Мытищи в Великой Отечественной войне
Сегодня в день 76 летия Великой Отечественной Войны, мы продолжаем публикацию глав из книги Мытищинского краеведа и велосипедиста Сергея Егорова «Исторические Мытищи с велосипеда». Вашему вниманию предлагается веломаршрут по историческим местам города Мытищи, связанным с Великой войной.
г. Калининград-Королёв до 1960-х входил в состав Мытищинского района. Леонидовка являлась частью группового поселкового Совета «Подлипки-Леонидовка». Многие жители, работавшие на заводе ЗИК, проживали в Леонидовке. Поэтому военкомат был один. До 1960 годов призывались в армию, а тем более во время войны, из военкомата пос. Леонидовка.
Парады проходили в Мытищах. Поэтому работники предприятия собирались у проходной и шли по ул. Ленина, Пионерской, Ярославскому шоссе на Вокзальную площадь г. Мытищи.
Нас разделяет Ярославское шоссе, но историческая память общая.
Мытищи в годы ВОВ.
Веломаршрут. Протяженность 17 км. Станция Мытищи — ул.Силикатная — Леонидовка — ул. Колонцова — Ярославское шоссе — микрорайон Дружба — Перловская — ДК «Яуза».
Город Мытищи не принимал непосредственного участия в военных действиях Великой Отечественной войны. Первый рубеж обороны Москвы в октябре-ноябре 1941 г. проходил на достаточном удалении по берегам Клязьминского и Учинского водохранилищ, реки Клязьмы, водоканала Москва-Волга. Тем не менее, город был активно вовлечен в обеспечение обороны Москвы: через него прошел 2-й (запасной) рубеж обороны, здесь дислоцировались элитные спецподразделения НКВД, работавшие в немецком тылу, находились их школы и тренировочные лагери, на полную мощность работали оборонные предприятия.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/marshrut-3-karta-1-s-tochkami-284x400.jpg)
Маршрут 4. Карта 1.
Мы начинаем наш веломаршрут на площади рядом с железнодорожной станцией Мытищи (с левой от Москвы стороны железной дороги в точке 1: 55.915188, 37.760308.) В 1941 году с этой станции отправлялись новобранцы на фронт. Там делали остановку эшелоны с солдатами из Сибири и с Дальнего Востока, которых потом перебрасывали к Москве. Почетный гражданин Мытищ генерал А.П.Белобородов вспоминал, как при длительной остановке эшелона с войсками 78 стрелковой дивизии на станции Мытищи 22 октября 1941 г. был организован митинг с участием местных жителей, укрепивший боевой дух солдат и офицеров.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/vokzalnaja-ploshchad-1963-800x285.jpg)
Памятник партизанам на Вокзальной площади (не сохранился). Фото 1963г.
От вокзала движемся по Шараповскому проезду и Силикатной улице до дома 1/9 (точка 2: 55.924144, 37.769180). В здании Московского индустриального техникума (сейчас Лицей №2) в 1941 году был расквартирован 18-й Истребительный батальон, который выполнял не только функции охраны и борьбы с диверсантами, но и участвовал в рейдах в тыл врага.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/byvshij-industrialnyj-tehnikum-mesto-dislokacii-18-go-istribitelnogo-batalona-711x400.jpg)
Здание бывший индустриальный техникум — место дислокации 18-го истрибительного батальона
Следуем к точке 3 (Силикатная,19: 55.931394, 37.775594). Это проходная предприятия ОАО «Мостройпластмасс» (бывшего кирпичного завода купца Герасимова, а с 1929 г. – Завода силикатного кирпича). В годы войны на нем было налажено производство противотанковых мин. В октябре 1943 года на заводе прогремел страшный взрыв, в результате которого он был полностью разрушен. Пересекаем Силикатную улицу и подъезжаем к памятнику погибшим в ВОВ и при взрыве на заводе (точка 4: 55.930691, 37.777747).
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/pamjatnik-pogibshim-pri-vzryve-na-zavode-silikatnogo-kirpicha-647x400.jpg)
Памятник погибшим во время взрыва на заводе силикатного кирпича
Для опытных велосипедистом предлагаем проехать к проходной стрельбища «Динамо» (точка 5: 55.942087, 37.771645). В годы войны там находилась учебно-тренировочная база Первого Российского спецназа – Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД (ОМСБОНа). На счету бригады сотни рейдов и спецзаданий в тылу врага, десятки созданных партизанских отрядов, в том числе прославленный отряд «Победители» Д.Н.Медведева, в составе которого сражался легендарный разведчик Н.И.Кузнецов. Отец автора Степан Михайлович Егоров воевал с фашистами в партизанской бригаде им.Фрунзе вблизи города Освея (Белоруссия) под командованием И.К.Захарова. По его воспоминаниям часть их бригады так же была сформирована из бойцов Мытищинского ОМСБОНа. В настоящее время стрельбище – частная территория. И вопрос прохода на неё зависит от благосклонности охраны. Можно объехать территорию с внешней стороны, например, до Олимпийского входа на стрельбище (точка 6: 55.943434, 37.765424).
Недалеко от точки 4 за железной дорогой находится санаторий «Подлипки» (точка 7:55.937789, 37.810565, Ярославское ш., вл. 149). Здесь в годы войны располагался Госпиталь на 650 мест и Высшая школа саперов и минеров на 125 человек.
От точки 4 возвращаемся к началу Силикатной улицы, пересекаем железнодорожный переезд в точке 8: 55.923474, 37.771819 и движемся по ул. Попова в сторону Ярославского шоссе. С правой стороны раскинулся квартал Мытищинской городской больницы, в которой годы войны находился госпиталь. В точке 9: 55.924299, 37.784887 (ул. Попова, д.13) находится памятник-штык погибшим в ВОВ. Памятник расположен на месте одноэтажного деревянного здания райвоенкомата, в котором в годы войны осуществлялся призыв на воинскую службу. Из этого здания ушли на фронт более 45 тысяч наших земляков.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/gorodskoj-voennyj-komissariat-v-mytishchah-v-1940-h.-foto-iz-knigi-s.vetlina-mytishchi-rodina-rossijskogo-specnaza.jpg)
Городской военный комиссариат в Мытищах в 1940-х. Фото из книги С.Ветлина «Мытищи родина Российского спецназа».
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/pamjatnik-pogibshim-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-na-meste-byvshego-mytishchinskogo-voenkomata-639x400.jpg)
Памятник-штык погибшим в ВОВ на месте бывшего Мытищинского военкомата
Следуя по улице Хлебозаводской выезжаем на Ярославское шоссе и поднимаемся на пешеходный мост в точке 10: 55.921323, 37.796067. С моста открывается вид на административное здание артиллерийского завода №88 (ныне ОАО «РКК Энергия», точка 10: 55.921762, 37.798245).
Административное здание бывшего военного завода ЗИК N 88 (ныне РКК Энергия)В 1941 году завод был эвакуирован на Урал, а в 1942 году на его место перевезли Ленинградский завод «Арсенал». За годы войны на заводе было выпущено 5400 25 мм автоматических зенитных орудий 72-К.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/raschet-zenitnoj-avtomaticheskoj-pushki-72-k-na-pozicii-v-1943-g.-575x400.jpg)
Расчет зенитной автоматической пушки 72-К на позиции в 1943 г.
Едем вдоль Ярославского шоссе к церкви Иконы Владимирской Божьей матери (точка 11: 55.910049, 37.774030). Колокольня церкви была разобрана в 1941 г., чтобы не служить ориентиром для вражеской авиации, и восстановлена лишь в конце 1990-х.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/05/vladimirskaja-cerkov-478x400.jpg)
Церковь иконы Владимирской божьей матери. 1713 г.
По левую руку проезжаем место бывшего аэродрома Ставки Верховного Главнокомандования (точка 12: 55.911582, 37.784523). Именно с этого аэродрома чаще всего осуществлялась доставка диверсионных и партизанских групп ОМСБОНа в тыл противника.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/1941_01-aerodrom-530x400.jpg)
Аэродром Ставки Верховного Главнокомандования. Немецкая съёмка 1942г.
Проезжаем 800 метров до проходной ОАО «Метровагонмаш» ул. Колонцова, д. 6, точка 13: 55.910457, 37.765751 . Завод, в годы войны скрывавшийся под номером 592, был эвакуирован в г.Усть-Катав в октябре 1941 г. Несмотря на эвакуацию, на его территории продолжали выпускаться бронеколпаки и противотанковые ежи. А с 1943 года уже на новом оборудовании завод стал производить самоходные артиллерийские установки СУ-76, прославившиеся в боях на «Курской дуге». Памятник легендарной самоходке возвышается напротив проходной завода.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/samohodka-cu-76-u-prohodnoj-oao-metrovagonmash-711x400.jpg)
Самоходка CУ-76 у проходной ОАО Метровагонмаш
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/su-76-v-berline-542x400.jpg)
СУ-76 в Берлине
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/su76-v-boju-800x398.jpg)
СУ-76 в бою
На соседнем предприятии – фабрике «Вискоза» (ул. Колонцова, д.5, точка 14: 55.913395, 37.763674) было налажено производство парашютного шёлка и строп. А с 1943 г. — целлофана — пленки остро необходимой на фронте.
Возвращаемся к Ярославскому шоссе по улице Колонцова, которая в 1940-х была главной улицей г.Мытищи, и там часто проводились военные парады и демонстрации.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/voennyj-parad-na-ulice-koloncova-v-1940-h-608x400.jpg)
Военный парад на улице Колонцова в 1940-х
Пересекаем Яузу по пешеходному мостику и следуем вдоль шоссе по тротуару (к сожалению он закончен пока не везде) в сторону Москвы к еще одному образцу оборонной продукции бывшего завода № 592 — самоходной зенитной установке «Шилка» (Точка 15: 55.903611, 37.759265).
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/zenitnaja-ustanovka-shilka-sovremennaja-produkcija-oao-metrovagonmash-711x400.jpg)
Зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/marshrut-3-karta-2-c-metkami-i-strelkoj-525x400.jpg)
Маршрут 4. Карта 2
Продолжаем движение за шумозащитным экраном до надземного перехода (точка 16: 55.892152, 37.743443). Переходим на другую сторону шоссе и по улицам 1-ая Парковая и Красина подъезжаем к Храму Николая Чудотворца, освящённого в 2003 г. (точка 17: 55.889713, 37.750065). На площадке около храма находятся два ЖБОТа (ЖБОТ — Железо-бетонная огневая точка). Один сохранился в этом месте со времен ВОВ. В то время не было храма, торгового центра «ХL», и из ЖБОТа свободно простреливался значительный участок Ярославского шоссе. Второй ЖБОТ был недавно «спасен» краеведами из болот Лосиного острова.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/zhelezobetonnyj-dot-u-hrama-nikolaja-chudotvorca-225x400.jpg)
Железобетонный ДОТ у храма Николая Чудотворца
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/zhelezobetonnyj-dot-u-hrama-nikolaja-chudotvorca-2-711x400.jpg)
Железобетонный ДОТ у храма Николая Чудотворца
Возвращаемся в точку 16 и по улицам 5-й Ярославский переулок, Пожарный проезд, 2-ая Бауманская, 1-ая Вокзальная продолжаем движение в сторону платформы Перловская. Переходим железную дорогу по пешеходному переходу, и справа от него видим еще один ЖБОТ, охранявший подступы к железной дороге (точка 18: 55.893094, 37.730223).
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/zhelezobetonnyj-dot-u-platformy-perlovskaja-711x400.jpg)
Железобетонный ДОТ у платформы Перловская
Примерно в 400 метрах северо-восточнее ЖБОТа в точке 19: 55.896394, 37.734874 в санатории им. Семашко (ныне не существует) размещался Военный госпиталь.
По улице Героя России Веры Волошиной, студентки Института кооперации, повторившей подвиг своей подруги по части Зои Космодемьянской, и казненной в один с ней день — 29 ноября 1941 г. (памятник-бюст герою находится в точке с координатами 55.893464, 37.725117, улица Семашко, 22), движемся ко второму Рубежу обороны Москвы, проходившему в Мытищах вдоль реки Яузы. Поворачиваем направо на 1-ую Крестьянскую улицу, а затем на Сосновую. Здесь в точке 20: 55.897186, 37.727002 сохранился один из ЖБОТов, защищавших этот рубеж.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/zhelezobetonnyj-dot-na-beregu-jauzy-v-tochke-20--711x400.jpg)
Железобетонный ДОТ на берегу Яузы в точке 20
Из точки 20 можно сделать радиальный съезд с маршрута к бывшей территории Мытищинского аэродрома ОСОАВИАХИМа. В 1941 году аэродром был подчинен НКВД и использовался для заброски диверсионных групп в тыл фашистам и тренировок парашютистов. Увековечивает место аэродрома памятник самолёту ПО-2 (точка 21: 55.903420, 37.714788).
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/pamjatnik-samoletu-po-2-225x400.jpg)
Памятник самолёту ПО-2
К памятнику можно добраться по улицам 1-ая Крестьянская, Сукромка, Лётная. Восточная граница аэродрома проходила по улице Лётная, а западная — приблизительно по ул. Юбилейная. На пересечении последней с бульваром Ветеранов установлен памятник Почётному гражданину Мытищ, Герою Советского союза, лётчице, «ночной ведьме» Н.М. Распоповой (точка 22: 55.910854, 37.715094 ).
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/pamjatnik-n.m-raspopovoj-711x400.jpg)
Памятник Н.М Распоповой
Продолжаем движение вдоль Рубежа обороны на север по недавно открытой велодорожке вдоль Яузы, далее по улицам Набережная, Рабочая, Мира к еще одному хорошо сохранившемуся ЖБОТу в точке 23: 55.906385, 37.743090 .
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/zhbot-vblizi-ulicy-mira-711x400.jpg)
ЖБОТ вблизи улицы Мира
Заканчивается маршрут у Военного Мемориала г. Мытищи в точке 24: 55.907721, 37.742485. Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1995 года, а 9 мая 2005 года у подножия величественной стелы был зажжён Вечный огонь. Поклонимся погибшим героям и почтим их память минутой молчания.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/voennyj-memorial-g.mytishchi-711x400.jpg)
Военный мемориал г.Мытищи
Описывая маршрут, мы не упомянули несколько важных объектов воздушной обороны города: позиций зенитных орудий у ДК Яуза, театра ФЭСТ, школы N 25, на Фуражной улице; прожекторных установок у школы N 25 и на современной территории Российского университета кооперации, аэростатных заграждений в районе платформы Перловская; одну из первых радиолокационных станций в СССР «Редут 40», работавшую у деревни Ядреево (в 1941 г. под Москвой их было всего две). Следов от них практически не осталось. Мы можем только приблизительно назвать место, где они находились.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2017/06/pervaja-sovetskaja-rls-na-dezhurstve.-foto-1941-g.-462x400.jpg)
Первая Советская РЛС на дежурстве. Фото 1941 г.
Сергей Егоров, член Союза краеведов, член Общественной палаты городского округа Мытищи
Источники:
- Из книги Сергея Егорова «Исторические Мытищи с велосипеда» (готовится к печати).
Также вы можете прочитать в газете «Неделя в округе»:
- № 17 от 6.5-12.5.2017 г. «Мытищи в ВОВ». Веломаршрут ч.1.
- № 18 от 13.5-19.5.2017 г.»Мытищи в ВОВ». Веломаршрут ч.2.