Картинки с выставки
«Лето красное пропела…»
Совсем недавно, посещая Третьяковскую галерею, я обратил особое внимание на одну из картин Василия Дмитриевича Поленова со странным названием, повторяющим слова из басни Крылова — «Стрекоза («Лето красное пропела…»)». Я решил поподробнее узнать об этой картине. Оказалось, что первоначально был эскиз «Голова натурщицы Бланш Ормье» (любимой натурщицы В. Поленова во Франции – В.П.) (1875), на котором свет, золотящий белокурые волосы, придаёт поэтическое обаяние образу.
Надо отметить, что этот этюд и послужил для его дальнейшей картины «Стрекоза («Лето красное пропела…»)» (1875-1876), на которой в полный рост изображена женщина с гитарой за спиной. Её лицо – лицо Бланш Ормье, представлено в том же ракурсе, что и в этюде. Она стоит у каменной ограды, залитой осенним солнцем. После этой картины В.В. Стасов, назвав эту работу слишком «французской», посоветовал Поленову жить постоянно в Париже или в Германии. На что Поленов справедливо отреагировал: «Если во Франции со мной произошло офранцужение, то почему же в России не произойдет обрусение?»
Продолжая изучение данной картины, я обратился к её описанию. И здесь меня ожидало маленькое краеведческое «открытие», связанное с нашим краем!
Итак, данные этой картины: «Стрекоза («Лето красное пропела…»)» 1875-1876 135 х 85 Справа внизу подпись: ВПолънов. 1876 (буквы В и П переплетены). Пост. в ГТГ в 1963 из Госфонда: ранее Собр. Б.М. Великовского; Е.В. Сапожниковой». Не может быть, это же экземпляр из собрания картин Елизаветы Васильевны Сапожниковой (урожденной Якунчиковой)!
Подарок к свадьбе
А мы же знаем, что её супруг Владимир Григорьевич Сапожников был известным фабрикантом, владелец парчового и шелкоткацкого предприятия на Новой Басманной улице (и у нас в Куракине, ныне г. Королёв – В.П.). Владимир Григорьевич имел старообрядческие корни. Известно, что семья Сапожниковых владела многими предметами искусства (подробнее см. материал «Я поведу тебя в музей…» — В.П.), в том числе и древнерусского, а Владимир Григорьевич активно участвовал в выставках, и среди представленных им вещей фигурирует, например, покров на раку святого благоверного князя Александра Невского, выполненный для владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Известно также, что В.Г. Сапожников входил в число душеприказчиков П.М. Третьякова. Скончался он в 1916 году, а большая часть его имущества после революции была национализирована (известно, что и большая часть коллекции оказалась у Щукина – В.П.). Вдова же Елизавета Васильевна осталась без крова над головой и средств к существованию (подробнее см. материал «Замкнутый «Крог» — В.П.). Тогда вполне вероятно, что вдова Владимира Григорьевича в эти тяжёлые года могла продать этот шедевр — «Стрекоза («Лето красное пропела…») — Великовскому Борису Михайловичу (1878-1937) – русскому, советскому архитектору, хорошо известному нам по разработке проекта в 1924 году посёлка «Дружбы», что располагался недалеко от имения Сапожниковых «Белая дача» и близ железнодорожной станции «Перловская» (ныне г. Мытищи – В.П.).
Оставался еще один интересный вопрос: каким образом эта картина перешла от Поленова к Сапожниковым? Оказывается, именно эту картину специально у В.Д. Поленова приобрел Савва Иванович Мамонтов в 1877 году для подарка к свадьбе В.Г. Сапожникова и Е.В. Якунчиковой. А мы же помним, что Елизавета Васильевна Якунчикова была сестрой Наталье Васильевне Якунчиковой (1858-1931), ставшей супругой Поленова в 1882 году. Выходит, картина как бы осталась в «большой семье» Сапожниковых – Поленовых!
