О даче архитектора Мирона Ивановича Мержанова в Загорянке
На территории дачного поселка Загорянский (именуемом его жителями и гостями Загорянка) стоит многое повидавший двухэтажный дом (ул. Тургенева, 10). Его построил для своей семьи архитектор Мирон Мержанов. Точный год постройки дома называть в настоящее время не предоставляется возможным. В том небольшом количестве рукописных материалов сына архитектора Бориса Мироновича Мержанова (рукопись книги о Мироне Ивановиче Мержанове и его времени, подготовленной совместно с сыном – Сергеем Борисовичем Мержановым), в книгах Акулова А. А.1, Салабухи А. В.2, рукописях С.Б. Мержанова такие упоминания отсутствуют. В Москву архитектор переехал в 1931 году. При этом сам Мирон Иванович, как отмечается в рукописи, в силу своей работы в период 1932–1943 гг. над специальными объектами (как тогда назывались правительственные объекты, в том числе дачи, проектируемые для И.В. Сталина), дневниковых записей и других заметок не вёл.
В открытых данных имеется упоминание о том, что в 1931 году в Загорянке было создано 8 кооперативов, тогда давали большие участки по 30 соток, а также о том, что в 1933 году был учрежден дачно-строительный кооператив «Загорянский». Сергей рассказывал, что М.И. Мержанов взялся проектировать планировочное решение новой застраиваемой части поселка3, и по завершению работ ему был выделен участок. Дом в Загорянке мог быть построен скорее ближе к 1934 году. Тем не менее можно точно сказать, что дом был сразу предназначен и для постоянного проживания. Так в рукописи Б.М. Мержанов упоминает, что в начале войны, когда начались бомбежки и на дом, где они проживали в Москве (Романовской переулок, 3), во время дежурства Бориса как члена подростковой бригады дружинников попала зажигательная бомба, которую он смог погасить. Его мать (Елизавета Эммануиловна) была в ужасе и уехала с 12-летним сыном на дачу в Загорянку.
На сегодня дом оброс рассказами (и почти легендами). Сохранился внешний вид исторической части здания, чего нельзя сказать о планировке внутри, так как дом неоднократно перестраивался. Возможно, эскиз его был нарисован архитектором, как один из вариантов сложившихся схем дач того времени. Объекты, которые он строил для руководителей государства, были выполнены в кирпиче. Здесь же: другой материал (дерево), другая архитектурная среда – дачный поселок, угловой, достаточно свободный участок.
Одна из существующих легенд повествует о том, что М.И. Мержанов проектировал и другие дома в Загорянке (и даже, что они строились по «типовому проекту» его ранее построенного дома). Конечно, могло быть, что после того, как был построен дом архитектора, в кто-то из знакомых, проживавших в Загорянке, мог попросить Мирона Ивановича нарисовать эскиз дачи, или же жители поселка сами просили строителей построить «похожую» дачу.
В статье Сергея Мержанова «Удивительное повторение» («Калининградская правда», 18 апреля 1991 г.) как раз и идёт речь о «похожих» зданиях усадеб в Москве и Болшеве. Другие примеры сравнения и реализации объектов дачного строительства, в том числе в Загорянке, и именно работ М. Мержанова, включая выполнение и применение в дальнейшем данного проекта как типового, в статьях и исследованиях С.Б. Мержанова отсутствуют4. При этом следует отметить, что и ранее в России осуществлялось строительства «по образцам». Например, при использовании образцов из «Собрания фасадов, Его Императорского Величества высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи» 1809–1812 гг.5.
В рукописи Б.М. и С.Б. Мержановых упоминается, что «что, помимо персональных дач, строящихся для конкретных деятелей высшего звена, проектная контора ВЩК проектировала еще и своего рода «типовые» объекты, которые обезличено предназначались для второго уровня – уровня наркомов». Эти проекты выполнялись без относительно конкретного проживающего в здании в дальнейшем «собственника» (понятие дано в кавычках, так как эти здания находились на балансе Административно-хозяйственного управления НКВД СССР (1934–1941) или Хозяйственного управления НКВД – МВД СССР (1941–1960) и именовались «объектами»). При этом, что и отмечается в рукописи, понятие «типовой» дано условно. Кроме того, непосредственно рукописью Борис Миронович начал в 1995 г., когда уже такое строительство в стране осуществлялось.
В советском проектировании и строительстве понятие «типовое проектирование» (и «типовой проект») непосредственно связано с началом массового индустриального жилищного строительства, потребность в котором возникла в послевоенные годы в связи с необходимостью восстановления разрушенного жилищного фонда6.
При подготовке в 2022 году данной статьи мною ещё раз были изучены материалы о творчестве М.И. Мержанова. Работая после освобождения и реабилитации в Красноярске, он cделал проект архитектурного оформления фасада кинотеатра на 260 мест, типовой проект которого был выполнен в Гипрокино7. Другие упоминания о работе Мержанова по типовым проектам (в том числе в составе домов дачно-строительных кооперативов) отсутствуют. А вот во внешнем виде реализованного по проекту архитектора коттеджа директора завода им. В.И. Ленина (Красмаш) в Красноярске прочитывается его характерный стиль компоновки объемов и решения фасадов здания.
И, наконец, последнее в части пояснений о применении в описаниях объекта слова «типовой проект»: достаточно часто оно может упоминаться жителями в обиходе в рамках характеристики похожих объектов.
Возвращаясь к дому в Загорянке. Весной 1943 года семья Мержановых переехала на дачу. Летом (12 августа) именно в этом доме Мирон Иванович Мержанов и его жена Елизавета Эммануиловна были арестованы органами НКВД. Все имущество семьи, включая дом и вещи из дома, были конфискованы, хотя по рассказам Б.М. Мержанова в описи конфискованного было указано минимальное их количество.
В 1954 году Мирон Иванович был реабилитирован, а в Москву вернулся в сентябре 1960 года. По рассказам Бориса Мироновича Мержанова, Мирон Иванович не хотел подавать документы на возврат дома, вообще крайне негативно относясь к самой идее «прошения о реабилитации» и говоря, что он вообще-то не просил о своем аресте (удалось договориться о получении участка в поселке Новые Горки и денежной суммы на постройку дома, хотя участок, конечно, соответствовал тогдашним нормативам и был значительно меньше прежнего)8. Кроме того, к этому времени дом в Загорянке уже использовался под коммунальное заселение, и там проживало несколько семей. В дальнейшем в здании обосновалась музыкальная школа, а в последние годы – детский сад, что сопровождалось неоднократным изменением его планировки и появлением пристроек.
С.Б. Мержанов неоднократно показывал дачу гостям, приезжавшим в семью Мержановых уже в дом в Новых Горках (ныне район Первомайский города Королёва, улица Мира, 48/2).
В дальнейшем детский сад получил новое здание, и дом, продолжая находиться на балансе Комитета по образованию Администрации городского округа Щёлково Московской области, в 2021 году был передан в краткосрочную аренду Музею братьев Кисель-Загорянских и дачной культуры.
В настоящее время расчищен участок, в аккуратном состоянии поддерживается фасад (вставлены рамы), отремонтирована кровля. Сергей Борисович отмечал, что до этих последних изменений он считал, что участь дачи может стать характерной для подобных объектов – разрушение или «случайный» пожар9.
Объединение старого дома с музеем даёт ему возможность новой жизни, хотя и требует достаточно сложного восстановления и приспособления под новую функцию.
Яхкинд Светлана, кандидат архитектуры, январь 2023 г.
Акулов А.А. Архитектор Сталина: документальная повесть. – Рязань: Издатель Ситников. 2006. – 192 с. ↩︎
Слабуха А.В. Архитекторы Приенисейской Сибири. Конец XIX – начало XXI века. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 432 с. ↩︎
По рассказу Моисеевой Ирины Александровны. ↩︎
Также и по устным рассказам С.Б. Мержанова. ↩︎
Жилые дома, построенные по образцовым, типовым и повторно применяемым проектам в г. Москве / Правительство Москвы, Москомархитектура, МНИИТЭП. – М.: РЕФОРМ-ПРЕСС, 2000. – 136 с. ↩︎
Гурьев В.В., Дмитриев А.Н., Яхкинд С.И. Типовое и экспериментальное проектирование – стратегический вектор развития индустриального гражданского строительства // Промышленное и гражданское строительство. – 2022. – № 7. – С. 40–47. ↩︎- Слабуха А.В. Архитекторы Приенисейской Сибири. Конец XIX – начало XXI века. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 432 с. ↩︎
По рассказу Мержановой Татьяны Борисовны. ↩︎
По рассказу Мержановой Татьяны Борисовны. ↩︎
Также:
Лекция «Архитектор Мирон Мержанов и его южные санатории 1930-х годов» Сергей Борисович Мержанов