-vestnik.ru/analytics/drevnerusskie_nadgrobiya_5455/?m=print.
  1.  Православная энциклопедия /Под общ. ред.Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. -М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Том. 4. — 2002. — 752 с.

Елизавета Снегирева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий