Собрание рабочих полностью одобряет приговор пролетарского суда

Поддержка борьбы с «врагами народа» на местах: орудийный завод №8 в Подлипках.

image013

История орудийного завода №8 им. М. И. Калинина в подмосковных Подлипках (поселок Калининский, с 1938 года — г. Калининград) в 1930-е годы — это история не только, как сказали бы в те же 30-е годы, «славных подвигов пролетариата по укреплению обороны социалистической Родины». Как и на любом другом заводе, на заводе №8 происходили события драматические и трагические, были на нем трудовые подвиги и халтура, ответственность и разгильдяйство. Не обошла завод и всесоюзная борьба с «вредителями», когда любую неудачу, причиной которой был целый комплекс проблем, власти объясняли целенаправленным «вредительством врагов народа» — директоров, главных конструкторов, инженеров. Одной из жертв такой борьбы в 1933 году стал главный инженер завода В. Беринг[1].

В 1937 году, когда борьба с «врагами народа» стала резко набирать обороты, работники партийных ячеек стали активней организовывать собрания для выражения «народного негодования» по поводу действий очередной мифической «банды шпионов, диверсантов и проч.».

Публикуемый документ уже цитировался[2] в научных работах, теперь пришло время опубликовать его полностью. Чем больше документов подобного рода вводится в научный оборот, тем легче понять — какие настроения были в тот период среди населения СССР.

Что за документ перед нами? Насколько он объективен? Автор его — зам. секретаря парткома завода и вряд ли он стал докладывать районному и областному партийному начальству, что коллектив завода к расстрелу военных отнесся без одобрения. Наоборот, в подобных отчетах естественно стремление составителя показать, что партийная пропаганда находится на высоком уровне и дает хорошие результаты. Однако автор не скрывает отдельных «недостатков» и приукрашивание ситуации всегда имеет разумные пределы. В целом коллективы высказывались в поддержку репрессий. Но каковы причины этой поддержки? Боязнь отделиться от коллектива и тем самым самому стать «подозрительным», как говориться «со всеми вытекающими последствиями»? Искренняя вера в бредовые обвинения? Очевидно, имело место и то и другое. Учитывая абсолютную партийную диктатуру в СМИ, когда никакой альтернативной и независимой прессы и радио в СССР не существовало, многолетняя оголтелая пропаганда среди полуграмотных рабочих и крестьян не прошла даром.

Обращает на себя внимание не только кровожадность слесарей и наладчиц, а их прямо-таки шизофреническая логика: «Эти изверги народа, шпионы и предатели родины хотели восстановить капитализм, отнять у нас те великие завоевания октября, где наши отцы и братья проливали за это кровь», — заявляет слесарь Калугин — кандидат в ВКП(б). Понятно, для того чтобы быстрее стать членом партии кандидат должен высказать публично полное одобрение политики партии. Но разве этот слесарь не знает, что эти «изверги» были как раз руководителями «отцов и братьев», проливавших кровь за «великие завоевания октября»? Это под руководством Тухачевского, Якира, Уборевича отцы и братья боролись с «желающими восстановить капитализм» во время гражданской войны. Зачем же им хотеть его восстанавливать? Какие этому доказательства? Никаких.

«Ведь они, наверное, ложно боролись за советскую власть», — заявляет некая Косарева. Как можно бороться за советскую власть «ложно»?

Рабочий Сафронов говорит: «Большинство из этой изъятой сволочи не нашего рабочего происхождения, их безусловно приманивало старое». А какое же было происхождение у «большинства из этой изъятой сволочи», чтобы ее «приманивало старое»? Какое старое могло приманивать детей крестьян, учителей, провизора, плотника? Чем «старое» таких людей было до революции заманчивей «старого» для рабочего? Кем они стали, если бы революция и Гражданская война не вынесли их на руководящие посты армии огромной страны?

Если человек поддается «политическому психозу», грамотно организованного властями через средства массовой информации, то о здравой логике его мышления можно забыть. К 1937 году многие люди, привыкшие к многолетней шпиономании, поискам врагов народа и т. п. уже не могли разговаривать и мыслить свободно, они стали мыслить и разговаривать лозунгами коммунистической пропаганды — лживой, кровожадной, примитивной, иногда до комичности нелепой, что видно из данного документа.

Орфография сохранена. Примечания отмечены звездочкой* и следуют за текстом документа. Многочисленные машинописные исправления, сделанные составителями текста, в примечаниях не оговариваются.

В МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ВКП/б/

Копия: МЫТИЩИНСКИЙ РК-ВКП/б/.

ДОКЛАДАЯ ЗАПИСКА.

