Жилой квартал на Лесной – двор нашего детства
В подмосковном Королёве — бывшем Калининграде в центральной части города в черте улиц Циолковского (Сталина), Фрунзе, Лесная, Карла Маркса есть квартал двухэтажных домов. Он был построен в первые послевоенные годы (1946–1953) для сотрудников созданного в 1946 г. ракетного института-88. Среди жителей были учёные и конструкторы сподвижники Сергея Павловича Королёва, имена которых вошли в историю освоения космоса: А.М. Исаев, В.П. Мишин, Л.А. Воскресенский, И.Н. Садовский, А.В. Кармишин, И.А. Паничкин, А.В. Потапов, В.М. Ключарёв, А.П. Абрамов, и этот список можно длить и длить.
Предыстория появления квартала такова: 13 мая 1946 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о создании в Советском Союзе новой отечественной ракетно-космической отрасли. Головным научно-исследовательским институтом по разработке реактивного вооружения стал НИИ-88, созданный на базе артиллерийского завода № 88 в г. Калининграде Московской области. Это Постановление определило дальнейшую ракетно-космическую судьбу города. Директором института был назначен бывший директор Сталинградского артиллерийского завода «Баррикады» Герой Социалистического Труда Л.Р. Гонор, начальником главного подразделения института — отдела баллистики — С.П. Королёв.
Уже вскоре после выхода постановления в институт стали прибывать вместе с С.П. Королёвым его ближайшие соратники из ГИРДа (Группа изучения реактивного движения) и Реактивного научно-исследовательского института, из авиационных и артиллерийских КБ дипломированные инженеры, выпускники ракетных факультетов ведущих вузов страны. Из эвакуации возвращались специалисты артиллерийских заводов с семьями: квалифицированные рабочие, конструкторы, инженеры, служащие. Их расселение стало проблемой, требующей немедленного решения, ибо жилой фонд города с населением 28 тыс. человек, на 60% состоявший из бараков, был до предела уплотнён. И уже 24 мая 1946 г. исполком Калининградского горсовета утверждает схему проекта жилого квартала из 16 домов, представленную ГСПИ-7 Министерства Вооружения СССР. Квартал строился в два этапа: первый — на участке лесного массива и примыкавшем к нему пустыре в черте улиц Карла Маркса, Фрунзе, Лесная (май-июнь 1948 — декабрь 1949 гг.), архитектор Н.Г. Рябцев. Дома второй очереди — на южной стороне квартала на ул. Сталина (ныне Циолковского) (1949–1950 гг.), архитектор Л.П. Гулецкая. Так 70 лет назад в городе появился первый послевоенный квартал капитальных каменных двухэтажных жилых домов с отдельными одно- и двухкомнатными квартирами, и трёхкомнатными коммуналками.
Руководил строительными работами начальник Управления капитального строительства НИИ-88 (УКСа) М.Ф. Шашин.
Он со своей семьёй одним из первых поселился в доме № 15 по улице Карла Маркса.
В новых домах было электроснабжение, централизованное холодное водоснабжение, канализация. Но еду приходилось готовить на плитах, топились которые дровами — газ в городские квартиры начали подключать лишь в 1959 г.
В отличие от типовых проектов 1930-х гг. в двухэтажках появились новшества, несколько улучшающие послевоенный быт. На территории внутренних двориков были построены сараи с погребами для хранения дров, а также овощей и других запасов.
Небольшие участки земли жители квартир на первых этажах превращали в палисаднички, которые радовали глаз не только цветами, но и маленькими грядками с зеленью.
В однокомнатных квартирах, рассчитанных на одну семью, были устроены альковы с окном, которые легко превращались в маленькую спаленку, большие балконы по желанию жильцов переоборудовались в летние комнаты.
В 1949 г. после возвращения из эвакуации наша семья из пяти человек поселилась в однокомнатной квартире на улице Лесной, 14. Папа работал начальником административно-хозяйственного отдела. В те трудные годы, когда промышленность только начинала перестраиваться на производство мирной продукции, недоставало самого необходимого. Поэтому дома папу мы почти не видели, он был в постоянных командировках в разных городах, он обеспечивал предприятие самой необходимой, далеко не притязательной мебелью — столами, стульями, шкафами — ими обустраивались рабочие кабинеты, различные службы, хранилища.
Мы любили и наш дом, и наш двор, и нашу Лесную улицу рядом с небольшим «леском» с игровыми площадками, где мы проводили немало времени. Память и воображение часто возвращают нас туда. Детей объединял Двор, где в свободное от уроков и домашних обязанностей время проходила наша жизнь.
Среди «ребят с нашего двора» были будущие музыканты и спортсмены, гуманитарии и инженеры. Многие пошли по стопам родителей и затем работали в том же НИИ-88, впоследствии получившем название ЦНИИмаш, конструкторами, инженерами, научными работниками, руководителями, как мои братья, как Лёня Ключарёв, Борис Подгорский, Михаил Осташёв, всех и не перечислишь. Многие разлетелись по городам и весям. А преданность месту, где сформировался как личность, осталась навсегда.
Елена Викторовна Ключарёва, дочь директора завода, балерина Большого театра, ныне проживающая в Германии, в недавнем разговоре с жителем города призналась: «Когда я встречаю в Германии дома, похожие на наш бывший дом на Фрунзе в Калининграде, я с большой теплотой вспоминаю родные Подлипки. Я родилась в этом доме и что-то сделала в жизни, и меня знают и в Москве, и в Берлине, и я всегда говорю, что я из Подлипок».
В 1951–1953 гг. строительством второй очереди домов на улице Сталина завершилось оформление квартала малоэтажной застройки между ул. Лесной, Карла Маркса и Фрунзе. Парадный фасад новых зданий соответствовал облику новой главной городской магистрали. Украшением города стали 4-этажный главный дом (по оси), №19, и Г-образные 3-этажные здания (по флангам) №17/21, № 21/20.
Со временем дома квартала потеряли свой лоск, каждая новая власть планировала их снести и застроить квартал многоэтажками. Когда впервые в конце 1990-х возник вопрос о сносе, жители единогласно сказали: «Нет!». И на время всё замолкло.
Но менялись жильцы, им старые дома уже ни о чём не напоминали, удобств тоже не прибавлялось. Вопрос о расселении жителей и сносе старых домов обострился в последние четыре года. В местной прессе информация подаётся однобоко — дома ничем не примечательны, выполнены по типовым проектам, все коммуникации устарели и требуют замены, а лучше сноса. И ни слова о том, кто из выдающихся людей ракетно-космической отрасли там жил. А между тем документально прописанными в домах по улицам Сталина, Фрунзе, Лесная, Карла Маркса значатся более 50 выдающихся деятелей космической отрасли.
Наша семья прожила в этом квартале до 1958 г. Дома квартала можно назвать мемориальными. Кого-то из жильцов я знала по фамилиям своих одноклассниц, других — лично. В нашем третьем подъезде проживали сотрудники из ОКБ-2 НИИ-88, будущего двигательного КБхиммаш. На втором этаже жил Главный конструктор А.М. Исаев (на доме установлена мемориальная доска).
Часто видела его, когда поздно вечером он тяжело поднимался в свою квартиру. После переезда А.М. Исаева в Москву в его квартире поселился Анатолий Алексеевич Толстов, вместе с Алексеем Михайловичем стоявший у истоков двигательного КБ. На первом этаже жил Олег Галактионович Штин, начальник испытательного стенда двигателей. А в первом подъезде нашего дома — молодая семья Алексея Васильевича Потапова, крупного учёного, доктора наук, профессора МФТИ. Когда завершили строительство домов квартала на улице Сталина, Потаповым предоставили более просторную квартиру в том же квартале, в доме № 19 по ул. Сталина.
В доме №7/12 по улице Карла Маркса с 1949 г. жили Василий Павлович Мишин — первый заместитель С.П. Королёва, затем Главный конструктор того же ОКБ-1, академик АН СССР; Александр Васильевич Кармишин, доктор наук, профессор, лауреат трёх Государственных премий, почётный гражданин г. Королёва и Николай Васильевич Шиганов — доктор наук, профессор, лауреат премии Совета Министров СССР, разработчик методов и технологий сварки и пайки в космосе, «главный сварщик отрасли».
В 1950 г. семья Мишина переехала на улицу Сталина в дом № 17/21. На этом доме в 1990-х гг. была установлена мемориальная доска.
В доме № 15 на улице Карла Маркса я бывала часто у моей одноклассницы, дочери уже упомянутого главного строителя города М.Н. Шашина. С 1973-го по 1985 гг. в этой квартира жила семья А.П. Абрамова, заместителя главных конструкторов С.П. Королёва, В.П. Мишина и В.П. Глушко. Мне довелось бывать у Абрамовых и лично общаться с Анатолием Петровичем.
Не раз встречала проживавших в этом доме Леонида Александровича Воскресенского, заместителя С.П. Королёва по лётным испытаниям ракет и космических объектов, Героя Социалистического Труда, и Игоря Николаевича Садовского, разработчика и руководителя проекта многоразовой космической системы «Энергия-Буран», первого заместителя генерального конструктора НПО «Энергия» В.П. Глушко. Позднее он переехал в другую квартиру в дом этого же квартала.
Жителей города волнует судьба квартала. Поручение Президента «обеспечить сохранение исторического центра г. Королёва Московской области, включить здания, связанные с жизнью и деятельностью конструкторов и учёных — создателей российской космической техники, в единый государственный реестр объектов культурного наследия» созвучно нашим мыслям и надеждам. А ведь об этом много лет назад сказал как-то Игорь Николаевич Садовский: «Неужели люди так никогда и не узнают наши имена?» Сегодня эти имена известны. Мемориальный квартал хранит память о них, но он может быть утрачен.
Автор: Раиса Дмитриевна Позамантир, историк, краевед, почётный гражданин г. Королёва, житель квартала с 1950-го по 1958 гг. (Королёв)
Источник: Подмосковный летописец, 1(63)2020