Отзыв на очерк Степановой «Начало и конец эксперимента»

В «Калининградке» № 31 за 23 марта на тематической странице был опубликован очерк Раисы Степановой «Начало и конец эксперимента». Очерк в который раз возвращает читателя к истории нашего города, а именно к истории Болшевской трудкоммуны, которая была создана и успешно функционировала до своей ликвидации в 1938 году. О жизни и деятельности коммунаров написано много книг-воспоминаний, но, к сожалению, все они опираются в основном только на устные источники. Архивные материалы используются в очень малом количестве. Во-первых, потому, что к моменту написания этих мемуаров большинство архивов были ещё недоступны. И, во-вторых, о некоторых вещах говорить тогда было ещё нельзя! Вернемся к тексту очерка Р. Степановой. Свое изложение она заканчивает таким предложением:

«…Но в 1939 году, видимо из соображений секретности, нельзя было сразу перевести производство в лоно авиационной промышленности. Тогда, в начале 1939 года, закрыли последнюю страницу более чем 15 летнего социального эксперимента».

Очень странное утверждение, так как в той же книге Гладыш С.Д «Дети большой беды», которую автор упоминает выше, на стр.89, написано:

«С 1 января 1939 в короткие сроки трудкоммуны НКВД, как производственно-воспитательные базы для правонарушителей были ликвидированы, перепрофилированы и переименованы. Так Болшевское учреждение было передано в ведение Наркомлегпрома СССР в качестве Комбината по производству спортивного инвентаря в состав которого входили: а) спорт-обувн. ф-ка, б) спорт-деревообделочная ф-ка, в) спорт-трикотажная ф-ка, г) спорт-механический завод».

Весь этот год происходит реформирование старого Наркомата легкой промышленности и создание новой структуры в составе правительства РСФСР. Только в мае 1940 года Постановлением СНК РСФСР от 19 мая за номером № 368, наконец, утверждается структура нового Комиссариата Легкой Промышленности РСФСР. Причем структура очень интересная до такой степени, что следует её процитировать здесь:

«Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

1. Утвердить следующую структуру Народного Комиссариата Легкой Промышленности РСФСР.

2. Установить, что в непосредственном ведении Народного Комиссариата Легкой Промышленности РСФСР состоит Болшевский комбинат по производству спортивного инвентаря.

5. твердить на 1940 год штатный контингент по аппарату Народного Комиссариата Легкой Промышленности РСФСР в количестве 708 человек, вместо установленного 1030 человек, в том числе:

а) центральный аппарат – 600 человек;

б) Болшевский комбинат и хозяйственные организации, подведомственные главным управлениям – 108 человек».


Вот такова была процедура разукрупнения, сокращения аппарата и формирования Наркомата легкой промышленности РСФСР и его подразделений. Обращает на себя внимание то, что Болшевский Комбинат выделен особо, в непосредственном подчинении Наркомату. Это означало, что Комбинату надлежало выполнять кроме всего основного (производство спортивного инвентаря) также и головную роль во вновь создаваемой отрасли, а о режиме секретности перевода в авиационную промышленность речи не идет! Но вот посмотрим, что же происходило в это время в стране!

Юные летчики
А в стране вся молодёжь шла в авиацию. Создаются аэроклубы, в которых молодые ребята, юноши и девушки, учились летать и прыгать с парашютом. Так, например, В. Грибовский в своей книге «Они были первыми» пишет:

« Не многие знают, что по инициативе Павла Игнатьевича (авиаконструктор П.И. Граховский — примечание автора статьи), поддержанной ЦК ВЛКСМ при институте (Экспериментальный институт Главного управления авиационной промышленности по работе с РККА — Примечание автора) организовали Экспериментальный отряд юных летчиков. Первыми учениками стали воспитанники Болшевской коммуны для беспризорников».

Вот на подобном учебном самолете летали и коммунары Болшевской трудкоммуны.

П. Граховский сам поехал в Болшевскую трудкоммуну и отбирал будущих курсантов. Коммунары очень горячо приняли это приглашение, и большая группа подростков пожелала идти в летчики. История сохранила фамилии только четырех коммунаров: Рубцов (15 лет – старший группы), Егоров (12 лет), Осипов и Гречихин (14 лет). В трудкоммуне они считались вожаками, и стали первой четверкой группы Экспериментального отряда. Руководителем группы этих курсантов был назначен летчик-испытатель Т.Т. Маламуж. Отряд формировался как военизированная организация. Для них даже была пошита специальная лётная военная форма с голубыми петлицами, фуражки, хромовые сапожки. На рукавах синих гимнастерок были нашиты золотой канителью крылышки и надпись: «ЭОЮЛ» (Экспериментальный отряд юных летчиков). Для занятий им был выделен самолет У-2, переднее сидение пилота было поднято, а ножные педали удлинили, что бы ноги мальчишек доставали до них. Через год эта четверка уже летала самостоятельно.

Летчик Маломуж, говорил – «мальчики необыкновенно сообразительные. Иной взрослый парень за пять часов не поймет того, что они усваивают за несколько минут. У ребят «кошачьи» мягкие движения, они не зажимают ручку, быстро обнаруживают крен, у них какое-то птичье чутьё».

Эти бывшие воспитанники трудкоммуны стали отличными пилотами! 10 августа 1935 года в «Комсомольской правде» было опубликовано письмо коммунаров под заголовком «Самому старшему – пятнадцать лет. Юные летчики нашей страны».

Авиационные заводы
В сентябре 1939 года после совещания Политбюро ЦК ВКП(б) было принято специальное постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов». Этим постановлением предусматривалось к концу 1941 года увеличить производственные мощности авиационных заводов в полтора раза по сравнению с 1934 годом. Комитет Обороны принимает решение о реконструкции существующих и строительстве 18 новых самолетостроительных заводов. Другим источником расширения авиационной промышленности был предложен перевод заводов не военной промышленности в подчинение Наркомату авиационной промышленности. Совет Народных Комиссаров дает поручение Госплану СССР подготовить список предприятий не оборонного профиля, пригодных для использования в авиационной промышленности. В этот период в авиационную промышленность были переданы текстильные фабрики и фабрики по производству школьного оборудования, авиамастерские из расформированных армий присоединенных прибалтийских государств, ремонтные предприятия Аэрофлота, ОСОВИАХИМа. В результате специальной инспекционной проверки был подготовлен обширный список заводов, фабрик и мастерских, относившихся к сельскохозяйственному машиностроению, легкой, пищевой и местной промышленности народного хозяйства. Во второй половине 1940 года по решению Госплана СССР было переподчинено 60 заводов, перешедших в разряд, так называемых смежников, обеспечивающих головные сборочные заводы комплектующими изделиями. К концу 1939 года в Наркомавиапром уже было передано 100 заводов, на которых работало 370 000 человек рабочих и служащих, установлена 41 тысяча единиц станочного оборудования. В авиационную промышленность попали, например, такие предприятия, как Кушелевская фабрика роялей, Ленинградская патефонная фабрика, 1-й Государственный завод пишущих машин и в том числе Болшевский комбинат спортивного инвентаря. Как видим, никаких «соображений секретности» в этой передаче предприятия из одного ведомства в другое нет!


Оружейное производство

«А что удивило очень, так это факт наличия оружейного производства в коммуне. Об этом пишет Ф.Д. Зайцев, инженер, заведующий производством: Вскоре у нас вырос корпус коньковой фабрики, а затем – винтовочный для выпуска спортивных малокалиберных винтовок».

Очень странное утверждение, хотя и имеется ссылка на альманах «Болшево» № 3. Тем более что сразу же по выходу из печати этого очерка мы с Е.Рыбак обсуждали этот вопрос, и он мне даже любезно прислал копию заводской программы, так как нас очень заинтересовало в БТК оружейное производство. Во-первых, оружейное производство требует наличие специальных высокоточных токарных, сверлильных, хонинговальных и протяжных станков. А в то время такие станки изготавливались только по особым заказам специально для артиллерийских и оружейных заводов и вряд ли они могли быть выделены для Болшевской трудовой коммуне.
Во-вторых, посмотрим, что же представляла собой основная производственная программа спортмеханического завода в то время.

«Основные виды изделий: коньки хоккейные; коньки хоккейные с ботинками; коньки беговые; беговые с ботинками; фигурные; коньки «Английский спорт», «Снегурочка»; столбы для теннисных сеток; регуляторы для теннисных сеток; катки для укатки теннисных площадок; наконечники для копий; катушки спиннинговые; пистолеты «Бычий глаз» для бесшумной комнатной стрельбы; судейский рупор; прицелы ортоптические; лыжные крепления; диски; металлические прессы для ракеток».

Так что же из перечисленного могло дать основание автору очерка из альманаха утверждать, что в БТК было оружейное производство. Наверно, только следующая позиция — «Прицелы ортоптические». В интернете удалось найти описание такого прицела, утвержденное 29 июля 1932 года: «Ортоптический прицел «Истребитель» для винтовки 7,62 мм. Обр. 1891 г. (1891-30 г.)». Прицел был принят на вооружение в Погранохране, в ОГПУ и в «ПСО ДИНАМО». Что в описании пишется о нем:

«Прицел «Истребитель» относится к категории ортоптических или сквозных прицелов, т.е. при которых прицеливание производится не через прорезь прицела, а сквозь круглое отверстие».

И далее:

«28. Колодка прицела крепится не непосредственно к ствольной коробке винтовки, а к седлу, которое приваривается к ствольной коробке с левой стороны автогенной сваркой».

Так что, вполне возможно, что именно от этой операции и возникло мнение, что в БТК было оружейное производство. Прицел устанавливался на винтовке в следующем порядке: сначала к ствольной коробке приваривалось основание, а затем на это основание крепился сам прицел. После этого каждая винтовка должна быть пристрелена. Вот, видимо, поскольку в БТК привозили готовые винтовки для установки прицела, а также был тир, в котором отстреливали каждую винтовку с установленным прицелом, создавалось впечатление, что в Коммуне было оружейное производство!


Председатель общества краеведов г.о. Королев Малых В.И.

Источники:

Газета «Калининградка» № 31 (18936) 23 марта 2019 г.

Интернет- сайт «Хронограф».

С.Гладыш «Дети большой беды» М. Издат. Дом «Звонница-МГ» 2004.

Авиапрмышленность СССР накануне Великой отечественной войны. Красные соколы нашей Родины.

Чутко И.Э. «Мост через время» М. Политиздат 1989.

Постановление СНК РСФСР от 19.05.1940 № 368.

Ортоптический прицел «Истребитель» для винтовки 7,62 мм Обр. 1891 г. (1891-30 г.)

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий