Где храму быть?

Сейчас в нашем городе идут протестные выступления против строительства храма в честь Святых благоверных Петра и Февронии и придела, напоминающего часовню при больнице в Куракино, на месте небольшого и единственного сквера в этом районе.

Будующий храм. Проект.

Предложения о восстановлении часовни  вблизи фабрики «Передовая текстильщица» появились после статьи краеведа В.Е.Коршуна  «Была ли часовня в Куракино»
(«Калининградская правда» от 25.10.2005 г.), где он представил эскизы с названием «Проект часовни при больнице на фабрике T-ва А. и В.Сапожниковых. С.М. Ерофеев, архит., Москва», обнаруженные им в «Ежегоднике Московского архитектурного общества 1914-1916».
(Ежегодник. Краткий обзор деятельности Московского архитектурного общества за 1914–1916. Вып. 4. М. С. 46.)

Не имея под рукой статью В.Е.Коршуна, процитирую перепечатываемый из его статьи в другие отрывок:

«Единственная сохранившаяся информация — это рассказ сотрудника ЦНИИМаша В.М. Герасимчука о том, что в 1970-х годах он присутствовал при разборке еле видневшегося из-под земли фундамента. Было это как раз на Передовой Текстильщице неподалёку от здания, где когда-то была больница. Фундамент был выложен старинным кирпичом, намного больше, чем стандартные, и на каждом стояло клеймо с фамилией Герасимова. Можно с уверенностью говорить, что это продукция открытого в 1889 году в Мытищах кирпичного завода И.Г. Герасимова. Но самое главное — во время разбора фундамента пришли местные старики и стали укорять,что разбирают остатки бывшей часовни…».

О часовне в Куракино писала и газета «Вечерний Королев» в декабре 2008 года.

Новая волна с обращением к главе города В.А.Минакову  о строительстве храма прозвучала в статье Надежды Мостепанюк «Возродим историческую святыню», опубликованную в газете «Калининградская правда»  6 июня 2013 г.:

«На территории нашего города долгое время существовал только один храм — болшевский, в честь святых Косьмы и Дамиана. Сейчас храмов в городе стало больше, но все они труднодоступны для жителей нашего микрорайона, особенно для людей пожилого возраста в силу их немощи и для молодых мам с малышами. А может, именно за дверями храма находятся наша нравственность и духовность? 


Я верю, что если мы возродим куракинскую святыню, которую когда-то возвёл фабрикант Сапожников, если на этом месте будет стоять храм Божий, то мы многое изменим к лучшему в родном микрорайоне и дадим ответ на поставленный вопрос. 

Более полутора тысяч человек, жителей нашего микрорайона, поставили свои подписи, выразив своё согласие с необходимостью возрождения утраченной святыни…».

Строительство храма — богоугодное дело. В Москве их было «сорок сороков» и, как можно сейчас сказать, в шаговой доступности. Иное дело, например, в Подмосковье. Открывали храмы в самых населенных селениях, после чего это поселение именовалось «селом», а крестьяне из окружающих деревень должны были ходить на службу за несколько верст.

Наш город весьма заселен и, вероятно, целесообразно строительство храма, но встал вопрос о выборе места для него. Это стало «камнем преткновения» других жителей, которые хотят отдыхать в маленьком сквере этого района.  После строительства сквер станет ещё меньше. Ведь все храмы обычно свою территорию огораживают, им ещё необходимы хозяйственные постройки, гараж, церковная лавка, там же обычно строят и дом священника. Не факт, что храм не будет поглощать со временем и дальше сквер. Судя по проекту, храм будет значительных размеров, а часовня когда-то, возможно, существовавшая в Куракино была небольшой, гораздо меньше чем планируемый придел.

№5 — больница, А — заразный барак, Б — часовня/покойницкая . 
Размеры часовни: 4 х 2 2/3 саж = 8,64 х 5,76 м

И назначение было совсем иное. Я, работая в архиве Москвы, обнаружила дело о строительстве часовни в Куракино. По постановлению Земской управы каждая больница должна была иметь отдельно стоящий корпус, где лечили заразных больных, заболевших свирепствовавшими в те годы эпидемиями. Смертность от таких заболеваний была высокой, поэтому отпевали их отдельно в часовнях, построенных рядом с заразным корпусом. Такие часовни назывались покойницкой. Часовня в Куракино строилась именно для этого.

Чертежи заразного барака и часовни/покойницкой

В строительном отделении Губернского правления хранятся дела о строительстве храмов и часовен. Порядок был следующим: в Духовную консисторию или в Синод писалось прошение на строительство, прилагались чертежи построек, план местности, в обязательном порядке прилагался диплом архитектора на право проведения строительных работ. Прошение рассматривалось Духовной консисторией, после чего выносился вердикт. В случае дозволения строительства вердикт утверждался Синодом. Ответственный за храм священник исполнял чин на основание храма, и затем приступали к постройке. Исправник в обязательном порядке следил за строительством и докладывал об окончании, губернский архитектор осматривал постройку и выдавал разрешение на использование по назначению. После этого священнослужителями производился чин на освящение храма.

Прошение в строительное отделение при  Губернском правлении «Об утверждении построек заразного  барака и покойницкой при фабрике Т-ва А. и В. Сапожниковых, при селе Максимкове*, Московского уезда» поступило 7 марта 1916 года за подписью директора Кукина. Прилагался план,  чертежи и  разрешение на выполнение строительных работ под руководством архитектора Семена Митрофановича Ерофеева. Направлялось ли прошение в Духовную консисторию? О том архивное дело умалчивает. Документов, подтверждающих окончание строительства, почему-то нет. Было ли освящение построек? Где можно найти ответ на наши вопросы?

* Фабричные поселки не считались местом постоянного проживания, т.к. обычно набирали в работники крестьян из всех окрестных губерний, которые в пору посева и уборки урожая уходили на несколько недель в свои села и деревни.  Поэтому такие поселения приписывались к близко расположенным селам и деревням.

16 июля 1916 года скончался Владимир Григорьевич Сапожников. Может это стало причиной приостановки строительства? После смерти в обязательном порядке шла процедура установления и разделения наследства, которая могла длиться несколько месяцев. Может это тоже стало причиной? Шла война и не хватало рабочих рук – ещё одна веская причина. К счастью, постройка больницы, где сейчас расположена библиотека, была окончена 25 июля 1916 года.

Удивило меня  название храма, озвученное отцом Никитой: «В микрорайоне Текстильщик г. о. Королёв в память о выдающейся династии фабрикантов Сапожниковых начинается строительство православного храма в честь Святых благоверных Петра и Февронии — покровителей семьи». Смотри .  Дело в том, что Сапожниковы в Москве жили с 1837 г. недалеко от современного Лермонтовского сквера у Красных ворот. Рядом на Новой Басманной улице с 1892 по 1910 годы служил старостой храма СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА Владимир Григорьевич Сапожников. Прихожанами ЭТОГО храма были Сапожниковы!


Храм СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА на Новой Басманной

А сейчас давайте разберемся, где же располагался заразный корпус и покойницкая. При наложении плана 1916 года на современный, видно, что заразный корпус был на месте здания аптеки, и скорее всего аптека и есть бывший заразный корпус. Часовня-покойницкая — как раз на дорожке между садиком и сквером.

Расположение покойницкой по отношению к заразному корпусу 
На этом месте должна была быть построена часовня-покойницкая

Сейчас наши подмосковные города переуплотнены, зеленых островков остается все меньше и меньше, и антропогенная нагрузка на существующие скверы возрастает в геометрической прогрессии. Уверена, что в иных обстоятельствах, при наличии достаточного озелененного пространства, местные жители восприняли бы идею строительства храма в микрорайоне положительно. Однако, когда остался фактически один зеленый пятачок на многие сотни жителей, другой реакции трудно ожидать – будь то строительство храма или возведение очередного здания вместо деревьев. Поэтому необходимо оставить сквер для жителей, а для храма, который и размерами, и предназначением является новым, подобрать другое подходящее место вблизи бывшей фабрики Сапожниковых.  

Галина Маношкина, член Союза краеведов России.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Поддерживаю, Галина Ивановна. В процессе благоустройства одной составляющей недопустимо гробить другую, не менее важную.

Добавить комментарий