КАЛИНИНГРАД: ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

С. МЕРЖАНОВ, архитектор

Архитектор Сергей Борисович Мержанов

Одним из самых интересных подмосковных городов, получивших городской статус уже в советское время, можно назвать Калининград, расположенный в непосредственной близости от Москвы (20-25 км) и входящий в лесопарковый защитный пояс столицы. Этот достаточно молодой город, если рассмотреть его через призму историко-архитектурного наследия, представляет ценность в двух аспектах.

Первый из них заключается в том, что за полвека своего существования как города он включил в свою черту ряд гораздо более древних населенных пунктов, сохраняющих памятники материальной культуры XII—XIII, XVIII— ХIХ и начала ХХ в. Второй аспект связан с происходящей в последние годы постепенной переоценкой историко-архитектурного наследия советского народа. И тут Калининград исключительно богат. Достаточно сказать, что на его территории сохранились сооружения и ансамбли, авторами которых были такие известные архитекторы, как А.Я. Лангман, Л.3. Чериковер, Б.Г. Бархин, Н.И. Рипинский, В.В. Яновский. Кроме того, с Калининградом тесно связано творчество Ф.О. Шехтеля, Н.А. Ладовского, М.О. Хауке, а в качестве консультантов ряда здесь выступили объектов Я.Г. Корнфельд, И.В. Жолтовский. Итак, мы несмотря на относительную молодость. Калининград содержит в себе немалый историко-архитектурный потенциал.

Территории (?) в настоящее время административно подчиненные Калининграду, играли важную роль в истории Московского государства еще в XII в. Городище, возникшее в то время высоком правом берегу Клязьмы, выполняло роль защиты жизненно важного восьмикилометрового волока, соединявшего реки Клязьму н Яузу. Таким образом, рассматривая шире этого волока, можно сказать, что он являлся, по сути, главной связью между мощным Владимиро-Суздальским княжеством и быстро крепнущим Московским. И в дальнейшие исторические периоды близость к Москве ощущалась достаточно сильно.

Основание в середине XIV в. Троице-Сергиева монастыря и появление оживленного тракта, связывающего его с Москвой, оказало влияние и на развитие торговых сел, расположенных 5-6 км от него на реке Клязьме. С XVI в. упоминаются в документах на звания некоторых из них: Болшево, Костино и др. Развитие текстильных мануфактур в XVIII в. обусловливалось общей тенденцией концентрации легкой промышленности востоку и северо-востоку от Москвы на Клязьме и ee притоке.

Особенно бурное развитие испытали клязьминские села и деревни в XIX-начале XX в. В это время в связи c дальнейшим ростом численности населения Москвы также благодаря искательным природным условиям окрестностей Болшева, Костина, фабричных поселений стали возникать дачные поселки: Горки, Валентиновка, Сапожниково и Ново-Перловка. Рост Костина, дальнейшее превращение его в город уже в советское время (1940 г.), был вызван расположением на его территории одной из первых в СССР трудовых коммун, организованной в 1925 г. Основным градообразующим фактором развития Калининграда стало размещение крупных промышленных комплексов к северо-востоку от Москвы. Административное объединение Калининграда и Костина, а затем присоединение к ним еще нескольких поселков завершилось в 1963 г., в результате чего значительная по площади и разнородная территория получила название города Калининграда.

Само собой разумеется, что каждый исторический этап оставил множество памятников материальной культуры, в сохраняющихся настоящее время на территории города. Учитывая специфику настоящей статьи, мы остановим внимание лишь на архитектурных и градостроительных объектах.

Древнейшим из сохранившихся памятников архитектуры на территории современного Калининграда является кирпичная церковь Козьмы и Дамиана в Болшеве, построенная в 1786 г. Вместе с оградой комплексом надгробий на церковной территории, а также теплой церковью Преображения, зданием школы и богадельней (все эти объекты построены в стиле позднего классицизма и относятся уже к ХІХ и началу ХХ в.) на образует архитектурный ансамбль, дающий представление об облике подмосковного торгового села прошлого столетия.

Церковь Козьмы и Дамиана и Преображенская церковь в Болшево. Фото И.А. Гришина, 1.01.2019 г.
Часовня Пантелеимона Целителя в Первомайском, фото И.А. Гришина, 27 мая 2023 г.

В целом, говоря с Калининграде, следует отметить, что представляющих ценность одиночных памятников архитектуры  на его территории чрезвычайно мало: почти все они хронологически и стилистически объединены в ансамбли. Так, интерес представляет группа промышленных сооружений XIX — начала XX в. бывшей красильной фабрики Рабенека Составляющая с ней единый производственный комплекс прядильная фабрика, помимо промышленных строек, сохранила ряд деревянных и каменных жилых зданий второй половины XIX в. с остатками липовых аллей и малыми формами (декорированные. подпорные стенки на берегу Клязьмы).

Неподалеку от них — группа больничных построек, среди которых нам больший художественный интерес представляет часовня, сооруженная 1910-е гг. и фрагментарно сохранившая декоративную отделку фасадов (архивольты «готических» стен, деревянные кронштейны навеса над входом). В ряде мест на берегу Клязьмы сохранились остатки усадебных построек, располагающихся, как правило, в единой структуре с архитектурно-ландшафтными объектами, которыми чаще вceгo служат липовые аллеи или фрагменты пейзажного парка.

Здесь можно упомянуть лестницу и частично сохранившийся парк усадьбы Шпица (конец XIX в.), конюшню, кухонный корпус и парк усадьбы Прове-Филиппова (XIX-начало ХХ в.). Но особой неповторимостью обладают aнсамбли дачных построек рубежа XIX-XX вв. в поселках Старые и Новые Горки, где практически полностью сохранилась планировка и дошли до нашего времени многие постройки (преимущественно первого десятилетия XX в.), уцелели некоторые ландшафтные объекты (аллеи, зеленые «беседки» и т.д.).

Дом Ценкера, фотография Института Искусствознания, источник: livejournal.
Южный фасад главного дома усадьбы Прове-Калиш, Источник: Памятники архитектуры Московской области, 1999

Создание законченных ансамблей продолжалось и в  послереволюционные периоды развития города, начиная с проекта оптического завода и поселка при нем, разработанного Ф.О. Шехтелем в 1921 г. В 1927 г. был создан один из проектов для поселка Костино (автор H.A. Ладовский), а в 1928-1933 гг. здесь же, в Костине, для нужд Болшевской трудовой коммуны был осуществлен проект А.Я. Лангмана и Л.3. Чериковера, включавший в себя планировку участка и архитектуру зданий и сооружений различных жанров. В те же годы в поселке Калининский (как раз он был преобразован в город Калининград в 1938 г.) архитектором П.И. Клишевым возводится ансамбль трех*-четырехэтажных жилых домов, с клубом*, фабрикой- кухней и другими общественными сооружениями.

Генеральный план (снимок с модели) Н.А. Ладовского. Источник: tehne.com.
Машиностроительный завод М.И. Таубера, фрагмент. Источник: kko-korolev.ru.
Общежитие Болшевской трудовой коммуны, фрагмент центрального входа. Источник: theconstructivistproject.com

В 1935-1936 гг. архитекторы П. Д. Козырев и Ю. С. Янжул сооружают близ поселка Калининский комплекс изысканных по архитектуре башен-переключателей, входивших систему канала Москва-Волга. Уникальный ансамбль возник в Костине в годы Великой Отечественной войны. В 1943-1944 гг. здесь строится поселок для офицеров по проекту Б. Г. Бархина, Н. И. Рипинского, В. В. Яновского. Это один из не многих ансамблей нашей стране, спроектированных и осуществленных непосредственно в военные годы.

Переключатель у железной дороги. Фото И.А. Гришина, 2020 г.
Карниз и пилястры западного фасада переключателя на улице Пионерской, Фото И.А. Гришина, 2023 г.

B конце войны архитектором М. О. Хауке разрабатываются схема планировки Костина и проект планировки Калининграда. В первые послевоенные годы получает ансамблевое решение центр Калининграда (арх. Л.П. Гулецкая, Н.Г. Рябцев), в 1950-е гг. формируется центральная площадь Калининграда (арх. P.M. Гегарт, Л.П. Гулецкая), в 1960-х гг. co строительством Дворца культуры (арх. А.М. Зеренин) завершается ансамбль центра Костина (уже после включения в черту Калининграда).

Центральная площадь. Фото И.А. Гришина, 2020 г.
Дворец культуры им. Ленина, ныне ДиКЦ Костино, 2018 г.

Таким образом, с объединенном ряда населенных пунктов образовался один из крупнейших городов Московской области, население которого уже в 1966 г. составляла 94 тыс. человек. С осуществлением в крупных масштабах массового массового строительства численность населения Калининграда к 1979 г. возросла до 133,5 тыс. человек. Генеральный план застройки Калининграда, принятый 1975 г. помимо освоения свободных территорий предусматривал коренную реконструкцию исторически ценных районов города: Болшева, Костина, поселка Первомайский. При этом подавляющее большинство зданий и сооружения, ценных в архитектурном отношении, подлежало сносу или значительной перестройке.

Историко-краеведческим движением в городе, получившим особый импульс в связи с подготовкой к 400-летию Болшева (1985 г.), было сформировано критическое отношение к новому генеральному плану, абсолютно не учитывавшему как природно-географических условий и мемориальных зон, так и историко-архитектурных памятников и ансамблей. Однако историки и краеведы не стали выступать в роли «саботажников» предложенного генплана, в пошли по принципиально иному пути. Совместно с отделом главного архитектора г. Калининграда были рассмотрены исторически ценные территории Болшева, Костина, Первомайского, где в дополнение к официально охраняемым памятникам было выявлено более 70 историко-культурных и природных объектов, из которых памятники архитектуры и градостроительства составляют более 40 наименований.

Перечень объектов, требующих обязательного индивидуального рассмотрения при реконструкции зданий и сооружений, реконструктивных мероприятиях в кварталах и микрорайонах городов Калининграда и Юбилейного, первый лист. Источник: oldporuchik

Первым положительным результатом совместной работы историко-краеведческой секции ВООПИК с архитекторами- практиками стали предложения по корректировке жилого микрорайона, строительство которого предполагалось на месте зданий офицерского поселка 1943-1944 гг. По одному из последних предложений, разработанных специалистами института Мосгражданпроект, значительное число зданий различных типов, а также фрагменты первоначальной планировки поселка подлежат сохранению и использованию в новой жилой структуре.

Здесь следует обратить внимание на два чрезвычайно важных вопроса, с которыми столкнулись как историки, так архитекторы-практики при совместной работе. Первый из них состоит в том, какие именно архитектурные сооружения следует считать памятниками, а какие нет. Однозначно можно ответить но этот вопрос в отношении тех из них, которые помимо своей архитектурно- художественной ценности представляют интерес и как объекты, связанные определенными историческими событиями, или являются местами жизни и деятельности выдающихся людей.

Например, уже упоминавшееся здание в стиле позднего классицизма, находящееся близ церкви Козьмы и Дамиана, представляет историческую ценность: это первая болшевская школа, открытая в 1863 г. Рассмотренный комплекс офицерского поселка, помимо того, что его проектирование и строительство связано с известными именами в отечественном зодчестве, представляет интерес и как уникальный архитектурный ансамбль военного времени.

Болшевская школа, 1863 г. Фото И.А. Гришина, 2022 г.
Дом Офицерского посёлка в Костино, арх. Б.Г. Бархин. Фото А.А. Попова, 80-е гг.

Сложнее обстоит дело с теми постройками, которые, обладая определенными художественно-эстетическими качествами, не являются объектами, ценными в историко-мемориальном или историко-культурном отношении. К ним в большинстве случаев относятся деревянные дома и дачные постройки начала ХХ в. в Болшеве и Первомайском, часто обладающие характерной деревянной резьбой на фасадах.

Наличники жилых домов в Болшево, нач. XX века. Фото И.А. Гришина, 2023 г.

В связи с тем что понятие «памятник архитектуры» является устоявшимся официальным критерием и применяется исключительно по отношению к наиболее ценным в архитектурно-художественном аспекте постройкам, была разработана дополнительная шкала ценности тех или иных зданий и сооружений, в результате чего:

  1. определен термин для каждой из таких построек: памятник архитектуры; здание, ценное в архитектурном аспекте; здание, представляющее определенную архитектурную ценность, и т. д.;
  2. определена дальнейшая степень существования объекта:
  • полное сохранение на прежнем месте;
  • сохранение с переносом на новое место;
  • сохранение с переносом в ансамбль идентичных по типу и жанру сооружений;
  • фрагментарное сохранение (фасада или интерьера);
  • сохранение деталей фасада (с из переносом на новое здание либо музеефикацией).

Второй важный вопрос, возникающий при корректировке генплана и тесно связанный с первым, состоит в особенностях дальнейшей эксплуатации сохраняемых зданий в структуре новых районов преимущественно массового строительства. В этих случаях было решено использовать традицию ансамблевости, сложившуюся на различных этапах формирования Калининграда. Так, комплекс построек в историческом центре Болшева, учитывая концентрацию в этом месте просветительских функций (здание первой школы — ныне болшевская библиотека), предложено уже в новой среде объединить темой «Просвещение».

Здание двухэтажной конторы при бумагокрасильной фабрики «Товарищества Франца Рабенека», 1910 г. постройки, фото И.А. Гришина, 2023 г.

Ряд объектов, расположенных в непосредственной близости от территории древнего городище (дом и лестница  бывшей усадьбы Шпица, беседка усадьбы Сапожникова), возможно объединить темой «История волока» с созданием системы малых форм и элементов благоустройства, тематически подчиненной историческим событиям XII в. Группа зданий в поселке Первомайском (жилые постройки ХІХ в. и малые формы) используются в настоящее время частично для нужд детских учреждений (частично — бесхозные, как, например, те же малые формы — подпорные стенки). Сохранив эту их функцию, следует тем не менее создать в используемом в настоящее время под жилье деревянном здании управляющего учебно-познавательную экспозицию, тематически связанную с историей фабрики имени 1 Maя.

Корпуса бывш. Фабрики 1 мая. Фото И.А. Гришина, 2020 г.

Наконец, сохраненная планировочная структура Офицерского поселка в Костине может использоваться как внутриквартальная пешеходная зона, а здания, расположенные вдоль нее, — выполнять функции, необходимые для жизнедеятельности нового микрорайона: небольшие магазины, клубы по интересам, кружковые комнаты, помещения дэзов и др. Выявленные одиночные деревянные постройки могут быть перевезены на новое место для завершения частично утраченных ансамблей.

Здесь начинался Офицерский посёлок, фото И.А. Гришина, 2020 г.

Работа по корректировке генплана Калининграде находится, по существу, и только в начальной стадии. Но и тот опыт, который уже имеется, позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, выявление значительного количества памятников и ценных в историческом и архитектурном отношении объектов на территории сравнительно молодого города позволяет говорить об относительности таких понятий, как «возраст» и «городской статус», и побуждает к более внимательной оценке исторических территория по сравнению с тем, как это делалось еще 10-15 лет назад.

Во-вторых, при проектировании новых районов для каждого отдельного случая следует определить список объектов, подлежащих сохранению (полному или фрагментарному), всесторонне проанализировав возможности их функционального использования. И наконец, в-третьих, следует помнить, что значительное число историко-архитектурных памятников (в той же степени, впрочем, природно-географических, историко-культурных и мемориальных), выявленных в районах массового строительства, не только не будет способствовать избранных композиционных канонов, но и сообщит новым районам микрорайонам, фрагментам застройки степень необходимого исторического своеобразия.

Думается, что изложение некоторых принципов подобного подхода к историко-архитектурному наследию и его использованию будет полезно специалистам многих подмосковных городов, в первую очередь соседей Калининграда, — Мытищ, Пушкина, Ивантеевки, где, как известно, имеются многие сходные проблемы.

Автор: С.Б. Мержанов — архитектор.

Источник: «Архитектура и строительство Подмосковья», № 1, 1989, с. 32-34.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий