В.М.Зензинов и другие

Вновь и вновь перелистывая путеводитель П.Канчаловского «От Москвы до Архангельска по Московско – Ярославско – Архангельской железной дороге» 1897 года издания, внимательный читаталь заметил, что в окрестностях Тарасовки было много скромных дач местных крестьян чередующихся с роскошными дачами именитых людей и талантливых соотечественников. Имена некоторых мы помним, а иные надолго забыты.  И, тем не менее, современники, несмотря ни на что, должны знать и гордиться нашими незаурядными земляками. Этот рассказ, именно, о таких людях: о В.М. Зензинове, жившем в окрестностях дер. Тарасовки, и И.Ш. Анисимове, архив которого затерялся на даче племянника. Поиском забытых имен занимается краевед Парамонов Владимир Алексеевич.

Итак, Владимир Михайлович Зензинов (29.11.1880, Москва – 20.10.1953, Нью-Йорк) – удивительная личность, русский политический деятель, эсер, выдающийся орнитолог, автор множества книг.

Владимир Михайлович Зензимов

Начнем рассказ издалека. Русское Устье – крошечное селение, затерявшееся среди снегов, бесконечных озер и проток в необъятных якутских тундрах на севере Якутии, — вплоть до 1910-х годов даже для ученых практически оставалось неизвестным. Даже до сих пор специалисты – фольклористы, этнографы, историки – не могут объяснить, как могли жители этого маленького селения в течение нескольких столетий просуществовать почти в полной изоляции от русского этноса, в окружении далеко не миролюбивых инородцев – племен юкагиров и якутов, сохранив родной язык, традиции, верования. Ведь Русское Устье было основано в 1638 году казаками из отряда Ивана Роброва, посланными из Якутска для описания северных пределов края. А «первооткрывателем» Русского Устья стал, именно, В.М. Зензинов, сосланный туда в 1912 году…

Жизнь якутской семьи. Нач. 20 века.

Владимир Михайлович родился в Москве в купеческой семье. В 1899 году окончил 3-ю московскую гимназию. Для получения высшего образования поехал в Германию где учился  в университетах Берлина, Галле, Гейдельберга, занимался философией, экономикой, историей и правом. В 1900 году познакомился за границей с эсерами Н.Д. Авсентьавым и И.И. Фондаминским. В 1903 году вступил в партию социалистов- революционеров. А в январе 1904 года вернулся в Россию. 9 января 1905 года, во время массовых выступлений в Москве был арестован и приговорён к административной ссылке в Восточную Сибирь на 5 лет. Но из-за русско-японской войны ссылка в Сибирь была заменена на ссылку в Архангельск.

А после прибытия туда Зензинов сразу бежал за границу, и в августе 1905 года прибыл в Швейцарию, а уже в конце октября 1905 года тайно вернулся в Россию, став одним из руководителей Декабрьского восстания в Москве. 4 сентября 1906 года вновь арестован в Петербурге, и отправлен по этапу в Якутск. Летом 1907 года под видом золотопромышленника бежал через тайгу в Охотск (от Якутска до Охотска 1500 верст – В.П.), а из Охотска на рыбачьей лодке добрался до Японии, затем пароходом через Шанхай, Гонконг, Сингапур, Коломбо и Суэцкий канал вернулся к декабрю 1907 года в Европу, а затем снова в Россию, где продолжил революционно-партийную работу. В мае 1910 года арестован вновь, и в третий раз сослан на 5 лет в Сибирь. И вот, на этот раз он был отправлен в Русское Устье Якутской области, на побережье Северного Ледовитого океана, откуда никакой побег уже не был возможен.

Но живя в ссылке, упорно занимался этнографией и орнитологией, написав такие знаменитые работы, как «Старинные люди у холодного океана» и «Очерки торговли на севере Якутской области», получившие высочайшие оценки специалистов.

 

Только за одно это его надо бесконечно ценить и помнить. Но и далее его жизнь была насыщена не менее яркими событиями, приключениями и открытиями…

«Это же всё не о нашем крае!» — воскликните Вы, и ошибётесь. В воспоминаниях о детстве В.М. Зензинова «Пережитое» читаем:

«Таких семей, как наша, было тогда, вероятно, много в России. Жили мы безбедно, имели всегда в Москве большую квартиру и ни в чём существенном себе не отказывали.

В 25 верстах от Москвы, близ станции Тарасовка по Ярославской железной дороге, на арендованном у местных крестьян деревни Черкизово на 99 лет участке, отец построил красивую деревянную дачу со всеми удобствами того времени, а в конце девяностых годов (19 века – В.П.), увлеченный рассказами приехавшего с Кавказа знакомого, купил по дешевке на Черном море землю (на Мацесте, возле Сочи – это имение потом присвоил себе, для своих личных надобностей, Сталин!), где выстроил большой каменный дом.

Сочи. Имение «Михайловское». М. Зензимовой

Так что, пожалуй, нашу семью можно было даже назвать состоятельной, хотя жили мы всегда скромно и никаких излишеств себе не позволяли…»

Имение сегодня

Вторым нашим героем является Илья Шербетович Анисимов (29.05.1862, Махачкала -1928, Баку) – автор этнографического исследования горских евреях, выдающийся инженер. Нет ни одной книге, посвященной истории, этнографии, культуре горских евреев, где бы с глубокой благодарностью и с приведением огромного количества цитат не упоминалось бы его имя.

Илья Шербетович Анисимов

Его имя уже при жизни вошло во многие энциклопедии мира, и поэтому любой найденный даже в наши дни штрих из его биографии вызывает огромный интерес. Илья родился в селении Тарки близ Махачкалы в Дагестане. Его отец был известен как один из самых образованных раввинов своего времени. Получив хорошее домашнее образование, Илья Анисимов был принят в сентябре 1882 года сразу в шестой класс правительственной городской школы, а в 1883 году в дополнительный класс городского отделения Ставропольской гимназии. После окончания гимназии, летом 1884 года, Анисимов уехал в Санкт-Петербург вместе со своим двоюродным братом Осипом Осиповым, купцом 2-й гильдии, но поступил в Императорское Московское техническое училище  в Москве, окончив его в 1891 году. Важным шагом на пути этнографической деятельности Анисимова стало знакомство с профессором Московского университета В.Ф. Миллером.

Илья Шербетович Анисимов

По предложению Миллера Московское археологическое общество (МАО) поручило Анисимову совершить поездку на Кавказ для сбора истрико-этнографических материалов о горных евреях. Для этой цели Общество выделило 300 рублей. Анисимов посетил 88 городов и аулов Дагестана и Терской области, встретился с главным раввином Южного Дагестана, который передал свои записи на иврите об этнической истории горских евреев. Собранные Анисимовым во время экспедиции исторические, этнографические и статистические сведения послужили бесценным материалом для его монографии «Кавказские евреи-горцы», которую Анисимов посвятил Миллеру…

При изучении родословной семьи Ильи Шербетовича обнаружились интереснейшие личности. Так, его дочь закончила ВГИК, стала замечательной актрисой и даже снималась вместе с Игорем Ильинским (родившимся в Пирогово близ Мытищ – В.П.) в «Процессе о трех миллионах», а также в кинофильмах «Медвежья свадьба», «Саламандра», «Тихий Дон» и др.

Старший сын был женат на правнучке декабриста Александра Федоровича фон-дер Бриггета. Племянник Танахим-Цви Александрович окончил Московский авиационный институт, учился у основоположника современной аэродинамики академика Н.Е. Жуковского. Наверняка, был знаков с Ляминым и Россинским, осуществившим первый безмоторный полет над Клязьмой у нас в Черкизове… Другой знаменитый племянник Нафтоли-Цви Александрович Анисимов стал продолжателем дела Ильи Шербетовича.

Исследователям до сих пор доподлинно неизвестна точная дата кончины великого ученого Ильи Шербетовича Анисимова. Известно лишь, что в конце жизни, уже потеряв любимую жену и дочь, оставшись в полном одиночестве, он вел замкнутый образ жизни. Скончался в 1928 году, был похоронен на Бакинском еврейском кладбище, но через некоторое время дети решили перезахоронить прах отца в Москве…  А весь его ценнейший архив, с его дневниками, путевыми заметками, черновиками, исчез, так как хранился на чердаке  подмосковной дачи его племянника у нас в Тарасовке.

       Краевед Владимир Парамонов         

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий