Из Усть-Катава в Подлипки
Среди вершин
Так называется статья Раисы Дмитриевны Позамантир, опубликованная в газете «Калининградская правда» №191-192 от 9.08.2003г. в рубрике «Былое и думы» № 73.
В горах Южного Урала, там, где река Катав впадает в Юрюзань, раскинулся город Усть-Катав. От Королева его отделяют две тысячи километров. Мы — трое далеко не молодых людей — преодолели это расстояние на скором поезде за 27 часов.
Усть-Катав навсегда остался для многих калининградцев частью их биографии.
В августе 1941 г. сюда был эвакуирован Брянский артиллерийский завод имени С.М. Кирова, позднее — часть Сталинградского «Баррикады». В 1942 году Усть-Катавский вагоностроительный завод преобразовался в артиллерийский — стал выпускать пушки, устанавливаемые на танках Т-34, платформы для зенитных орудий, снаряды для реактивных артиллерийских установок – «катюш». В том же году поселок при заводе получил статус города.
Уходят из жизни наши родители — поколение, которое там, в глубоком тылу, ковало оружие победы.
… Через пять лет отметит свое двухсотпятидесятилетие Усть-Катавский завод, созданный по указу Берг-коллегии как железопередельное производство. Видел он многое: и как секли нагайками прокопченные спины углежогов, доведенных до отчаяния изнурительным трудом и нуждой; видел триумф и гибель отрядов отчаянного и смелого Салавата Юлаева – верного сподвижника Емельяна Пугачева; в 1920-х годах осваивал производство железнодорожных вагонов, в 1930-х — трамвайных по разработкам Мытищинского завода; ковал Победу над немецким фашизмом; работал на космос, сотрудничая с предприятиями нашего города.
В августе 1941 года директором завода был назначен Александр Васильевич Куранов. Выпускник Ленинградского механического института, он был в числе первой группы инженеров, прибывших в середине 30-х годов на завод № 8 в Подлипки. Рядом с И.А. Мирзахановым он прошел хорошую школу и как специалист и как руководитель. Был парторгом ЦК завода (так в те годы называлась должность секретаря парткома, назначаемого ЦК ВКП(б), в 1936 г. его избрали депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
Талантливый и энергичный руководитель, он сумел сплотить на Уральском заводе в единый коллектив специалистов и рабочих трех ведущих заводов страны – Брянского, Сталинградского, Усть-Катавского — и в сжатые сроки наладить выпуск оборонной продукции. После окончания войны А.В. Куранова переводят в Москву. В мемуарной литературе его имя упоминается в связи с организацией НИИ-88.
Надежными помощниками директора были прибывшие из Брянска и Сталинграда главный инженер Алексей Сергеевич Спиридонов, будущий директор НИИ-88 в Подлипках (1953-1959), главный механик — Николай Николаевич Соболев, впоследствии начальник опытного производства НИИИТа, начальник цеха Марк Соломонович Коган, впоследствии возглавивший опытное производство в КБ Химмаше, председатель профкома Виктор Михайлович Рожков, в 1960-70-е годы — начальник производства ЗЭМа в НИИ-88, легендарный незаменимый главный бухгалтер на заводах в Брянске, Усть-Катаве, НИИ-88, ЦНИИМаше Владимир Тимофеевич Карпов.
Сталинградец Георгий Сергеевич Резвов, начальник инструментального цеха Усть-Катавского завода, около 20 лет руководил одним из цехов в КБ Химмаше.
Данью памяти труженикам Брянского артиллерийского завода в годы войны в городе Усть-Катаве стали пешеходный мост через реку Юрюзань, при входе на который красуется надпись «Брянский мост. 1944 г.», и имя С.М. Кирова, которое перешло по наследству от Брянского завода к Усть-Катавскому.
За несколько дней пребывания в этом городе мы заглянули в свое военное детство и познакомились с историей нашей второй родины. Фонды Королевского историко-краеведческого музея пополнились новым экспонатом — книгой «Среди вершин», написанной редактором городской газеты г. Усть-Катава Н.Д. Калединым. Строки, посвященные военному времени, знакомы до боли из рассказов наших отцов.
«Только небольшую часть оборудования Брянского завода разместили в вагоносборочных цехах. В основном же станки устанавливали под открытым небом с тем расчетом, что стены будут возведены позднее. Особой проблемой стало разместить вновь прибывших людей и накормить их. В поселке не было ни одной столовой. Об общепите до войны не имели понятия – местные жители держали скот, выращивали на своих огородах картошку, овощи. Срочно открыли заводскую столовую, в которой готовили суп из ржаной муки — никаких других запасов продуктов не было, все продовольствие шло на фронт. Эту похлебку разносили в ведрах по цехам. К ней давали небольшой кусок хлеба. Голод постоянно мучил людей. Некоторые так ослабевали, что с трудом поднимались на второй этаж».
«На заводе ввели казарменное положение. Люди не уходили домой до тех пор, пока не было выполнено задание, а это иногда длилось днями и неделями. Везде, где только можно – в бытовках, прямо у станков, — ставили койки. Установленный заводу государственный план выполнялся неукоснительно».
Организацию общественного питания директор поручил Дмитрию Филипповичу Сороколетову, работавшему по прибытии в Усть-Катав токарем высокой квалификации, — моему отцу. В кратчайшие сроки он организовал доставку продовольствия в город. Вскоре возглавил общепит, и под его руководством была создана сеть рабочих столовых, хорошо оборудованных по меркам того времени.
На страницах книги мы встретились с еще одним, хорошо известным в Калининграде человеком. «Однажды – это было в 1942 году, — пишет автор, — секретарь комитета комсомола завода Шура Пустовойтенко собрала молодежь одного из цехов и повела речь о создании комсомольско-молодежной бригады. Такие бригады называли фронтовыми. Их девизом было — работать по-стахановски. Ребята поддержали своего вожака». Александра Андреевна Пустовойтенко — почетный гражданин г. Королева. С 1965 по 1975 г. избиралась председателем исполкома Калининградского городского Совета.
Вскоре после окончания войны люди стали возвращаться в родные места. Некоторые руководители и специалисты, как уже упоминалось, были переведены наркоматом вооружения из Усть-Катава в Подлипки во вновь созданный ракетный НИИ-88.
Тесные контакты Усть-Катава с космическими предприятиями нашего города налаживаются в 1950-60-е годы, когда директорами там были Тимофей Яковлевич Белоконев и Виталий Хусейнович Догужиев.
И поныне не прерываются связи наших городов, хотя теперь они стали несколько иными.
…А по улицам Москвы продолжают ходить трамваи с надписью «Усть-Катавский трамвай».
Раиса Позамантир