Мы взлетели вместе с ним. К 60-летию «Гагаринского старта»

Статья подготовлена Мариной Зайцевой

— В апреле степь вокруг Байконура уже покрыта весенними тюльпанами на коротких ножках и голубыми ирисами. Рано утром 12 апреля 1961 года наша мама Людмила Александровна позвала нас с братом Андреем в степь собирать цветы. В этот день вокруг было необычно много людей – парочки бродили со всех сторон. Несмотря на секретность, семьи участников подготовки полета Юрия Гагарина знали: «В такое-то время ОН полетит».

Мы прогуливались с братом, ни о чём не подозревая, как вдруг раздался крик: «Смотри, смотри — летит!». Перед нами началось фантастическое зрелище – огромная ракета взлетала совсем рядом. Точнее, ракеты почти не видно — только ослепительно-яркий шар. Затем мы увидели, как отделилась первая ступень. Все захлопали в ладоши и закричали «Ура!».

В то утро, 60 лет назад, Юрий Гагарин полетел в космос. Потом мы его встречали на Байконуре, было много торжеств, радости. Мне было всего 8 лет, но я до сих пор помню те дни (из воспоминаний Шуруповой Аллы Сергеевны, дочери Сергея Афанасьевича Петренчука, участника подготовки первого полета человека в космос).

Ю.А.Гагарин  и С.П. Королев на Байконуре. 1960-е годы.
Из семейного архива, публикуется впервые.

К открытию дороги в космос 60 лет назад были причастны тысячи людей – от великих конструкторов ракет до простых рабочих космодрома. Многие из них — жители Калининграда-Королева, простые горожане, которые работали на космическую отрасль и внесли свою большую и малую лепту в начало освоения космоса, но остались безвестными.  Поэтому хочется вспомнить и, все-таки, сохранить в истории одно негромкое имя.

Петренчук Сергей Афанасьевич родился в селе Глезно Любарского района Житомирской области 23 февраля 1924 года. Примечательно, что в соседнем Житомире родился Сергей Павлович Королев, с которым Сергей Афанасьевич позже был знаком лично. Землячество в те годы имело большое значение.

Сергей Петренчук приехал в Московскую область еще ребенком в 1930-х годах, жил у родственников в пос. Мамонтовка Пушкинского района. Там же в 1939 году окончил 7 классов Мамонтовской неполной средней школы. Продолжил учебу, в 1941 году окончил 9-й класс (школа не известна, возможно, в г. Пушкино), переведен в 10-й класс, но война всё перечеркнула. 17-летний Сергей пошел на завод. Всю Великую Отечественную войну (с 1942 по 1946 год) работал фрезеровщиком на заводе им. Маленкова в Москве. Работали тяжело и почти круглосуточно. Сергей Афанасьевич вспоминал, что не хватало сил доехать до дома, и он спал в поезде, курсировавшем между Москвой и Загорском. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945»

С.А. Петренчук в конце 1940 годов. Из семейного архива.

В июле 1947 года вступил в ВКП(б). Был членом участковой избирательной комиссии по выборам в Московский областной, Московский городской и Киевский районный Совет депутатов 29 октября 1947 года от профсоюза рабочих станкостроения Станкоинструментального техникума. Работал техником д/с в конторе № 3 треста Мосгаз (с 1948 по 1952), а затем в монтажной конторе № 7 (по данным из профсоюзных книжек С.А. Петренчука).

В связи с давностью лет и секретностью работы не сохранились документы периода 1950-х годов, в т.ч. утеряна трудовая книжка. Вначале казалось невозможным восстановить в точности трудовой путь Сергея Афанасьевича, но он оставил о себе столько доброй памяти, что в большей степени это получилось.

 Весьма вероятно, что монтажная контора № 7 – это «Специальная производственно-монтажная контора № 7» (СПМК-7), ставшая одной из первых монтажных организаций треста «Спецмашмонтаж» и принимавшая непосредственное участие в монтаже стартового оборудования площадки № 2, названной после полёта первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина — «Гагаринским стартом».

Коллектив СПМК-7, выполнявший с 1956 по 1959 г. работы на космодроме Байконур по созданию ракетно-космического комплекса для запуска первого спутника Земли, вошел в состав СПМК-10, созданной 31 августа 1959 года. В составе треста Спецмашмонтаж СПМК-10 стала родоначальницей нынешнего ОАО «Специальный трест № 1» (Спецтреста № 1), усилиями которого создавалась и развивалась база для полетов человека в космос.

В 1955 году началось строительство космодрома Байконур, а в 1957 году Сергей Афанасьевич Петренчук был туда откомандирован и работал на различных участках. Его заслуги были настолько велики, что его имя вписано и в историю Спецтреста № 1, и в историю треста «Спецмашмонтаж», и в историю треста «Спецхиммотаж», так же участвовавшего в монтаже первого старта.

С.А. Петренчук в 1950-х годах. Из семейного архива.

Из истории треста «Спецмашмонтаж»

18 ноября 1957 года был образован трест «Спецмашмонтаж», который стал специализированной организацией для выполнения работ по монтажу технологического оборудования и конструкций на объектах Министерства обороны, космических комплексах и специальных государственных объектах (в 1962 году предприятие вошло в структуру Минмонтажспецстроя СССР).

Спецтрест №1 (ранее СПМУ-10) был ведущей строительно-монтажной организацией на космодроме Байконур. Через экспериментальные объекты этого космодрома, как через школу передового опыта, прошли практически все организации «Спецмашмонтажа».

Активную роль в отработке новых, прогрессивных методов ведения работ, подготовки монтажно-технологической документации и изготовления специальной оснастки сыграли начальник монтажного объекта В.А. Венцковский и начальники участков Спецтреста № 1 (СТ-1) М.И.Акимов, С.А.Петренчук, А.А.Исаев, В.А.Соколинский, Л.Ф.Пикалов, С.И.Клюенков, И.Н.Казанцев.

Специалисты СТ-1 совместно с сотрудниками Конструкторского бюро общего машиностроения (КБОМ) по технологиям СКТБ-16 обеспечивали выполнение ремонтно-восстановительных работ и поддержание в работоспособном состоянии оборудования «Гагаринского» старта при осуществлении грандиозных космических программ – полетов космонавтов и запусков спутников. Большое число работников СТ-1, СКТБ-16 и других организаций «Спецмашмонтажа» за участие в обеспечении выполнения программ космических исследований в СССР награждены дипломами им. летчика-космонавта СССР Ю.А.Гагарина, памятными медалями им. С.П.Королева, Ю.А.Гагарина, В.П.Бармина и др.

Из книги Н.С. Наровлянского «Так начинался Байконур»

Сложнейший монтаж технологического оборудования и систем выполнил на космодроме персонал специальной производственно-монтажной конторы треста «Спецхиммотаж», которой руководил С.В. Шерихов. Управляющим трестом «Спецхиммонтаж» был Н.В. Смирнов. Учитывая уникальность оборудования, а также сжатые сроки монтажа, во избежание задержек на объекте была проведена контрольная сборка на заводах-изготовителях. Все основные агрегаты были смонтированы, прошли испытания под нагрузкой, а также проверку на функционирование. Для этого были сооружены специальные стенд-макеты. В частности, контрольную сборку и всестороннюю проверку прошли системы заправки, пожаротушения и некоторые другие, особенно работающие под высоким давлением. Коллектив монтажников всегда выполнял поставленные задачи качественно и в срок. Большая заслуга в этом Н.В. Смирнова, С.В. Шерихова, С.А. Петренчука, Б.Н. Бурдова, П.П. Горелова, Н.А. Викторова, Б.Я. Горчакова …и многих других. Приобретенный на монтаже первого старта опыт был использован и обогащен при решении последующих задач.

С.А. Петренчук в своем кабинете (Ленинск-Байконур). 1966-68 гг.
Из семейного архива

Строители и ракетчики делали одно большое дело. Вот какие слова Сергея Павловича Королева вспоминал заслуженный строитель России, прораб «Гагаринского старта» полковник в отставке Сергей Алексеенко https://rg.ru/2005/06/02/bajkonur.html :

Главный конструктор говорил: «Наземные стартовые сооружения — это больше, чем ракета. Ракета без них — металл, начиненный оборудованием.

Из истории «Специального треста № 1», опубликованной к его 50-летнему юбилею

Началом космической эры считается 4 октября 1957 г. – день запуска в СССР первого спутника Земли. Но еще задолго до этой знаменательной даты, в январе 1955 г. военные строители приступили к созданию космодрома Байконур, откуда был запущен спутник.

Первым директором (начальником) СПМК-10 стал А.А. Четверкин, главным инженером – В.Д. Павлов. Вокруг них подобрался спаянный коллектив профессионалов, асов монтажных работ. В составе СПМК-7 на Байконуре работали мастер Б.Я. Горчаков, бригадир Г.Я. Писакин, сварщик С.А. Пригоркин, несколько позже к ним присоединились прораб В.С. Аринушкин (в годы войны боевой летчик), бригадиры-монтажники Г.Л. Федоров, В.М. Семенов, В.Я. Ручейков, Е.И. Неделько, монтажники А.А. Корабельников, Н.Н. Шафиков, начальники участков Б.Н. Бурдов, С.А. Петренчук и др. Все они отмечены высокими правительственными наградами. Их героический труд по самоотверженности подчас сопоставим с воинским подвигом.

Эти первопроходцы строительства космодрома лично знали главного конструктора С. П. Королева и начальника строительства генерала Г.М. Шубникова, тесно сотрудничали с главным механиком строителей Ф.Ф. Собко, начальником военно-строительной бригады М.И. Халабуденко и представителями смежных монтажных организаций. Условия работы были экстремальными. Космодром строился посреди полупустыни Казахстана в Кзыл-Ординской области, где летом царит нестерпимый зной, а зимой – суровый мороз и бураны. Жили монтажники в бараках непосредственно на стройплощадках. Вода привозная. Не было ни холодильников, ни кондиционеров.

Сейчас невозможно представить этот быт как в Байконуре (долгие годы он именовался  Ленинском), так и непосредственно на объектах космодрома. В таких суровых условиях создавались стартовые позиции для выхода в космическое пространство.

В 1962 г. СПМК-10 преобразуется в Специальное производственно-монтажное управление № 10 (СПМУ-10) и становится структурным подразделением Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР (Минмонтажспецстрой СССР). В 1979 г. управление преобразуется в Специальный трест № 1 в составе объединения «Спецмашмонтаж» (из вступительного слова генерального директора ОАО «Специальный трест № 1» А.М. Туркина).

Самые яркие события в истории мировой космонавтики связаны с функционированием стартового комплекса ракеты-носителя «Союз» – «Гагаринский старт». Наиболее знаменательные из них – запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. и полет первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г.

Первый пуск – 1957 г.

Непосредственными участниками монтажа систем стартовой позиции являлись Б.Н. Бурдов, С.А. Петренчук, В.Я. Ручейков, В.М. Семенов и многие другие специалисты, ранее работавшие в системе треста «Спецмашмонтаж».

Из воспоминаний ветеранов «Спецтреста № 1»

Анатолий Алексеевич Корабельников, бригадир, заслуженный строитель России:

В 1959 г. я был направлен слесарем-монтажником на контрольную сборку оборудования стартового сооружения на Ленинградский механический завод, а затем вместе с оборудованием прибыл на Байконур.

Неоднократно мне приходилось встречаться с легендарным главным конструктором С.П. Королевым и главным конструктором наземного оборудования старта В.П. Барминым.

В начале 1961 г. несколько человек нашей бригады были направлены на Гагаринский старт для участия в работах по подготовке стартовой позиции для осуществления космического полета корабля «Восток», пилотируемого летчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. В этом грандиозном событии 12 апреля 1961 г. есть и наш скромный вклад.

С особой теплотой я вспоминаю своих товарищей и друзей, некоторых уже нет в живых. С Сергеем Афанасьевичем Петренчуком, начальником участка, у которого я проработал бригадиром много лет, меня связывала настоящая мужская дружба.

Несмотря на трудности быта, жару летом и холод зимой, первые объекты Байконура остаются самыми значительными и важными в жизни ветеранов треста.

Виктор Николаевич Селин, бригадир, заслуженный строитель России:

За 40 лет работы в тресте мне пришлось работать на многих площадках космодрома Байконур и на объектах боевых ракетных комплексов в различных районах СССР, но самые дорогие воспоминания – это первые стройки полигона: Гагаринский старт и боевой ракетный комплекс на площадке 60.

В 1962–1964 гг. я руководил бригадой заправщиков системы Г158 на площадке 60 от начала монтажа до комплексных испытаний. На заключительном этапе работ мы – заправщики очень хорошо знали свою систему, поэтому помогали солдатам стартового расчета, например, в операции стыковки наполнительных соединений с ракетой, стоящей в шахте. Начальником участка в то время был С.А. Петренчук, а нашим мастером В.И. Сафронов, о которых остались очень добрые воспоминания.

Анатолий Иванович Морозов, Заслуженный строитель РФ, почетный строитель Байконура:

Всю свою жизнь связали с космодромом и работой в тресте: Б.Н. Бурдов, С. А. Петренчук, И.Н. Казанцев, П. С. Гудеев, А.Г. Воронков, Н.Н. Щербаков, Б.Я. Горчаков, В.С. Аринушкин … и многие другие работники треста.

С.А. Петренчук у обелиска в честь запуска Первого искусственного спутника Земли
 (в верхнем ряду справа от обелиска). Из семейного архива, дата не известна.
С.А. Петренчук третий слева. Из семейного архива

Рядом с тружениками, преданными своей ответственной работе, всегда находятся их верные семьи, которые поддерживают и помогают во всем.

Из воспоминаний дочери Шуруповой А.С.:

— В 1957 году мы с мамой приехали к отцу в Казахстан. Мне было тогда 4 года. Отец встретил нас на станции Тюра-Там. Вокруг было только несколько казахских мазанок. Жилья не хватало и нам дали комнату в одной из них, мы там жили при станции. Запомнилось, что казахи не знали замков, и дверь закрывалась на щепочку. Помню первые прогулки по степи, необъятные просторы и жара. Потом наша семья переехала в один из первых домов для строителей. Это 4-этажный дом номер 3 по ул. Ленина. Он стоит там до сих пор.

Дом семьи Петренчук первый слева. Пос. Ленинский (Байконур), 1960-е годы.

            Мы жили на Байконуре с 1957 по 1970 год. Всё было просто и скромно. Вначале  ничего нельзя было купить. Мне как ребенку, не хватало конфет. Первые конфеты в магазине были леденцы «Апельсиновые дольки», зефир, посыпанный вафельной крошкой, и конфеты «Маска», за ними стояли огромные очереди. Молоко было по карточкам, на которых ставили крестики. Давали по 1 л молока в день детям до года. Мой брат родился в 1959 году, и я ходила получать на него молоко.

Приезжали мы на Байконур как командировочные, мебели почти не было. Однажды к нам в гости вечером с коллегами зашел Сергей Павлович Королев. Взрослые что-то отмечали, было весело и шумно. Помню, как Сергей Павлович сидел на деревянной табуретке и играл на железных ложках, постукивая ими по коленке.

В начале 1962 года отец получил маленькую 2-комнатную квартиру в 30 кв. м.  в г. Калининграде на ул. Гагарина, д.36а, но постоянно проживать в городе мы смогли только через 8 лет.
С супругой Людмилой, 1970-е годы. Из семейного архива.

Отец работал много и увлеченно. Запуски обычно приурочивали к различным датам и всегда очень спешили успеть в срок. Иногда его по трое суток не было дома. Вся работа происходила на открытом воздухе в тяжелых условиях резко-континентального климата, когда зимой может быть -40, а летом +40 градусов, к этому прибавляются сильные ветра и песчаные бури. Помню, как один раз он пришел домой с обмороженными руками. Оказывается,  когда он спускался в пусковой «стакан» по скобам, его руки примерзли, и ему пришлось отрывать их с кожей от ледяного железа.

Такими же энтузиастами были и его коллегии. Все успешные пуски были радостным событием для всех. Отец близко общался с Четверкиным,  Венцковским, Дорошенко, Кузьминым, Черновым, Семеновым. С некоторыми из них дружили семьями. Бурдов тоже получил квартиру в калининградских Черемушках на ул. Гагарина, д.30. Из-за постоянных командировок отца я училась в 11-ти школах и фамилии его коллег помню лучше фамилий своих одноклассников.
С.А. Петренчук на совещании справа третий снизу.
Дата и место не известны. Из семейного архива

Указом Президиума Верховного Совета СССР Петренчук Сергей Афанасьевич дважды награжден орденом «Знак почета» — 27 апреля 1946 года и 21 декабря 1957 года. За высокие производственные показатели 30 июля 1966 года награжден значком «Отличник социалистического соревнования Минмонтажстроя СССР». Награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года». Также имеет звания «Ударник коммунистического труда» и «Ветеран труда».

Сергей Афанасьевич был предан космосу и очень переживал, когда был вынужден уехать с Байконура. Близким он признавался, что с развитием технологий и подготовкой новых кадров становится всё труднее первопроходцам, получавшим образование в предвоенные и военные годы.

Но Сергею Афанасьевичу Петренчуку довелось сделать еще одно памятное дело для популяризации отечественной космонавтики: он участвовал в монтаже экспоната-ракеты-носителя «Восток» наружной экспозиции Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в г. Калуге  в 1973 году.

С.А. Петренчук четвертый в первом ряду. Из семейного архива.

Из статьи «Ракету-носитель «Восток» установили в Калуге 40 лет назад»:

12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полет вокруг Земли советского космонавта Ю. А. Гагарина на космическом корабле «Восток». А уже 13 июня того же года первый космонавт прилетел в Калугу. Здесь Юрий Алексеевич заложил первый камень в основание будущего Государственного музея истории космонавтики, который торжественно открылся 3 октября 1967 года.

Не мудрено, что идея установить у нашего музея ракета-носитель «Восток» появилась практически сразу. Но решение правительства было принято только в год празднования пятилетия со дня открытия Государственного музея истории космонавтики. Осенью 1972 года ракету, разобранную на составные части, привезли по железной дороге в Калугу.

Инженер центра космических полётов Виталий Сергеевич Тим­ченко рассказывал:

«Восток», достав­ленный в Калугу, – экспонат дважды уникальный. Во-первых, перед доставкой в Калугу ракета демонстрировалась в целом ряде европейских стран: на авиационном салоне Ле Бурже в Париже, в Риме, Турине, Буха­ресте, Будапеште и Праге.

Во-вторых, она не просто точная копия, а если хотите, «рабочий» экземпляр той серии ракет, которые вы­водили на околоземные орби­ты, корабли-спутники «Восток», в том числе и первый космиче­ский корабль Ю. А. Гагарина. Скажу больше: если этот наш экспонат заполнить приборами и заправить горючим, то он вполне может под­нять в космос человека на борту…

В 1972 году возле Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского образовался своего рода монтажный цех. Специалисты под руководством Виталия Сергеевича Тим­ченко собрали ракету и со стапелей осторож­но перенесли на железнодорожный установщик. К тому времени к будущему постаменту уже был сооружён стометровый участок железной дороги с небольшим набором высоты.

Постамент подготовили для ракетного комплекса строители из СУ-320. Им потребовались и бетон, и ме­таллоконструкции особой проч­ности, ибо новый экспонат весил целых 140 тонн! Установить ракету на постамент решили 13 июня – в день, когда в Калуге впервые побывал Юрий Гагарин.

В тот день все строители собрались на площадке. Руководили ответственной операцией начальник участка Сергей Афанасьевич Петренчук (в источнике в фамилии допущена ошибка, прим. автора), инженер Геннадий Петрович Дорошенко и прораб Владимир Михайлович Нырков.

Заработали мощные лебёдки. Г. П. Дорошенко сам шёл за установщиком и конт­ролировал контрнатяжение по динамометру. Тридцать минут потребовалось на то, чтобы ракета прошла стометровый участок пути. Наконец, колеса установщи­ка коснулись упоров у самой кромки постамента, зависшего над склоном к речке Яченке.

Ещё несколько дней спе­циалисты проверяли работу установщика. И 21 июня свершилось чудо: ракета приняла вертикальное рабочее поло­жение, взметнувшись на высоту тридцати восьми метров!

Из воспоминаний ветерана «Спецтреста № 1» Корабельникова А.А.:

В 1974 г. в центре г. Боровска, Калужской области, на территории школы, где работал отец русской космонавтики К.Э. Циолковский, мы под руководством С.А. Петренчука установили макет ракеты. Это единственный в моей жизни «объект», где не было сжатых сроков монтажа.

К слову, в 1972 году в Москве на ВДНХ (ныне ВВЦ) монтажники Спецтреста № 1 водрузили на специальный постамент перед павильоном «Космос» макет ракеты-носителя «Союз», который простоял 14 лет и в 1986 году был заменен на новый. Но об участии в этом монтаже С.А. Петренчука неизвестно.

За осуществление сложнейшего монтажа в Калуге С.А. Петренчук был награжден Дипломом и памятными медалями Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Также награжден Дипломом им. летчика-космонавта Ю.А.Гагарина, которого ежегодно удостаиваются не более 6 человек, в т.ч. ученые, конструкторы и др., внесшие значительный вклад в развитие ракетно-космической техники и проводящие работу по пропаганде авиационно-космических знаний. 

Сергей Афанасьевич Петренчук скоропостижно скончался 13 августа 1982 года в возрасте 58 лет. В последний путь его провожали сотни коллег, колонна начальственных машин следовала на Невзоровское кладбище, где он похоронен.

Дети, внуки и правнуки Сергея Афанасьевича живут в наукограде Королев, работают на благо города и дорожат его космической историей.

Благодарю дочь С.А. Петренчука Аллу Сергеевну Шурупову за предоставленные документы и воспоминания. Фотографии из семейного архива публикуются впервые.

Источники:

1. Н.С. Наровлянский «Так начинался Байконур» https://docplayer.ru/26329946-Baykonuru-50-tak-nachinalsya-baykonur.html

2. https://www.kaluga-poisk.ru/news/archive/raketa-nositel-vostok-ustanovili-v-kaluge-40-let-nazad

3. АО «Спецмашмонтаж», официальный сайт https://aosmm.ru/o-kompanii/history

4. Юбилейный каталог ОАО «Специальный трест № 1» (составитель И.Н. Казанцев, фотографии А.Ю. Мостковой, редактор Н.Б. Фомичева)  https://clck.ru/Tvfq9

Подготовила член краеведческого общества им. Б.Я. Ежова Зайцева Марина Владимировна

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: