ПАПАНИН В ГОДЫ ВОЙНЫ
Автор статьи краевед Раиса Степанова
Сегодня без Северного морского пути, без использования акватории Арк- тики невозможно представить себе экономику России. Первые сведения об освоении русскими людьми северных морей относятся к XII веку, и являлось это уделом наиболее смелых и энергичных одиночек. Так было вплоть до XX века.
Очень многие неудачи при освоении Северного пути в своей основе имели недостаточное материально-техническое обеспечение. Уже в конце XIX века Русановым, одним из ведущих учёных-полярников, была высказана мысль о необходимости участия государства в освоении Севера. Но стало это возможным только в 1932 году, когда было создано Главное управление Северного морского пути. Главой управления был назначен О.Ю. Шмидт. После удачного окончания экспедиции на дрейфующей станции Северный полюс-1 его первым замом стал И.Д. Папанин, а в 1939 году он сменил Шмидта на этом посту.
Конечно, самым известным событием в биографии Папанина является участие в экспедиции Северный полюс-1. Но не менее значительной для России стала его работа на посту начальника Управления Северного морского пути. Оно и понятно, ведь этот период совпал с войной.
Главное управление было эвакуировано в Красноярск. Руководил эвакуацией соратник Папанина по дрейфу Э.Т. Кренкель. А сам Папанин со своей женой Галиной Кирилловой отправился в столицу Поморья Архангельск. Этот город ещё со времён Петра I является опорой Северного флота. Были предложения, чтобы главным стал незамерзающий порт Мурманск. Однако в первый период войны, когда наши войска откатились к Москве, была опасность захвата и Мурманска. Но на Севере границу удалось удержать, и в последующем конвои, приходящие из Англии, принимались уже в Мурманске, хотя он почти непрерывно подвергался бомбардировкам. Папанин тогда также перебрался в Мурманск. Мурманчане сохраняют память о тех днях. Там есть улица Папанина, а в 2003 году установлен памятник этому отважному полярнику.
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб уполномоченного Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере И. Д. Папанина, курировавшего поставку военной помощи из стран-союзников по антигитлеровской коалиции через северные порты.
А вначале был Архангельск. Но в то время ни город, ни порт, ни подъездные пути не были приспособлены к тому объёму грузооборота, который ему предстоял. С этой задачей город под руководством Папанина справился. Одновременно с Архангельском обустраивался и Северодвинск как судоремонтная база всего Северного флота. По инициативе Папанина все порты, находящиеся вдоль Северного пути, были оснащены береговой артиллерией. Это было непросто, ведь на счету было каждое орудие, а эти порты были далеко и считались в безопасности, но жизнь показала, что Папанин был прав. В 1942 году в глубь Северного пути прошёл немецкий крейсер «Адмирал Шеер» с целью высадки десанта на Диксоне.
В тяжёлом бою атака была отбита. Если посмотреть на карту, то увидим, что Диксон находится как раз на середине пути. Что было бы, если бы не предусмотрительность Папанина и не мужество северян?! Несмотря на все трудности, за время войны ни один караван не был заморожен. Всё, что могла страна в это тяжёлое время предоставить северянам, доставлялось в срок.
Управление Северным морским путём состояло из двух подразделений: первого – путь вдоль побережья Ледовитого океана от Мурманска до 170-го меридиана – и второго – Дальневосточного пароходства. В 1943 году стало понятно, что война с Японией неизбежна. Как известно, в это время Курильские острова и половина острова Сахалин принадлежали Японии. Предстояло освобождение Курильских островов с севера. Для этого необходимо было доставить вооружение и войска на Камчатку. К этому времени Папанин стал представителем Государственного Комитета Обороны, получил звание контр-адмирал. Он отправился на Камчатку для экспертизы порта Петропавловск-Камчатский. Выяснилось, порт не совсем готов к приёму такого груза, и здесь пригодились его знания и организаторские способности.
Война закончилась, и Папанина отправили на пенсию. Официально – по здоровью. Однако существует и неофициальная версия. Якобы он впал в немилость Сталина из-за строительства очень фешенебельной дачи. Нет, не нашей, она была государственной. А той, личной, которая была им построена в Мытищинском районе.
Версию немилости ближние родственники не отрицают и не подтверждают. Следует пояснить, что чиновники его уровня не имели права иметь в личной собственности недвижимость. Это условие сохранялось вплоть до перестройки. Если говорить о здоровье, то следует сказать, что первый инфаркт Иван Дмитриевич получил в 40-м году и потом не единожды попадал в госпитали. Война. Заполярье. Каждый из этих факторов не прибавляет здоровья, а тем более вкупе. И тем не менее он прожил долгую жизнь, умер почти в 92 года в результате операции.
Итак, ещё одна страница жизни Ивана Дмитриевича Папанина, дважды Героя Советского Союза, отважного полярника, перевёрнута. Наша же задача – не забывать участников Великой Победы и хлопотать об увековечении их памяти.
Раиса СТЕПАНОВА
Источник: газета «Калиниградка» № 68 (18680) Четверг, 29 Июнь 2017 года
Продолжение следует…