Последняя мозаика Тальберга

Борис Александрович Тальберг – известный советский художник, многие годы возглавлявший бюро секции монументальной живописи МОСХ РСФСР, председатель правления МОСХ РСФСР с 1978 по 1984 годы, заслуженный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР[1].

Борис Александрович Тальберг. Фото из архива Н.Б. Тальберг

Когда пишут о его монументальных работах, вспоминают чаще всего «Освобождённого человека» в Екатеринбурге и мозаичные панно на тему Отечественной войны 1812 года в Москве. Названные работы украшают фасады: в первом случае — спортивного комплекса «Урал», во втором — Музея-панорамы «Бородинская битва».

Однако есть не менее значимое монументальное произведение Тальберга, о котором почти не упоминалось в источниках из-за того, что размещено оно в интерьере здания на закрытой территории: это мозаика в холле Центра управления полётами в Королёве.

Трёхфигурная композиция лаконична и включает в себя портреты людей, которые стали символами покорения космоса – К.Э. Циолковского, С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина.

Авторство указано в книге Филиппа Мойзера «Архитектура для российской космической программы», вышедшей в 2013 году. В издании на немецком языке о мозаике написано немного. Интересно, однако, что Мойзер отмечает сходство изображения с христианским учением о Троице – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом (нетрудно догадаться, кто из исторических личностей в каком образе может быть представлен)[2].

Мозаика в Центре управления полётами. Фото из архива М. Мироновой.

С трактовкой Мойзера можно скорее поспорить, чем согласиться, однако она даёт много пищи к размышлениям.

Несомненно, что первое же, поверхностное, знакомство с наследием Бориса Тальберга позволяет увидеть его как мастера смелого, готового к творческому эксперименту, даже риску. Но этот эксперимент всегда интеллектуален[3]. Тальберг – мыслитель.

И в этой работе также видна мысль художника. Экспрессии как таковой нет – ни в цвете, ни в композиции, но изображение, тем не менее, рождает сильный эмоциональный отклик у зрителя. В монументальном искусстве города Королёва, если рассматривать его в комплексе, эта мозаика относится, безусловно, к художественным произведениям первого ряда.

Дочь художника Наталия Борисовна Тальберг, с которой мне удалось установить связь, рассказала, что мозаика в ЦУПе оказалась последней монументальной работой её отца. Борис Александрович ушёл из жизни очень рано, не успев воплотить в жизнь все свои творческие замыслы.

Варианты эскизов к мозаике были переданы семьёй художника в Музей космонавтики в Москве. Они чрезвычайно интересны с точки зрения анализа их содержания и дают возможность «заглянуть» в мастерскую крупного мастера.

Автором данной короткой заметки готовится к публикации подробная статья о мозаике Б.А. Тальберга в ЦУПе.

Автор: Мария Миронова

Источники:

  1. Костина О. Борис Тальберг. М., 1982. С. 138.
  2. Architektur für die russische Raumfahrt. Vom Konstruktivismus zur Kosmonautik: Pläne, Projekte und Bauten. Philipp Meuser und andere. Berlin, 2013. Seite 236.
  3. Лебедева В. Советское монументальное искусство шестидесятых годов. М., 1973. С. 93.

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: