Подлипки. Краткая историческая справка
Приближается дата, которую мы начали отмечать уже давно — почти полгода тому назад. 26 декабря 1938 года рабочий посёлок Калининский получил статус города и назван в честь Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина Калининградом. В 1996 г. переименован в г. Королев.
XVI–XVII века. Местность, на которой вырос г. Калининград-Королев, носила название пустоши «Вилы» и «Подлипки». Известно, что в исторических документах, относящихся к XVI–XVII векам, эти земли относились к Бохову стану. О происхождении названия местности можно только предполагать. У села Мытищи как вилы расходились несколько больших дорог: на Сергиев Посад, в Болшево через Костино и в Пирогово через дер. Шерапову.
1766 год. По данным Генерального межевания в 1766 году Вилы и Подлипки, пустоши Московского уезда, Бохова стана, принадлежали полотняной фабрики содержателю Прокофию Дмитриевичу Пастухову. Лес 168 десятин 1496 сажен, сенной покос 11 десятин 460 сажен, дороги 1 д. 940 с., всего 181 д. 496 с.[1]
1803г. Пустоши Вилы и Подлипки принадлежат семье Пантелеевых [2].
1864г.лето Пантелеев Сергей Федорович, сын Пантелеева Федора Федоровича, продает пустоши Вилы и Подлипки Потомственному Почетному Гражданину Василию Семеновичу Перлову «землю, состоящую в Московской Губернии и Уезде в пустошах, называемых Вилы и Подлипки, находящеюся между землями села Болшево, села Большие Мытищи, и деревни Куракиной»[3].
1866 г.,1867 г. Василий Семенович Перлов просит дозволения иметь на собственной земле гончарно-кирпичный завод[4].
Начало 20 века. С 1901 года, когда имением владели Николай Семенович с сыновьями, завели частный конный завод, где разводили орловскую рысистую и першеронскую породу лошадей[5].
К 1906 г. Строительство усадьбы. Помимо деревянного 2-х этажного дома, каменной конюшни и манежа, были ещё каменный коровник и деревянные постройки: каретный сарай, птичник, два собачника, курятник, фазанник и баня[6].
1912 г. Смерть Николая Семеновича (1911 г.), главы семейства, затруднительное материальное положение Перловых (признаны несостоятельными в 1906 г.) заставили наследников продать вновь создаваемый дачный поселок « Ново-Перловка» в пустошах Вилы и Подлипки кандидату права, российскому подданному Александру Яковлевичу Вейнраубу. 12 ноября 1912 г. Вейнрауб покупает по закладной у Николая и Александра Николаевичей Перловых — 5/7 части, Марии Николаевны фон Сиверс (урожденной Перловой) — 1/28 часть, Марии Николаевны Ященко — 1/4 части. Всего продали Вейнраубу в 1912 г. 180 дес. 570 кв. саж.[7]
Дачный поселок
К тому времени широко были распространены рекламные буклеты, предлагавшие покупать землю под дачи, с предоставлением значительных скидок при покупке участка. Эти буклеты были снабжены фотографиями просек, полустанка «Подлипки», двух павильонов, где в одном можно проводить спортивные мероприятия, а в другом расположить правление Общества Благоустройства поселков.
Через землю сельца Куракино, которая принадлежала владельцу шелкоткацкой фабрики Сапожникову и граничила с юга с пустошами Вилы и Подлипки, прошла Щелковская ветка Московско –Ярославской ж.д. Отрезанная железной дорогой от сельца Куракино земля стала продаваться под дачи, и названа дачным поселком «Сапожниково». Платформа Подлипки появилась в начале 20 века благодаря дачным поселкам «Сапожниково» и «Ново-Перловка».
1912 г. Освящение вокзала состоялось 9 декабря 1912 года [8].
В рекламном проспекте (см. выше) сообщалось, что в самом недалёком будущем из посёлка можно будет попасть в Москву на трамвае, который пройдет по кромке Ярославского шоссе до Сергиева Посада; все проспекты будут заасфальтированы; на каждый участок будет проведён водопровод; по двум центральным проспектам — Мариинскому и Перловскому —пройдёт конка, в летнее время её маршрут протянется до Клязьмы, где будут благоустроенные общественные купальни.
Устроители посёлка обещали, что это будут лучшие по благоустройству дачи — с телефоном, электрическим освещением улиц и домов, скверами и парками, бассейном с проточной водой.
Многие современные улицы города проходят по тем самым проспектам, например:
улица Гагарина — Яковлевский проспект,
улица Октябрьская — Перловский,
улица Циолковского — Александровский,
улица Ленина — Семёновский,
улица Калинина — Мариинский,
улица Карла Маркса — Лермонтовский.
1916 г. Кандидат права Вейнрауб А.Я., владелец поселка, купивший эту землю у Перловых в 1912 году, ещё не успев рассчитаться с банком (земля была заложена в Русско-Азиатском банке), терпел убытки. Продажа участков замерла из-за Первой мировой. А банк требовал возврата денег, хотя делал отсрочки и скидки. Именно военное время позволило Вейнраубу продать землю 1 августа 1916 году английскому акционерному обществу БЕКОС под строительство Казенного завода военных самоходов (КЗВС) [11], что категорически запрещалось Уставом любого дачного поселка – никаких заводов!
В Подлипках должен был начаться выпуск самоходов по лицензии с фирмой Кросслей. Но с фронта стали поступать для ремонта самоходки фирмы УАЙТ, закупленные в большом количестве царским правительством.
Казенный заводвоенный самоходов (КЗВС) просуществовал недолго — с июня 1916 г. по декабрь1918 г. Революция 1917 года и дальнейшие события не позволили Подлипкам стать одним из центров по производству автомобилей. Но именно на его промышленной площадке разместился Орудийный завод, эвакуированный из Петрограда, переименованный в завод № 8, затем № 88, НИИ-88, ОКБ-1 Королева и РКК«Энергия». Корпуса КЗВС сохранились и служат космической отрасли. На территории Подлипок ещё можно увидеть одну из деревянных дач, но искаженную пристройками. Расположена она рядом с кварталом на Фрунзе по ул. Карла Маркса дом 10 а.
Орудийный завод вырос в крупное предприятие, вокруг которого формировался рабочий поселок. Он получил имя Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина, в 1938 году став уже городом Калининград. Люди жили в бараках, теснились на дачах. Управление заводом стремилось создать условия для более комфортной жизни работников. Так в 1922 году появились первые рубленые дома на улице Ленина, куда переехали лучшие специалисты завода.
Улица Ленина шла через весь город с юга на север — от Костинской дороги до железнодорожной ветки на Щелково. В конкурсе 1923 года на первый проект рабочего поселка ЗИК приняли участие архитекторы братья Веснины и Бархин. Преимущество получил проект Леонида Веснина.
Но именно в это время возникла угроза остановки строительства завода и рабочего поселка. Московским коммунальным хозяйством «внесен вПрезидиум Моссовета доклад о безусловной опасности в санитарном отношении постройки в пределах бассейна питающего Мытищинский водопровод, как крупногорабочего поселка, так и самого орудийного завода»[12].
Был разработан проект поселковой канализации и водопровода с биологической очисткой сточных воды отводом их в р. Клязьму.
Орудийный завод
10 июля 1866 года Санкт-Петербургская орудийная мастерская передала Российской армии первые нарезные орудия и клиновые затворы. Этот день считается днем основания завода. 3 июня 1882 года Санкт-Петербургскую орудийную мастерскую по своему производственному и экономическому потенциалу переименовали в Санкт-Петербургский орудийный завод (СПОЗ).
Наступление германских войск на Северо-Восточном фронте в 1918 г., оккупация Риги создали в Петрограде продовольственные и транспортные затруднения. Да и сама северная столица оказалась под угрозой германского вторжения. Уже не об окраине города шла теперь речь, а о передислокации военного завода вглубь страны.
Так в биографии Орудийного завода впервые появилось подмосковное местечко “Подлипки”. Передислокация завода продолжалась до октября. В Подлипки прибыли 795 вагонов и груз с 54 барж, доставленный водным путем до Коломны и перегруженный затем в железнодорожные вагоны.
24 июня 1919 года Петроградский орудийный завод был переименован в Московский орудийный.
Заводу предстояло наладить выпуск противотанковых, танковых и зенитных пушек нового поколения для перевооружения рабоче-крестьянской Красной Армии.
9 ноября 1922 года заводу было присвоено имя М. И. Калинина, который с 1911 по 1913 год работал на заводе в инструментальном цехе шлифовщиком, а 17 февраля 1928 года «Заводу им. М. И.Калинина» присваивается номерной знак. Официально он стал называться «Государственный завод № 8 им. М. И. Калинина»[13].
- 1920 — 1929 год — серийный выпуск артиллерийской продукции, разработанной до 1917 года.
- 1930 — 1941 год — разработка и серийный выпуск новых видов артиллерийских систем (более 56 000 орудий и установок).
- 1942 — 1945 год — ремонт поступающего с фронта оружия, серийный выпуск 25-мм автоматической зенитной пушки (свыше 5 400 орудий).
Директора завода:
- 1918 — 1919 год — Нарушевич С. Я.
- 1919 — 1920 год — Вардроппер И. В.
- 1921 — 1927 год — Зотов Г. Т.
- 1927 — 1928 год — Григорьев Н. С.
- 1928 — 1931 год — Гузаков П. В.
- 1931 — 1938 год — Мирзаханов И. А.
- 1938 — 1940 год — Носовский Н. З.
- 1940 — 1942 год — Фраткин Б. А.
- 1942 — 1946 год — Каллистратов А. Д.
Главные конструкторы:
- 1928—1933 — Беринг В. М.
- 1940—1942 год — Локтев Л. А.[14]
1942. Завод эвакуирован на Урал.
1942. С подачи Д. Ф. Устинова на часть площадей бывшего Завода 8 эвакуирован ленинградский завод Арсенал и был создан Завод № 88, производящий артиллерийские системы. Возглавил завод Каллистратов А. Д. Часть металлорежущих станков была получена из США по ленд-лизу. Нехватка рабочих рук пополнялась за счёт 12-13-летних учеников Мытищинского ремесленного училища.
1942-1945. Ремонт поступающего с фронта оружия, серийный выпуск 25-мм автоматической зенитной пушки (более 5400 орудий).
1944. Завод 88 заработал на полную мощность.
1946. При Заводе 88 создается Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМАШ) НИИ-88, создание баллистических ракет дальнего действия — изделие № 1.
1946-1966. Главный конструктор — Королёв С. П.
1946-1972. 1-е отечественные баллистические ракеты различных типов (от мобильных сухопутных комплексов тактического назначения до баллистических ракет подводных лодок и стратегических межконтинентальных носителей термоядерного оружия).
1966. Завод № 88 (Завод Экспериментального Машиностроения — ЗЭМ), филиал в Куйбышеве (Главный конструктор Козлов Д.И.) и ОКБ-1 преобразовываются в Центральное Конструкторское Бюро Экспериментального Машиностроения (ЦКБЭМ).
1974. Преобразование Центрального Конструкторского Бюро Экспериментального Машиностроения (ЦКБЭМ) в НПО «Энергия».
В 1992 г. из состава города вышел город Юбилейный — военный городок с населением в 26 250 человек, расположенный в средней части территории, занимаемой Калининградом.
1994. Преобразование НПО «Энергия» в ОАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева»[15].
1996. Переименование г. Калининград в Королёв.
В 2001 году Указом Президента РФ городу Королёву присвоено звание «Наукоград РФ». Утверждена Программа развития города Королёва как наукограда Российской Федерации.
В 2014 году город Юбилейный вновь включён в состав города Королёв.
Материал подготовлен Маношкиной Г.И.
Источники:
[1] РГАДА. Фонд 1354. Опись 246. Часть 1. В-22. № 465 по Ген. Плану.
[2] ЦИАМ. Фонд 16. Опись 1. Дело 35. Лист 56
[3] ЦИАМ Фонд 16. Опись 25. Дело 37. Лист 84, 84 об.; Дело 857. Лист 9, 9об.
[4] ЦИАМ Фонд 16. Опись 25. Дело 37. Лист 83; Дело 857. Лист 27, 27об.
[5] Список частыхконных заводов. С-Пб. 1904г. стр. 380.
[6] ЦИАМ. Фонд 262. Опись 46. Дело 174. Лист 188 – 189.
[7] ЦИАМ. Фонд 1077. Опись 1. Дело 250. Лист 2-4.
[8] газета «Московские ведомости» № 288, с.3 от 13 (26) декабря 1912 г.
[9] из брошюры «Новые дач. поселки «Сапожниково» и «Ново — Перловка». 1912 г.
[10] из брошюры «Новые дач. поселки «Сапожниково» и «Ново — Перловка». 1912 г.
[11] ЦИАМ Фонд 1077. Опись 1. Дело 250. Лист 2-4
[14] Википедия Завод № 8
[15] Википедия – Завод № 88.
Королев и после него Мишин были Главными конструкторами. Первым Генеральным стал Глушко.
Спасибо за замечание. Информацию брала из Википедии о предприятии. Уточнила в биографии — главный.