«В Москву, в Москву…»
Сам Поленов с лёгким юмором писал Е.Г. Мамонтовой: «Название картины будет французское «Le en detresse” («Соловей в беде»), а изображает она девицу, заимствованную из окрестностей града Парижа Croissy pres Bougival (Круасси около Буживаля), а родом она из Нанта (Nantes Morbihan) [Нант Морбиган], а на гитаре она играет не поразительно, но поет весьма чувственно, нравом обладает самым приятным, обстоятельства её не особенно статейные, но ведь могут поправиться. Знакомство я свел с девицей сией в те времена, когда она, думая позабавить господ и получить за сие соразмерное удовольствию вознаграждение, была изгнана (надо полагать, господа те к слушанию пения не всегда были склонны) и, таким образом, находилась в настроении грустном, ибо потерпела посмеяние, не получив вознаграждение, поэтому и, основываясь на всём вышеизложенном, другое название картины сией будет «pas d*chan-ce» («не везет»), что значит «не всё коту Масленица». Но получив, в конце концов, название «Стрекоза («Лето красное пропела…»)», эта картина подвела как бы итог изучения и исканий Поленова во французской живописи. И в 1876 году Поленов начинает тяготиться парижской жизнью и рвется в Россию, к Мамонтову в художественную атмосферу Абрамцева.
«Жуковка» на Тивериадском (Генисаретском) озере
Далее меня заинтересовал вопрос, а какие еще картины В.Д. Поленова тесным образом связаны с семейством Сапожниковых? И ответ не заставил себя долго ждать…
Мы же хорошо знаем, что семейство Поленовых три лета подряд с 1887 по 1889 годы жило на одной из дач Сапожниковых (купленной в начале 1886 года у помещицы Надежды Акинфиевны Жуковой – В.П.) в Жуковке…
В Государственной Третьяковской галерее экспонируются два его живописных полотна, написанных в Жуковке в 1888 году. Это картины Поленова «Река Клязьма. Жуковка», «Обрыв. Жуковка на Клязьме» (29х43 Пост в 1924 из ГМФ).
Но, именно, в этот период В.Д. Поленов работал над значимым полотном «На Тивериадском (Генисаретском) озере», выставленном в 1889 году на Весеннем Салоне Мейсонье. Итак, описание этой картины: «На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888, 79 х 158 Справа внизу подпись ВПолънов 88 (буквы В и П переплетены) Приобретена П.М. Третьяковым. Эскиз-вариант картины находится в Днепропетровском художественном музее. Картина неоднократно повторялась и вирировалась художником. Вариант-повторение, исполненное в 1889, находится в Курской художественной галереи им. А.А. Дейнеки, вариант-повтор, исполненный в 1890, — в Киевском музее русского искусства». Ныне известно об 11 авторских вариантах-повторениях. Комментарий В.Д.Поленова, лично побывавшего на берегах Тивериадского озера: «… трудная задача передо мной, непосильная, но я не в состоянии от неё отказаться, — слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нём».
Интересный факт о живущей в Тивериадском озере «рыбе святого Петра»: в Израильских ресторанах и по сей день предлагают туристам рыбу, которую, согласно Евангелию по Матфею, апостол Пётр по слову Христа поймал на удочку со статиром (блестящей монетой, служившая блесной – В.П.) во рту…
Выходит, река Клязьма могла напоминать В.Д. Поленову о далёком Тивериадском озере!
Владимир Парамонов
Использованная литература:
- Федор Поленов «У подножья радуги» М.: «Культура», 1992;
- Василий Дмитриевич Поленов (к 150-летию со дня рождения. Каталог выставки) М.: Галарт, 1994;
- «Поленово» / Сост. Л.Е. Долгина – М.: НКО Редакция альманаха «Памятники Отечества», №52, 2001;
- М.Ф. Киселев Василий Поленов (1844-1927) М.: Арт-Родник, 2012;
- Произведение В.Д. Поленова из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» (каталог выставки), 2014;
- М.А. Некрасов Поленовы на Тамбовской и Саратовской земле. Тамбов: Изд. Паршина Р.В., 2015;
- Марк Коншицер «Поленов» М.: Молодая гвардия, 2018.