Славянские древности БОЛШЕВА: история исследований

Василий  Коршун

Вот уже почти сто с четвертью лет Болшево привлекает внимание исследователей древнерусской археологии. Целью настоящей публикации является ознакомление читателей с историей изучения археологических объектов Болшева (рис. 1), относящихся ко времени расселения славян в этом регионе, а также с найденными на них памятниками материальной культуры. В свое время этой теме уже посвящали свои работы Т.В. Равдина и С.З. Чернов [1], но изображения находок в них отсутствуют. В связи с этим, базируясь на материале вышеуказанных авторов, ниже будет представлен обзор болшевских археологических исследований, в котором для визуализации древнерусских изделий ювелирного искусства будут представлены аналогии некоторых находок, взятые из сети Интернет, а также единичные изображения по известным изданиям.

Первое упоминание об археологическом объекте в исследуемом регионе относится к 1893 г., когда были опубликованы наблюдения Н.О Криштафовича, сделанные им во время проведения подробной геологической съемки Московского уезда. «Из других городищ, открытых мною в Московском уезде, упомяну еще о находящемся на правом высоком берегу р. Клязьмы близ с. Болшево; теперь это городище поросло лесом и застроено дачею <…>», – писал исследователь [2]. Обследовавшая этот объект в 1901 г. Ю.Г Гендуне писала: «К сожалению, городище вполне пропало для исследования, так как оно частью сползло в реку, благодаря своему рыхлому песчаному грунту, а частью разрушено постройками дач и разбивками садов. Таким образом, здесь все уничтожено, что могло бы дать ответ на вопросы о народности и времени существования его жителей». Дальнейшие археологические работы на городище производились лишь на уровне разведок, в результате которых были выявлены фрагменты лепной керамики дьяковской культуры и древнерусской гончарной керамики, оценена мощность культурного слояна уровне полуметра и составлен план археологического памятника [3]. Характерное для дьяковской культуры городище представляло собой подтреугольную в плане площадку 60×60 м, защищенную с южной стороны валом. В древнерусский период на этом месте возникло поселение, некрополь которого был выявлен в 1901 г. Ю.Г. Гендуне примерно в ста метрах южнее городища. Могильник, известный в современной археологической литературе как Болшево-1, представлял собой две группы курганов общей численностью 28 насыпей. В 1901–1902 гг. Ю.Г. Гендуне были раскопаны 15 курганов, а еще пять курганов исследовались в 1921 г. В.А. Городцовым. В ходе раскопок было зафиксировано 21 погребение, из которых 14 было на горизонте и 7 – в ямах. Девять погребений оказались безинвентарными, в двух находились только горшки и десять содержали женские украшения [4].

Височные кольца. Трехбусинные в количестве десяти штук разных диаметров найдены в четырех погребениях, причем у пяти колец бусины гладкие (рис. 2, 6), у одного – зерненные (рис. 2, 1), а у четырех колец они сохранились лишь в обломках, не подлежащих атрибуции. Браслетообразные загнутоконечные (рис. 2, 3) и с завязанными концами в количестве четырех штук найдены в трех погребениях. Ромбощитковые с завязанными концами в количестве семи штук найдены в одном погребении (рис. 2, 5).

Гривны. Дротовая, витая и неопределенная, так как сохранилась лишь в фрагментах (как выглядят гривны можно представить по браслетам тех же типов).

Бусы стеклянные. Боченковидной формы: золоченые встречены в трех погребениях (рис. 3, 1); фиолетовые– в одном; непрозрачные «расписные» – в одном. Крупные боченковидные с муфтами у отверстий из прозрачного стекла с черными зигзагами по тулову (рис. 3, 2) – в одном погребении. Крупные шарообразной формы: черная (рис. 3, 3) и голубая – в одном погребении; бесцветные – двух погребениях.

Рис. 3

Бусы каменные. Сердоликовые бипирамидальные (рис. 3, 4) и хрустальные шарообразные(рис. 3, 5) – в одном ожерелье. Сердоликовые без хрустальных – в трех погребениях.

Бусы металлические. Биллоновые бипирамидальные (рис. 3, 6), полусферические (рис. 3, 7) и пронизки-пружинки (рис. 3, 8) – в трех погребениях.

Бубенчики. Грушевидные крестопрорезные (рис. 3, 9) – найдено четыре штуки в двух погребениях. Шаровидные со щелевидной прорезью (рис. 3, 18) – шесть штук в одном погребении.

Привеска круглая прорезная. Более точная атрибуция невозможна из-за отсутствия изображения. Найдена в составе ожерелья из 23-х крупных стеклянных бусин.

Перстни. Найдено 27 в восьми погребениях: рубчатые (рис. 3, 10)– десять; ложновитые (рис. 3, 11)– три; дротовые – два; решетчатый (рис. 3, 20) – один; кованые – четыре; витые (рис. 3, 12) – два; пластинчатые(рис. 3, 22) – четыре; толстопластинчатый с рельефным сечением – один.

Застежка звездчатая восьмилучевая (рис. 3, 21).

Браслеты. Найдено семь в шести погребениях: дротовые разомкнутый (рис. 4, 1) и сплошной; плетеный трехгранный без дрота; проволочный с раскованными концами (рис. 4, 4); витые тройные 2 (рис. 4, 3); пластинчатый тупоконечный с орнаментом «волчий зуб» (рис. 4, 5).

Рис.4 Браслеты

В одном из курганов сохранились шерстяная тесьма и ткань коричневого цвета с шелковой вышивкой. Из памятников гончарного ремесла, происходящих из могильника, только один был опубликован Т.В. Равдиной. Горшок оранжевого цвета с ровными параллельными линиями орнамента происходил из женского погребения, содержавшего также трехбусенные и ромбощитковые височные кольца с завязанными концами [5].

Т.В. Равдина датировала могильник началом – серединой XII в., но, судя по преобладанию погребений на горизонте и ряду изделий XI в.(грушевидные крестопрорезные бубенчики, гривна и височные кольца с завязанными концами и т.д.), поселение, к которому принадлежал курганный могильник Болшево-1, возникло не позже начала XII в., а, возможно, и во второй половине XI в. В 2000 г. С.З. Черновым была предпринята попытка определения территории примыкающего к могильнику ранне средневекового селища, но удалось лишь выявить фрагменты керамики, датируемее не ранее XIV в. По распространению культурного слоя были очерчены приблизительные границы археологического памятника, получившего название селище Болшево-1 [6].

В1898 г. в журнале «Вестник археологии и истории» вышла статья А.А. Спицына, в которой в частности сообщалось: «В 1896 г. при устройстве шоссе близ с. Большева Московского уезда, у р. Клязьмы, рабочими были обнаружены человеческие костяки, при которых оказались различныя медные украшения. <…>Судя по количеству вещей, рабочими было тронуто до 20 или более погребений. Вещи были заботливо собраны г-жей Ю.Г. Гендуне». Далее приводилась подробная опись найденных Ю.Г. Гендуне древностей, которые А.А. Спицын датировал XIII–XIV вв. [7].

Браслеты. Витые остроконечный тройной (рис. 4, 2), четверной (рис. 4, 3) и два со вставками из темно-зеленого стекла. Четыре пластинчатых загнутоконечных (рис. 4, 5), с геометрическим орнаментом в виде ромбов (на двух – гравировка, на двух –чеканка), покрытых бурой эмалью.

Перстни. Витой тройной остроконечный (рис. 3, 12). Семь тонкопластинчатых широкосерединных с гравированным геометрическим орнаментом (рис. 3, 22). Четыре решетчатых (рис. 3, 20). Два перстня редкой формы: с ромбическим щитком и прорезным геометрическим орнаментом (рис. 3, 17) и многовосьмёрочный(рис. 3, 16) [5].

В период 1904–1926 гг. к коллекции собранных в 1896 г. предметов были по недоразумению присоединены еще двадцать вещей из археологического памятника XI в., включая византийскую монету 945–959 гг. В результате этой оплошности Болшево долгое время считалось местом находки монеты X в. Расследованию причин возникновения этой досадной ошибки посвящена работа Т.В. Равдиной, опубликованная в 1975 г.[9].

В 1901 г.Ю.Г. Гендуне продолжила сбор вещей, выявленных при проведении земляных работ у Преображенской церкви [10]:

Височные кольца. Два серебряных филигранно-зерненых трехбусенных диаметром 4 см (рис. 2, 4).

Рис. 2

Браслеты. Дротовый остроконечный (рис. 4, 1). Витые петлеконечныетройной и четверной. Плетеный на дроте с расклепанными концами (рис. 4, 4).

Перстни. Четыре пластинчатых широкосрединных с гравированным орнаментом, один из которых украшен эмалью. Четыре решетчатых (рис. 3, 20). Серебряный со щитком квадрифолийной формы. Щиток покрыт гравированным растительным орнаментом, заполненным чернью (рис. 3, 14; [11]).

По современным данным, весь комплекс находок датируется второй половиной XII –первой половиной XIII в. [12].

В том же 1901 г. Ю.Г. Гендуне выявила и нанесла на план местности сохранившиеся от могильника четырнадцать курганов, но провести их изучение не было возможности из-за того, что они находились на «казенной земле» «Императорскаго человеколюбиваго общества». Кроме того, на западном берегу оврага исследовательнице удалось обнаружить и раскопать еще четыре кургана, но они оказались безинвентарными. Этот археологический объект в настоящее время носит название курганный могильник Болшево-3. При проведении раскопок могильника были сделаны три случайные находки: обломок ножа, клад, состоящий из одиннадцати медных монет времен чеканки от Петра I до Екатерины II и фрагмент кремниевого наконечника стрелы, отнесенного Ю.Г. Гендуне к эпохе неолита [13].

В 1980-х гг. в музее кафедры археологии Исторического факультета МГУ Т.В. Равдиной было выявлено собрание предметов с паспортом «Болшево 26 июля 1913 г.». После изучения коллекции исследовательница предположила, что это может быть материал из четырнадцати обнаруженных Ю.Г. Гендуне курганов могильника Болшево-2, неизвестно когда и кем раскопанных [14]. Согласно ее описанию, в составе коллекции находились: семилопастные височные кольца позднего типа (рис. 2, 2), витой браслет (рис. 2, 2), бусы сердоликовые бипирамидальные (рис. 3, 4) и хрустальные шарообразные (рис. 3, 5), круглая бляшка, орнаментированная пятилепестковой розеткой, и криноконечная крестовидная привеска (рис. 3, 19). Весь комплекс Т.В. Равдина предположительно датировала первой половиной XIII в.

В 2000 г. в непосредственной близости от курганного могильника Болшево-2 С.З. Черновым было обнаружено селище, получившее такое же номенклатурное название. По найденным фрагментам керамики оно было датировано XV–XVII вв. и идентифицировалось с ранним этапом существования села Болшева [15].

В том же году северо-восточнее селища Болшево-2 было выявлено еще одно раннесредневековое поселение, названное селище Болшево-3. При непосредственном участии С.З. Чернова и И.В. Волкова в течение несколько лет на нем продолжались археологические раскопки, которые принесли интересные результаты, опубликованные в ряде работ участников исследований [16]. Из комплекса находокна селище можно выделить следующие древности [17].

Изделия из стали:

Наконечники стрел. Один – бронебойный (рис. 5, 4), второй – шиловидный (рис. 5, 5), а тип третьего наконечника невозможно определить из-за утрат (рис. 5, 3).

Рис.5

Ножи. Один – славянского типа(рис. 5, 13), второй –финно-угорского типа (рис. 5, 14) и три фрагмента.

Рис. 5

Калачевидное кресало с язычком на нижней части (рис. 5, 11).

Рис. 5

Крылатый псалий с полукруглым стержнем (рис. 5, 6).

Иглы, шило.

Шлак металлургического производства, свидетельствующий о наличии производства железных криц из болотной руды.

Изделия из цветных металлов:

Перстни. Ложновитой биллоновый (рис. 5, 1) и широкосерединный решетчатый.

Фрагмент пластинчатого браслета(рис. 5, 2).

Нательный крест «киевского типа» с выемчатой желтой эмалью и утраченной верхней лопастью (рис. 5, 8).

Бубенчики. Фрагмент грушевидного крестопрорезного и шаровидный со щелевидной прорезью.

Ременная накладка (рис. 5, 10).

Изделия из неметаллов:

Битрапецевидная бусина из синего стекла.

Пряслица. Два глиняных с утратами и три целых, изготовленных из овручского розового шифера (рис. 5, 912).

Рис. 5

Оселки.

Кроме того были найдены четыре каменные пластины эпохи раннего неолита. В этом контексте резонно вспомнить фрагмент кремниевого наконечника стрелы, найденного Ю.Г. Гендуне при раскопках могильника Болшево-3.

Но самыми информативными были найденные в раскопах фрагменты гончарного производства, принадлежавшие, как выяснилось, разным временам и народам. Наиболее ранние из них относятся к фатьяновской культуре; имеются и образцы керамики дьяковской культуры. Несмотря на отсутствие следов поселений ранних эпох, перечисленные памятники древности свидетельствуют о посещении людьми территории селища задолго до поселения здесь славян.

Любопытна и керамика XI в. Фрагменты лепных горшков с лощением и саблевидным венчиком исследователи идентифицируют как мерянские. С этим согласуется находка ножа, тип которого является классическим для финно-угорского кузнечного дела [18]. Славянская лепная керамика и ранние образцы керамики, сделанной на гончарном круге, находят параллели с керамической традицией, существовавшей в смоленско-новгородском пограничье. На основании этого, С.З. Чернов предполагает, что славянское заселение Болшева-3 происходило выходцами из тех мест, которые некоторое время сохраняли имевшиеся навыки изготовления посуды. Здесь резонно вспомнить о находках в курганном могильнике Болшево-1 кривических браслетообразных височных колец и ромбощитковых височных колец славян новгородских, которые косвенно подтверждают эту гипотезу. Следует отметить также наличие у указанных височных колец завязанных концов, что в большинстве случаев является индикатором XI в.

Комплексный анализ находок показал, что древнерусское поселение на месте селища Болшево-3 возникло не позднее второй четверти XI в., а в конце XI – первой половине XII в. выполняло военно-торговые функции. Таким образом, на сегодняшний день оно является самым ранним на северо-востоке Подмосковья. Кроме того, в отличие от бассейна р. Москвы, входившего в зону развития роменской культуры, на Болшево-3 отмечается совсем иная этнокультурная ситуация, делающая археологический памятник уникальным.

Василий Коршун

Примечания

1. Чернов С.З. Археологические памятники Болшева на Клязьме и Яузский волок // Культура средневековой Москвы. Исторические ландшафты. Т. 1. М., 2004.С. 229–271. Равдина Т.В. Описание Болшевских курганных могильников. Там же. С. 271–277.

2. Обозрение раскопок, находок, приобретений древностей музеями и разные известия // Археологические известия и заметки – Под ред. А.В. Орешникова. Т. I. М., 1893. С. 421.

3. Археологическая карта России: Московская область. Часть 1. М., 1994. С. 207.Рис. 86.

4. Равдина Т.В. Описание Болшевских… С. 276.

5. Равдина Т.В.Керамика из датированных погребений в курганах Подмосковья // Московская керамика: новые данные по хронологии. М., 1991. С. 11. Табл. 11, 6.

6. Чернов С.З. Указанное сочинение. С. 234–236.

7. А.Спицын. Находки 1896 г. близ с. Болшева Московского уезда / Вестник археологии и истории. Вып. X.СПб., 1898. С. 116, 117; Равдина Т.В. Болшевские находки и одна коллекционная ошибка // КСИА. Вып. 144. М., 1975. С. 54–55.

8. АрциховскийА.В. Курганы вятичей. М., 1930. С. 76; Равдина Т.В. Болшевские находки… Рис. 1.

9. Равдина Т.В. Болшевские находки… С. 54–59.

10. Чернов С.З. Указанное сочинение. С. 237.

11. Макарова Т.А. Черневое дело Древней Руси. М., 1986. С. 40, 132. Рис. 15, 95.

12. Равдина Т.В. Описание Болшевских… С. 273.

13. Чернов С.З. Указанное сочинение. С. 250.

14. Равдина Т.В. Описание Болшевских… С. 273.

15. Чернов С.З.Указанное сочинение. С. 245–249; Чернов С.З. Раскопки в Мытищах, Королёве и Звенигороде Московской области // Археологические открытия2001 года. М., 2002. С. 234.

16. Чернов С.З., Волков. И.В. Раскопки селища Болшево-3 в г. Королёв: усадьба XI в.–первой половины XII в. на верхней Клязьме // Археологические открытия 2007года. М., 2010. С. 224–225; Чернов С.З., Волков И.В. Болшево-3 –древнерусское поселение XIвека на верхней Клязьме // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара.Вып. 5. М. 2009. С. 112–136; Чернов С.З., Волков И.В.Болшево-3 и особенности древнерусской колонизации севера Московского края в XI в.// Великий Новгород и Средневековая Русь. К 80-летию акад. В.Л. Янина. М.,2009. С. 538–564; Чернов С.З., Волков И.В. Постройка первой половины XII века селища Болшево-3 на верхней Клязьме (яма 31) //Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 6. М., 2010. С. 139–163; Чернов С.З. Болшево-3 на верхней Клязьме: северная усадьба и ее этнокультурные особенности (по данным раскопок 2012 года) // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Вып. 14. М., 2018. С. 64–104.

17. Изображения находок даны по Чернов С.З., Волков И.В. Болшево-3 – древнерусское поселение XI века на верхней Клязьме // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Вып. 5. М. 2009. Рис. 6 А, 48,49; 6 Б, 2730; 7, 26, 33,34, 37, 40, 41, 43;8, 45.

18. Леонтьев А.Е. Классификация ножей Сарского городища // СА. М., 1976. № 2. С. 34. Рис. 1, 3. Леонтьев А.Е.,  Розанова Л.С. Ростовские ножи X–XIII вв. Технология производства и типологический анализ // Русь в IX–XIV вв. Взаимодействие Севера и Юга. М., 2005. С. 159.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий