Железные дороги Московского уезда в конце 19 века

Идеи по созданию железных дорог в Российской империи начали появляться еще в 1820-х годах, вскоре после запуска первой линии в Англии. Выдвигались предложения построить первую железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы, Твери или Рыбинска. Однако все эти проекты были встречены недоверием со стороны правительства из-за большой стоимости, а также из-за неуверенности в надежности работы железной дороги в условиях русской зимы.

Днем рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года. Он был построен механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774-1842) и его сыном Мироном Ефимовичем (1803-1849) для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить более 200 пудов тяжестей (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч).

Царскосельская ж.д.

11 ноября 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села. Это было знаковое событие, ознаменовавшее появление новых возможностей для экономического прогресса. Влияние на экономику оказала не сама 27-км магистраль, а начавшееся развитие сети железных дорог. Первой и значимой стала дорога Санкт-Петербург-Москва, эксплуатация которой началась 13 ноября 1851 году.

18 августа 1862 г. состоялось открытие железно­дорожного сообщения между Москвой и Сергиев­ским Посадом — первого участка Московско-Ярославской железной дороги. 

В конце 19 века губернская управа приступила к разработке материала, накопившегося за 30-летнюю деятельность земства по дорожной части. Развитие железнодорожного транспорта требует и качественных подъездных путей — шоссе, грунтовых и проселочных дорог. В 1900 году был выпущен «Сборник статистических сведений по дорожному делу Московской губернии», где можно было ознакомиться с разными вопросами, касающимися ремонта и постройки дорог. Московская губерния включала 13 уездов: Московский, Богородский, Бронницкий, Коломенский, Серпуховской, Звенигородский, Дмитровский, Подольский, Волоколамский, Клинский, Можайский, Верейский, Рузский. Была дана общая характеристика состояния железных дорог Московского езда, возможностей подвоза продукции ближайших предприятий и сельхозпродуктов, и каждого уезда в отдельности.

 «Московский уезд занимает центральное положение в Московской губернии, причём город Москва находится в южной части уезда; на севере уезд граничит с Клинским и Дмитровским уездами; на востоке — с Богородским, на юге с Бронницким и Подольским, и на западе  — со Звенигородским. Площадь, занимаемая уездом, равняется 2334 кв. версты, на которой числится по переписи 1897 года, за исключением города Москвы 170496 человек постоянного населения, что составляет 73 человека на одну кв. версту, то есть Московский уезд занимает первое место в губернии по плотности населения; вместе с тем цифра 73 является сравнительно уменьшенной, так как в других уездах в общую сумму населения входило городское население; и если в Московский уезд включить население города Москвы, то плотность населения выразится цифрой 491,7. 

Своей восточной частью Московский уезд примыкает к низменной площади Московской губернии — Богородскому и Бронницкому уездам; здесь в юго-восточном направлении протекает река Москва, пересекающая всю южную часть уезда; на севере уезда проходит возвышенная гряда, с которой берёт начало река Клязьма с её притоками. Свыше 30 более мелких рек орошают всю площадь  уезда. Площадь под озёрами Московского уезда равняется 5,9 кв. версты, более значительные озёра: Круглое — площадью 1,4 кв. версты и Долгое — 1 кв. верста. Наиболее низменным площадям уезда соответствует песчаный грунт с обширными болотами, покрывающий всю восточную часть уезда и залегающий полосою далее к западу по течению реки Москвы. Остальная площадь уезда имеет грунт глинистый и суглинистый. 

В административном отношении Московский уезд делится на 15 волостей, в которых числится по страховым книгам 1895 года 461 селение с 20170 дворами. Кроме того в уездах находится несколько слобод, не вошедших в указанное число селений — а именно: Хохловка, Чёрная Грязь, Марьина роща, Леоново, деревня Безменково, Потылиха, поселок Химки, Конюшки и другие слободы, расположенные под Москвой, почти за каждой из застав её. Население подмосковных поселков ближайших к Москве занимается извозом, огородничеством и вывозом нечистот из Москвы. Селения, лежащие у станций железных дорог, имеют характер дачных поселков. 

Население Московского уезда благодаря крупному торгово-промышленного значению Москвы, а также многочисленному её населению находится в исключительно благоприятных условиях в торговом отношении.

Город Москва представляет центр, к которому сходятся железнодорожные пути, шоссе и тракты, благодаря чему значительная часть населения сравнительно отдаленных сел и деревень сосредотачивает здесь свои покупки-продажи. Кроме того на ближайших к Москве железнодорожных станциях и проезжих дорогах, в фабричных и дачных местностях, всюду имеются торговые заведения, облегчающие торговые сношения для всего населения, вследствие чего потребность в базарах и в особенности в ярмарках значительно сокращается и во всём Московском уезде имеется 1 ярмарка в селе Коломенском Нагатинской волости и ежемесячные базары в Пехорской волости при Реутовской и Балашинской мануфактурах.  

 В промышленном отношении Московский уезд, занимает первое место в губернии, далеко оставляет за собой все другие уезды; так доходность с заводских, фабричных и торгово-промышленных заведений, исчисленная по смете на 1899 год в сумме  4 млн. 319018 руб. превосходит сумму доходностей остальных 11 уездов без Богородского; на 324 таковых заведениях здесь занято 42009 человек, что составляет 24,63% постоянного населения и 130 рабочих на одно промышленное заведение, таким образом по процентному отношению фабричного населения к постоянному Московский уезд также занимает 1-е место и по средним размерам производства 2-е, уступая в этом отношении Коломенском уезду, где на одно промышленное заведение приходится 141 рабочий. 

По характеру производства Московский уезд представляет наибольшее разнообразие сравнительно с другими уездами губернии. Более половины всех рабочих занято здесь на обработке волокнистых веществ, на хлопчатобумажных, шерстяных и отчасти на шелковых фабриках. Обработка минеральных веществ, благодаря близости к Москве и постоянно возрастающему спросу на кирпич, занимает весьма видное место в промышленности Московского уезда; число рабочих занятых в этом производстве немного уступает числу рабочих того же производства  в 5 ближайших уездах: Богородском, Бронницком, Дмитровском, Звенигородском и Подольском, где это производство достигает более видных размеров. Обработка металла в Московском уезде занимает также наибольшее количество рабочих рук сравнительно с другими уездами, и только Коломенский уезд близко подходит в этом отношении к Московскому: здесь имеется до 9 более крупных заводов, изготавливающих машины и их части, на которых работают до 3.500 рабочих; до 1000 рабочих занято на более мелких заводах этого рода. В химическом производстве, которое наблюдается только в 5 уездах, Московский уезд является единственным крупным представителем и в то время, как во всех других уездах на химических заводах занято около 410 рабочих, в Московском уезде работает свыше 1830 человек. Большинство фабрик уезда группируются вблизи железных дорог и шоссе ведущих к Москве. Наименее промышленной частью является север уезда. 

Кроме фабричного производства близость Москвы вызывает усиленное кустарное производство, продукты которого находят наилучший сбыт в Москве, а также развитие сельского хозяйства в особенности молочного и огороднического, продукты которых: молоко, масло, овощи, фрукты, яйца и всякая живность составляет значительную часть в общем движение к Москве.

В дорожном отношении Московский уезд находится в наиболее благоприятных условиях, чем все другие уезды, так как к Москве идут все железные дороги, проходящие по другим уездам и большинство шоссе.

До последнего времени Московский уезд пересекали 6 железнодорожных путей с двумя ветками, общим протяжением 172,5 вер., что составляет одну версту пути на 13,5 кв. в. площади уезда, в то время как в следующем наиболее обеспеченном железнодорожными путями из остальных уездов Коломенском 1 верста пути приходится на 26,2 кв. верст.  Постройка четырёх дорог: Павелецкой, Брянской, Виндавской и Савёловской значительно увеличит протяжение железнодорожного пути, которое достигнет тогда 267,5 в., что будет составлять одну версту пути на 8,7 кв.в. площади уезда.

Железной дороги, проходящие через Московские уезд, работают далеко неравномерно, и количество груза, получаемых или передаваемых с них на шоссе, тракты и проселочные дороги уезда, колеблется в весьма широких границах; так наибольшее движение идёт в Московско-Казанский железной дороге, где на одну версту пути приходится 554,9 тыс. пуд., затем следует Московско-Ярославская, дающая 233 тыс.пуд., Московско-Курская- 100,2 тыс.пуд., Московско — Нижегородская — 87,2 тыс.пуд. и Николаевская — 73,9 тыс.пуд., Московско- Брестская железная дорога не имеет ни одной станции в уезде, таким образом наибольшее движение к станциям и от станции по шоссе, трактам и проселочным дорогам в Московском уезде идёт по северо-восточной и юго-восточной части.

 1.  Московско-Казанская железная дорога с веткой на Симоново и Бойни проходит в Московском уезде на протяжении 25,5 в. и имеет три станция — Перово, Люберцы и Симоново, из которых наиболее сильно работает станция Симоново, ближайшая к Москве, затем значительно слабее станция Люберцы и Перово. Наибольшей суммы движения к станции Симоново и от неё падает на хлеба, нефть, дрова, металлы и изделия из них, поступающие на ближайшие крупные фабрики.

Станция Люберцы отправляет преимущественно камень строительный и получает лесные строительные материалы и металлы.

Перово получает главным образом дрова, нефть и камень. 

2. Московско-Ярославская железная дорога с веткой от станции Мытищи на Щёлково идёт в северо-восточном направлении на протяжении 36,5 верст со станциями Мытищи и Пушкино.

Станция Мытищи, как ближайшая к Москве, работает значительно сильнее станции Пушкино. Наиболее крупные грузы поступают на станцию Мытищи с ближайших крупных кирпичных заводов, из которых один находится у самой станции Мытищи, другой  в деревне Б.Мытищи на Ярославском шоссе; та же станция получает значительные грузы лесных строительных материалов, торфа и нефти.

Станция Пушкино отправляет преимущественно дрова и получает лесные строительные материалы и нефть; последняя поступает на 2  ближайшие крупные мануфактуры в селах Пушкино и Кудрино. 

3.  Московско-Курская железная дорога идёт в южном направлении на протяжении в Московском уезде 23 версты и имеет станции Люблино и Царицыно, из которых последняя работает значительно сильнее, отправляя преимущественно кирпич, поступающий с ближайших крупных кирпичных заводов и получая топливо, каменный уголь и нефть. 

 4. Московско-Нижегородская железная дорога идёт в восточном направлении на протяжении 21 версты в пределах Московского уезда и имеет одну товарную станцию Кусково, которая получает значительные грузы нефти, потребляемой на нефтеперегонном заводе в селе Кусково.

5. Николаевская железная дорога идёт в северо-западном направлении и на протяжении 47 вёрст и имеет две станции — Химки и Крюково; обе эти станции отправляют главным образом кирпич и Крюково кроме того значительные грузы дров, получение падает преимущественно на лесные строительные материалы, торф, камень; станция Крюково получает также значительные грузы хлеба.

Таким образом, движение, передаваемое указанными дорогами на ближайшие шоссе, тракты и проселочные дороги, различно и по характеру поступающих на них товаров. 

Московско-Казанская дорога дает более всего нефти, лесных строительных материалов, металлов и изделий из них. 

 В движении по Московско-Ярославской железной дороге первое место занимает кирпич, лесные строительные материалы и нефть. 

Главную сумму в движении по Московско-Курской железной дороге составляет кирпич,  каменный уголь и лесные строительные материалы.

Московско-Нижегородская железная дорога передает в ближайшую местность преимущественную нефть, керосин и дрова.

Работа по Николаевской железной дороге падает главным образом на дрова, лесные строительные материалы, торф и нефть»[1]

Железнодорожный транспорт за эти сто лет изменился значительно и по-прежнему занимает ведущее положение в Москве и Московской области.


[1] Сборник статистических сведений по дорожному делу Московской губернии (издание Московского Губернского Земства). Вып. 1. Москва. Тов-во «Печатня С.П.Яковлева», Петровка, Салтыковский пер., д. Т-ва, №9. 1900 г.

Материал подготовлен Маношкиной Галиной Ивановной

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий