ПАПАНИН В ГОДЫ ВОЙНЫ

Автор статьи краевед Раиса Степанова

Сегодня без Северного морского пути, без использования акватории Арк- тики невозможно представить себе экономику России. Первые сведения об освоении русскими людьми северных морей относятся к XII веку, и являлось это уделом наиболее смелых и энергичных одиночек. Так было вплоть до XX века.

Очень многие неудачи при освоении Северного пути в своей основе имели недостаточное материально-техническое обеспечение. Уже в конце XIX века Русановым, одним из ведущих учёных-полярников, была высказана мысль о необходимости участия государства в освоении  Севера. Но стало это возможным  только в 1932 году, когда было создано Главное управление Северного морского пути. Главой управления был назначен О.Ю. Шмидт. После удачного окончания  экспедиции на дрейфующей станции Северный полюс-1 его первым замом стал И.Д. Папанин, а в 1939 году он сменил Шмидта на этом посту.

Конечно, самым известным событием в биографии Папанина является участие в экспедиции Северный полюс-1. Но не менее значительной для России стала его работа на посту начальника Управления Северного морского пути. Оно и понятно, ведь этот период совпал с войной.
Главное управление было эвакуировано в Красноярск. Руководил эвакуацией соратник Папанина по дрейфу Э.Т. Кренкель. А сам Папанин со своей женой Галиной Кирилловой отправился в столицу Поморья Архангельск. Этот город ещё со времён Петра I является опорой Северного флота. Были предложения, чтобы главным стал незамерзающий порт Мурманск. Однако в первый период войны, когда наши войска откатились к Москве, была опасность захвата и Мурманска. Но на Севере границу удалось удержать, и в последующем конвои, приходящие из Англии, принимались уже в Мурманске, хотя он почти непрерывно подвергался бомбардировкам. Папанин тогда также перебрался в Мурманск. Мурманчане сохраняют память о тех днях. Там есть улица Папанина, а в 2003 году установлен памятник этому отважному полярнику.

Строительство дома «Мурманрыбстроя» (Улица Пушкинская, 7. Крыло, обращенное к улице Профсоюзов). 1950 г. (ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 2656)

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб уполномоченного Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере И. Д. Папанина, курировавшего поставку военной помощи из стран-союзников по антигитлеровской коалиции через северные порты.

А вначале был Архангельск. Но в то время ни город, ни порт, ни подъездные пути не были приспособлены к тому объёму грузооборота, который ему предстоял. С этой задачей город под руководством Папанина справился. Одновременно с Архангельском обустраивался и Северодвинск как судоремонтная база всего Северного флота. По инициативе Папанина все порты, находящиеся вдоль Северного пути, были оснащены береговой артиллерией. Это было непросто, ведь на счету было каждое орудие, а эти порты были далеко и считались в безопасности, но жизнь показала, что Папанин был прав. В 1942 году в глубь Северного пути прошёл немецкий крейсер «Адмирал Шеер» с целью высадки десанта на Диксоне.

Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер»

В тяжёлом бою атака была отбита. Если посмотреть на карту, то увидим, что Диксон находится как раз на середине пути. Что было бы, если бы не предусмотрительность Папанина и не мужество северян?! Несмотря на все трудности, за время войны ни один караван не был заморожен. Всё, что могла страна в это тяжёлое время предоставить северянам, доставлялось в срок.

Северный морской путь

Управление Северным морским путём состояло из двух подразделений: первого – путь вдоль побережья Ледовитого океана от Мурманска до 170-го меридиана – и второго – Дальневосточного пароходства. В 1943 году стало понятно, что война с Японией неизбежна. Как известно, в это время Курильские острова и половина острова Сахалин принадлежали Японии. Предстояло освобождение Курильских островов с севера. Для этого необходимо было доставить вооружение и войска на Камчатку. К этому времени Папанин стал представителем Государственного Комитета Обороны, получил звание контр-адмирал. Он отправился на Камчатку для экспертизы порта Петропавловск-Камчатский. Выяснилось, порт не совсем готов к приёму такого груза, и здесь пригодились его знания и организаторские способности.
Война закончилась, и Папанина отправили на пенсию. Официально – по здоровью. Однако существует и неофициальная версия. Якобы он впал в немилость Сталина из-за строительства очень фешенебельной дачи. Нет, не нашей, она была государственной. А той, личной, которая была им построена в Мытищинском районе.

Бывшая личная дача Папанина

Версию немилости ближние родственники не отрицают и не подтверждают. Следует пояснить, что чиновники его уровня не имели права иметь в личной собственности недвижимость. Это условие сохранялось вплоть до перестройки. Если говорить о здоровье, то следует сказать, что первый инфаркт Иван Дмитриевич получил в 40-м году и потом не единожды попадал в госпитали. Война. Заполярье. Каждый из этих факторов не прибавляет здоровья, а тем более вкупе. И тем не менее он прожил долгую жизнь, умер почти в 92 года в результате операции.
Итак, ещё одна страница жизни Ивана Дмитриевича Папанина, дважды Героя Советского Союза, отважного полярника, перевёрнута. Наша же задача – не забывать участников Великой Победы и хлопотать об увековечении их памяти.

Раиса СТЕПАНОВА

Источник: газета «Калиниградка» № 68 (18680) Четверг, 29 Июнь 2017 года

Продолжение следует…

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий