Путь чая в Царскую Россию
Среди разнообразных напитков, употребляемых человеком, самый известный и распространенный — чай. Его пьют в любом уголке Земли. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиться от многих болезней.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет,
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
Чай — это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно, пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решилииспробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили вкипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н.э.
В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или в полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы — чаевые. На русский стол чай попал только в 17 веке.
История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай с Востока проник раньше, чем в европейские страны (по др. сведениям наоборот). Так, уже в 16 веке в небольших количествах чай привозился на Русь как дорогой подарок от азиатских посланников. В 1576 году два казачьих атамана, Петров и Ялишев, побывали в Китае, где и познакомились с этим замечательным напитком. Они же привезли русскому царю (Ивану Грозному) в качестве подарка от китайского императора коробочку с дорогим желтым чаем.
Следующая важная дата истории чая в нашей стране – 1638 год.Именно в это время русский посол Василий Старков привозит царю Михаилу Федоровичу из Монголии подарок – 64 кг чая. Вначале чай не очень понравился царю и боярам. Оно и понятно – до этого в России традиционно пили отвары из земляники, брусники, душицы, шиповника, смородины, зверобоя, чабреца и других местных трав. Особой популярностью на Руси пользовался горячий травяной сбитень.
При царе Алексее Михайловиче другой русский посол Иван Перфильеввновь привозит китайский чай в Россию. Известно, что в 1655 году царский лекарь успешно использовал чай для лечения болезни желудка у Алексея Михайловича. С этого момента целебные свойства чая оценили по достоинству, а закупки чая в Китае производили все чаще и чаще.А в 1679 году русский посол Головин заключает с китайским императором договор о поставках чая в Россию.
Так потянулись к Московскому Кремлю караваны с ценной сушеной травой по Кяхтинскому тракту. Кстати, чай, доставленный караванным путем через монгольские степи, ценился гораздо выше, чем чай, привезенный по морю, поскольку сохранял все свои вкусовые и целебные свойства.
Чай в России прижился не сразу. Как и ко всем чужеземным диковинам, русские люди поначалу отнеслись к чаю очень настороженно. Однако постепенно чай стал входить в жизнь русского человека. К 17 веку чай стал частым гостем в царских палатах и боярских домах. В 18 веке чай пьют в дворянских и зажиточных купеческих семьях, а в 19 веке чай распространяется повсеместно.
Например, уже к 1847 году в Москве насчитывалось более ста специализированных чайных магазинов. Следует подчеркнуть, что долгое время чай был доступен только высшим классам по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался пошлиной. В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах.
Каким же был «Великий чайный путь»?
Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск — Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань. Часто говорят, что в Ханькоу. Ухань – это город, состоящий из трех частей: Учан, Ханькоу и Ханьян.
Путь разделялся на множество дорог, волоков, речных путей — маршруты проходили через более ста пятидесяти городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.
Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан — Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тобольск, Ирбит, Екатеринбург, Кунгур, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный — через озеро Байкал и по реке Селенга.
Такая многотрудная доставка чая (около 11 000 км от Китая до Москвы, полгода в пути), не могла не сказываться на стоимости напитка.
Посуху чай везли на всем, что ходит — на верблюдах, лошадях, мулах, быках. Большей частью, конечно, на верблюдах. При этом весь чайный путь разбивался на два этапа: Китай — Сибирь и Сибирь — Европейская Россия.
Сначала, естественно, чай везли из Китая в Сибирь (около 4 000км). По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, часто — по рекам. По Монголии (которая, вроде как, находится между Россией и Китаем) — на вьючных животных. Китайско-монгольская часть чайного путешествия длилась около пятимесяцев.
Доставка чая в Кяхту. Конечным пунктом путешествия чая из Китая в Сибирь была Кяхта — торговая слобода рядом с крепостью Троицко-Савск, основанная в 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (на территории современной Бурятии). С другой стороны границы стояла монгольская слобода — Маймачен, которая выполняла функции торгового форпоста другой стороны. Естественно, что через Кяхту шел в Россию не только чая — это вообще была основная база русско-китайской торговли.
В Кяхту чай приходил в двух видах — в зависимости от сорта. Кирпичный прессованный чай, бывший достаточно популярным в Сибири, привозили в ящиках. Кирпичи прессованного чая соединялись в одну «доску» на манер известных всем долек шоколада. Количество и размер таких досок в ящике могло быть различным.
Рассыпной чай,который как раз с начала Кяхтинской торговли начали называть байховым, паковали в деревянные ящики, несколько раз оплетенные камышом. Такие ящики называли цибиками.
Цибики были квадратные и полуторные. В квадратные помещалось около 25 кг чая, в полуторные — 34-36 кг. Лучшие сорта чая часто упаковывались в металлические ящики (оловянные или свинцовые). Эта упаковка могла еще усугубляться кожей. Ну и цибиком, конечно. Один верблюд (если везли на верблюдах) вез 4 цибика.
Прибывший в Кяхту чай досматривали, переупаковывали и маркировали в соответствии с принятыми стандартами. Развьючивание верблюдов, снятие наружной упаковки с цибиков и осмотр чая производили специальные люди — савошники. Их так называли по основному инструменту их работы — савку. Это была такая штуковина, которой можно было пробить цибик и достать из самой его середины немного чая на проверку. Короче говоря, полый ломик. Савошники проверяли две вещи. Наличие чая внутри цибика и его качество. Изначально такой проверкой (как ее назвать —непонятно… «савошничество», что ли) занимались купеческие приказчики или казенная артель инвалидов, однако с 1861 года начали появляться частные савошные артели.
После проверки савошники доставляли чай на переупаковку. Этим уже занимались другие артели — ширельные (к ширянию они не имеют никакого отношения). Они «ширили», то есть зашивали в кожу (по другим источникам — в шкуры, шерстью внутрь), упаковки с чаем для дальнейшей транспортировки по Сибири. Где, как известно, случается зима и снег. Цибик с чаем обвертывали кожей, которую, в свою очередь, стягивали и сшивали ремнями.
Переупакованный чай снова возвращался к савошникам, которые маркировали его. На коже вырезались инициалы хозяина и маркировку чая. Например, «Т.Н.» — «торговый нетоварный».
Напомним, что в цибиках доставлялся байховый (рассыпной чай). Кирпичный чай (который маркировался, например, «К.Ч.» — «кирпичный черный») требовал более муторной обработки. Его раскупоривали полностью — до кирпичей. После чего счищали с них пыль и плесень и упаковывали по новому — сначала в бумагу, потом в кожу.
Заметим лишь, что через Кяхту в Россию до конца XIX века попадал почти весь чай — но не весь. Часть чая попадала к нам через Европу, куда, в свою очередь, он завозился из Китая морем — из Кантона. Такой чай, соответственно, назывался кантонским.Ну, а из Кяхты — кяхтинским.
После открытия Суэцкого канала в 1862 г. чай доставляли в Европу морем.
Оптовая торговля
Специфика оптовой торговли чаем в России определялась тем, что долгое время (примерно до конца XVIII века) ареал распространения напитка на территории России был очень небольшим. Немного преувеличивая можно сказать, что чай пили в основном в Москве. Мало того, такая ситуация, с небольшими изменениями, сохранялась примерно до 60-х годов XIX века. Это не значит, что в других городах чая не знали вообще — но его потребление было настолько небольшим, что с точки зрения оптовой торговли им можно пренебречь.
Так как Москва была основным рынком сбыта чая (до середины Х1Х века Москва употребляла до 55-60% ввозившегося в Россию чая), значительная часть оптовой торговли была сосредоточена именно там. И заправляло ею легендарное московское купечество. Однако до 1862 года, когда был разрешен ввоз кантонского чая из Европы и поставки чая из Китая стали утрачивать свое значение, центром русской чайной торговли была Нижегородская ярмарка. Некоторое время с ней соперничала Ирбитская ярмарка (в Ирбите, Пермской губернии, сейчас этот город находится в Свердловской области), но Нижегородская все-таки более интересна. Остановимся на ней чуть подробнее.
До 1817 года ярмарка эта обиталась километрах в 90 от Нижнего, близ Макарьевского монастыря. И называлась, соответственно, Макарьевской. Однако погорела и была перенесена в сам город (хотя достаточно долгое время продолжала называться Макарьевской).
«Автором проекта ярмарки стал нижегородский архитектор И.И.Межецкий. Ярмарка имела значительные размеры и была разделена на две части узкой протокой. Первая часть располагалась на песках. Она состояла из корпусов, образовавших прямоугольную сеть улиц с тремя квадратными площадями, на центральную из которых вел деревянный мост, соединявший ярмарку с городом. Выше по Оке стояли еще три огромных (длиной 200 м) корпуса для сибирских железных товаров. Вторую часть составляли торговые ряды, полосой протянувшиеся на 2 км от берега Волги до Кунавинской слободы».
На ярмарке были Китайские ряды, состоящие из четырех корпусов. На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров. «Чайники» — торговцы чаем — появились на ярмарке практически сразу после ее «переселения» в Нижний Новгород и процветали на ней около сорока лет. Так вот, торговля чаем велась, в том числе, и в упомянутых Китайских рядах, которые Монферран (ведущий архитектор ярмарки) спроектировал в духе китайской архитектуры.
На Нижегородской ярмарке Кяхтинские купцы закупали и заказывали мануфактурные товары и пушнину, фабриканты и торговцы мануфактурных товаров расплачивались со своими кредиторами, покупали и заказывали нужное им сырье.Чай являлся своеобразным «рычагом, дававшим движение торговле». Среди покупателей Нижегородской ярмарки складывается мнение, что «чай на все цену ставит». Для обмена с китайцами на ярмарке закупалось одной только белки до 1 млн. шкурок, мерлушки — до 100 тыс., кочки — до 500 тыс. штук, плиса — около 4 млн. аршин, сукна — до 40 тысяч кусков, нанки — 540 тыс. кусков. Большим спросом у китайцев пользовались российские хлопчатобумажные ткани (нанка, плис, миткаль) и дешевые грубошерстные сукна».
«Стоимость чая была высокой и для простого народа малодоступной. Ящик (цибик), содержащий в себе 50-55 фунтов чая, стоил к середине XIX в. в среднем 142 руб. 50 коп., а (фунт чая — 2 руб. 50 коп. (впереводе на 100 гр. — 60 коп), в то же время как 1 пуд ржаной муки в центрально-нечерноземной полосе России стоил в среднем 35 коп».
Однако к середине XIX века чай в качестве системообразующего товара стал уступать свои продукции текстилю. А после упомянутого уже разрешения на ввоз Кантонского чая (1862 год) чайная торговля на Нижегородской ярмарке и вовсе стала сходить на нет. Символом полного упадка чайной торговли на ярмарке стало разрушение в конце XIX века Китайских рядов.
Чайные короба
К концу XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить спрос и нужды Российского общества, поэтому началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Завершение строительства магистрали прозвучало «похоронным гимном» для красочных Российских караванов и великого чайного пути вместе с торговой заставой Кяхтой. Расходы и стоимость транспортировки резко снизились, из-за чего чай подешевел и стал доступен каждому.
15 декабря отмечается Междунородный день чая.
Несмотря на то, что праздник чая считается международным, празднуют его в основном только в странах, являющихся мировыми производителями этого продукта. Это такой “личный” праздник лидеров этого производства – Шри-Ланки, Индии и Китая, а также Малайзии, Уганды, Бангладеша, Непала, Кении, Вьетнама, Танзании и Индонезии. Однако чай употребляет большинство жителей планеты, поэтому причастны к этому празднику, на самом деле, почти все мировые державы.
Меж тем чай остается самым популярным тонизирующим напитком на планете, поэтому все мы тоже имеем отношение к празднику 15 декабря. В этот день можно устроить чаепитие и поздравить знакомых с необычным праздником.
Маношкина Галина Ивановна, член Союза краеведов России
Материал собирался в доступных сетях интернета, а также: И.А.Соколов — Чаеторговцы российской империи: биографическая энциклопедия. М. 2011 г