Сегодня по получении сообщения по радио о вынесении приговора врагам народа — шпионам, изменникам родины: Тухачевскому, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман, Фельдман, Примаков и Путна, мы организовали в обеденные перерывы по всем цехам рабочие собрания.

Выступающие рабочие по цехам — т.т. Солецкий — токарь, Комаров — наладчик, Игошин — нач. отделен., Могилева — токарь, Некрасова — наладчик и др. рабочие, ИТР и служащие завода, все их мысли, и речи слились в одно целое: НЕТ И НЕ МОЖЕТБЫТЬ ДРУГИХ МЕР К ВРАГАМ НАРОДА, КАК ИХ ФИЗИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ.

Коллектив завода — рабочие, ИTP и служащие, так слышалось сегодня по всем цехам, целиком и полностью одобряет наш, как всегда справедливый приговор пролетарского суда. Который, всегда стоял, стоит и будет стоять на страже интересов трудящихся народов СССР.

Рабочие особенно восхищаются нашими органами Охраны революции — НКВД и его руководителем т. ЕЖОВЫМ.

И клеймят позором и шлют проклятие тем,которые сегодня справедливым приговором будут стерты с лица нашей советской земли, и всем тем,которые занимаются пособничеством врагам народа.

Приводим отдельные выступления рабочих, ИТР и служащих:

1. КОСАРЕВА — б/п*. «Я вот сейчас читаю книгу «Как закалялась сталь» Островского и из этой книги вижу, сколько же жизни и силы положено для завоевания советской власти. В этой книге описан только кусочек нашего государства, а сколько потребовалось сил во всем союзе, ведь боролись на всех фронтах. А они, гады эти, вредители хотели у нас отнять наше кровное. Что им не хватало, что им только нужно было. Ведь они наверное ложно** боролись за советскую власть. Наш Верховный суд правильно поступил, что расстрелял таких гадов».

2. ПЕРЕВОДОВА — б/п. «Плохая трава из поля вон убирается. Правильно поступил суд, никакой им пощады ненужно делать. А вот ты говоришь — «что им нужно было», да ведь это волки в овечьей шкуре. Они может быть все время нас подрывали, да их заметить трудно было».

Разговор наладчиков МЕЛЕХИНА и ГУСЕВА.

3. ГУСЕВ «Ты смотри гады, что хотели сделать. Ведь Красная Армия наша основная сила, а они секреты ее выдавали. Это все происходит потому, что у них, у этих гадов, изменников еще осталась старая жилка. Вот эту жилку выдернуть и удавить их на этой жилке».

4. МЕЛЕХИН /В это время точит шабр /«Суд как кончил бы судить, отдал бы после суда их мне, я бы с ними разделался. Я бы им смерть придумал, что бы и во сне никогда*** им не приснилось».

5. КАЛУГИН слесарь. канд. ВКП/б/. Говорит, что приговор, вынесенный верховным Судом СССР, считать приговором всего народа Советского Союза. Вся страна ждала только такого приговора. Эти изверги народа, шпионы и предатели родины хотели восстановить капитализм, отнять у нас те великие завоевания октября, где наши отцы и братья проливали за это кровь. Впредь наша страна всех шпионов, диверсантов, лазутчиков будет карать как изменников родины со всей строгостью революционной законности — расстреливать./Аплодисменты/.

6. Пронин — планировщик, б/п. Говорит, что наши органы НКВД, славные чекисты уже не первую группу шпионов, диверсантов, предателей социалистической родины вскрывают и передают органам пролетарской диктатуры судить со всей строгостью революционной законности.

Эти шпионы и диверсанты нарушили воинский долг — присягу, раскрыли наши военные секреты капиталистическим государствам и готовили войну против социалистической родины.

Военная коллегия Верховного суда в своем закрытом заседании вынесла приговор, который ждала вся страна. Нет пощады изменникам родины. Всякую гадину, которая посягнет на наши завоевания и впредь будем уничтожать беспощадно.

7.Ковалев — б/п. нач. п/отд. ОТК «8 шпионов диверсантов занимали командные должности в Красной Армии, Своими действиями хотели подорвать мощь красной Армии, таких негодяев нужно уничтожить с корнем, что бы не было даже их праха на территории построения социалистического общества.

С недостаточными мерами ликвидируют последствия вредительства на нашем заводе. Можно предполагать, что корни этих негодяев еще не выкорчеваны из нашего завода»

8. САФРОНОВ — б/п., кадров. рабочий. «Большинство из этой изъятой сволочи не нашего рабочего происхождения, их безусловно приманивало старое, поэтому таких людей надо лучше проверять — прежде чем допускать к ответственной работе. Наш пролетарский суд вынес правильный приговор».

9. ЗАГРЯДСКИЙ — б/п. строгальщик. «Этим гадам, шпионам не присущи интересы рабочего класса. Им хотелось, чтобы перед ними раболепствовали. А Тухачевский спал и видел, наверное, получение своих имений в большем размере. Суд вынес справедливый приговор».

Вчера и сегодня утром все рабочие ждали приговора, и все были в надежде, что только наш Советский суд будет как всегда справедлив. С кем не поговоришь, с рабочими, ИТР и служащими — у всех одно единое мнение: «Как-то стало легче на душе, что этих гадов расстреляли».

Но вместе с этим мы сегодня на заводе и выявили отрицательные явления отдельных рабочих и служащих, например:

1/ РЫБАКОВА говорит: «Собственными руками бы расстреляла этих шпионов».

А экономист Гайдуков**** выразил сомнение, сказав: «пожалуй дрогнут руки расстреливать таких людей, как Тухачевский, Корк и др.»

2/ КОЧКУРОВ — б/п. Нач. ППО-1-МО — Говорит: «Что творится на свете, даже в правительстве нашлись люди, которые изменяют родине и превращаются в шпионов, как-то Тухачевский*****, Эйдеман, Якир и др.»

3/ КУЗНЕЦОВ — электрик. В беседе среди рабочих заявил так, что «всех авторитетных людей пересстреляют, кто-же тогда останется. Я вот не понимаю с какой стороны идет вредительство».

ЗАМ. СЕКРЕТАРЯ ПАРТКОМА ЕЗОПОВ

12/VI-1937 г.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Заслушав сообщение о приговоре Верховного Суда по делу изменников родины, нарушителей воинского долга-присяги, предателей и изменников нашей Рабоче-Крестьянской Красной Армии и подлых шпионов фашизма /Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман, Фельдман, Примаков и Путна/.

Общее собрание рабочих, ИТР и служащих завода имени М. И. КАЛИНИНА полностью одобряет справедливый приговор пролетарского суда, стоящего на страже интересов трудящихся народов Советского Союза.

Нет и не может быть других мер к врагам народа, как их физическое уничтожение.

Пойманная с поличным шайка злодеев и государственных преступников, находясь на службе в военной разведке фашистских государств, систематически доставляла военным кругам шпионские сведения о состоянии Красной Армии, вела вредительскую работу по ослаблению мощи Красной Армии, готовила на случай нападения на СССР поражение Красной Армии и имела своей целью восстановление власти помещиков и капиталистов в нашей стране.

Ни один шпион, ни один лазутчик, диверсант не останется на нашей священной социалистической земле. Пусть беснуются фашисты, гебельсы и другие агенты и враги народа, им не поколебать нашей мощи Советского Союза.

Под руководством нашей большевистской партии и вождя народа т. СТАЛИНА мы будем решительно бороться со всеми шпионам диверсантами, вредителями, троцкистами и бухаринцами — врагами народа.

Мы знаем значение нашего завода в деле укрепления обороноспособности нашей страны, мы обязуемся на основе развития социалистического соревнования, выращивания новых кадров стахановцев, мобилизовать все силы на досрочное выполнение программы нашего завода.

Разоблачение шпионской банды — признак могущества и непобедимости нашего строя, признак силы и прозорливости органов охраны революции нашего славного НКВД и его руководителя Н.И. ЕЖОВА.

Да здравствуют наши славные чекисты и их руководитель тов. ЕЖОВ.

Да здравствует Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, вождь и организатор социалистических побед.

Да здравствует вождь народов, друг и учитель т. СТАЛИН.

ЦАОПИМ Ф. 3. Оп. 50. Д. 18. Л. 56-60. Машинописный подлинник. Подпись Езопова — автограф и машинописью.

* Здесь и далее б/п — беспартийный.
** Исправлено от руки из напечатанного «тоже».
*** Вписано от руки.
**** Подчеркнуто от руки.
***** Исправлено, в тексте «Тузачевский».
Примечания:

[1]А. Бритиков, М. Миронова. Беринг в Подлипках: от «сорокопятки»до безвестности // Калининградская правда. 2010. 10 июня. Как сообщила автору М. Миронова, в авторской версии было дано правильное название — «сорокапятка».

[2]Аксютин Ю.В. Девятая версия // «Свободная мысль», 2007, №8, 143-157. В статье в архивном шифре неверно указан номер архивного фонда и его название.

Евгений Газов     

Источник: 30 сентября 2015 «Белое дело. Мемориально-просветительский и историко-культурный центр»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий