Загадки одной иллюстрации
Леонид Горовой
Как-то председатель Королёвского краеведческого общества имени Б.Я. Ежова Марина Зайцева во время нашего общения завела разговор об иллюстрации, опубликованной в книге Р.Д. Позамантир, Л.К. Бондаренко «Калининград-Королёв. К космическим высотам – из глубины веков» (М., 1998) на стр. 85 с подписью «Дом В.Д. Поленова в Болшеве. Из фондов музея В.Д. Поленова». Марину Владимировну интересовало, что она собой представляет – репродукцию с картины или фотографию? По чёрно-белому изображению в книге трудно понять…
Эта иллюстрация подвигла меня на исследовательскую работу. Коль скоро в книге указано, что изображение «Из фондов музея В.Д. Поленова», я рассудил, что, скорее всего, воспроизводится репродукция с картины. А кто её автор? Ответ на этот вопрос я решил получить в самом музее В.Д. Поленова или, как его официально именуют, – в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Дмитриевича Поленова. Заместитель директора по научной работе Елена Каштанова ответила: «Во-первых, подпись под изображением некорректная. У Поленовых в Болшеве дома никогда не было. И в фондах нашего музея такого изображения нет». Вот так.
Конечно, это не дом В.Д. Поленова в Болшеве, а дом, который он с семьей в течение трёх летних сезонов снимал в Жуковке. На воспроизведённом в книге изображении, особенно в верхней правой его части, нельзя не рассмотреть то ли антенны, то ли опоры для электрических проводов. Этих атрибутов в бытность В.Д. Поленова не было.
«Откуда авторы книги черпали свою информацию, сказать не могу, — продолжала Елена Евгеньевна. — Я в 1998 году уже работала в музее и запроса на такую информацию не помню. Возможно, но только возможно, обращались к Ф.Д. Поленову (директору музея в то время. – Л.Г.) или к Н.Н. Грамолиной, его жене, но такой фотографии (с антеннами) (курсив мой. – Л.Г.) я не помню. В любом случае, иллюстрация (в книге. – Л.Г.) более позднего времени».
Как же это изображение (фотография или всё же репродукция) оказалось, если верить подписи под ним, в фондах музея В.Д. Поленова и почему его нет в них сейчас? Ответить на эти вопросы, казалось, невозможно.
Но когда я заглянул во второе, дополненное издание книги Р.Д. Позамантир, Л.К. Бондаренко «Калининград-Королев. К космическим высотам – из глубины веков» (М., 2003), то под той же самой иллюстрацией прочитал… другую подпись: «Дом, в котором жил В.Д. Поленов в Болшеве. Не сохранился. Из фондов ИКМ». Т.е. из фондов историко-краеведческого музея, а вовсе не из фондов музея В.Д. Поленова!
Как говорится, «а ларчик просто открывался»: в первом издании была допущена банальная ошибка, которая была исправлена во втором издании книги.
Обратимся теперь к книге Р. Позамантир, С. Мержанова, Л. Бондаренко, Ю. Сороколетова «Полвека, ставшие эпохой» (2005), где помещена репродукция с картины Георгия Зайцева «Дача В.Д. Поленова в Болшеве. Гости». Заметим, что она исторически не точна. Гости, судя по картине, приехали к Поленову на санях.
Но Поленов и его семья жили в Жуковке (Болшеве) в течение трёх летних сезонов, и на санях гости к ним не приезжали. Год написания картины не указан. Но с учетом того, что Георгий Леонтьевич после окончания художественного факультета Московского полиграфического института по направлению приехал работать в Болшево в 1962 году, а так называемая «дача В.Д. Поленова в Болшеве» сгорела десятью годами ранее, можно уверенно говорить, что художник писал её не с натуры, а по фотографии. Известно, что Георгий Зайцев делал несколько вариантов одной и той же работы и щедро дарил их библиотекам и музеям города. Не исключено, что чёрно-белая репродукция одной из них могла быть помещена в книгах 1998 и 2003 годов издания.
А не проще ли узнать историю иллюстрации у авторов книги? Заодно выяснить, что воспроизводится в двух ее изданиях – фотография или репродукция с картины? И как она там появилась? Не без опасения, что спустя много лет после выхода книг в свет попытка окажется бесперспективной, я адресовал эти вопросы Р.Д. Позамантир. И получил ответ по электронной почте.
«На фото (всё-таки фото! — Л.Г.) в книге, конечно, не дом Поленова, — писала Раиса Дмитриевна, — но болшевские старожилы называли его именно так. В 1990-х годах мы только поднимали на ноги наше краеведение и вполне могли ошибиться. Этот дом с мезонином помещика А.И. Жукова был куплен Сапожниковыми у его дочери в 1886 г., а в 1887 г. в нём на три лета поселился Поленов. Это тот самый «дом, где рождались шедевры», как я его назвала. В нём впоследствии размещалась Болшевская школа, её директором в какие-то годы был С.П. Чуйко. Школа сгорела, на её месте построили новую из кирпича. Фотографию старого дома (дачи, а потом школы) С.П. Чуйко передал Б.Я. Ежову, а Борис Яковлевич — мне для нашей книги». Кстати, в книге «Калининград-Королёв. К космическим высотам – из глубины веков» (М., 2003) на странице 219 опубликовано фото этого дома с двумя девочками на первом плане с подписью «Первые послевоенные годы. Болшевская школа. Из фондов ИКМ».
Почему под фотографией в первом издании книги в подписи значится «Из фондов музея В.Д. Поленова», вряд ли удастся достоверно установить. А вот уточнение в подписи к фото во втором издании — «Из фондов ИКМ» — вполне объяснимо: Б.Я. Ежов, предоставивший снимок для книги, работал в то время в историко-краеведческом музее, в фондах которого фотография, возможно, находится до сих пор. «Книга родилась не сразу, и не сразу мы могли сообразить, где есть что», — заключила ответ Раиса Дмитриевна Позамантир.
Итак, теперь мы знаем, как появился этот, выражаясь современным языком, фейк. К сожалению, сегодня в различных источниках встречается много неточностей и ошибок. Независимо от того, появляются они преднамеренно, осознанно или случайно, искоренять их очень сложно, если вообще возможно. Особенно огорчительно, когда ляпы встречаются в документальных, краеведческих работах. Будем надеяться, что данная публикация поможет исследователям в установлении истины.
Отметим тот факт, что в собрании Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова есть четыре работы с изображением Жуковки: три работы Н.В. Поленовой (1858-1931), жены художника, и одна работа М.В. Якунчиковой (1870-1902), сестры Н.В. Поленовой. Рисунки Н.В. Поленовой — из семейного альбома и атрибутированы старшей дочерью Поленовых — Екатериной Васильевной Сахаровой-Поленовой (1887-1980). На одном рисунке Натальи Васильевны, сделанном в Жуковке в 1887 году, ясно виден дом. Остальные три жуковские работы — пейзажного плана, дома на них нет.
Завершим статью отрывком из обстоятельного очерка «Три лета в Жуковке» писателя-краеведа Михаила Некрасова:
«Если бы любопытный читатель захотел побывать в тех местах, где Поленовы и их гости более века назад проводили летние месяцы на протяжении трёх лет, то он уже не увидел бы ни ycaдебных построек, ни парка. На этом месте стоят несколько современных зданий. Дом с мезонином и террасой, в котором жила семья художника В.Д. Поленова, после революции был национализирован и передан под школу. Улицу, идущую сюда из Болшева, назвали Школьной. По преданию, растущие вдоль неё берёзы посадила ещё Елизавета Васильевна Сапожникова. После войны на крутом берегу выросли четыре девятиэтажных дома, изменившие исторический пейзаж. В 1952 г. старое деревянное строение сгорело, а на его месте был возведён трёхэтажный школьный корпус. В 1977 г. ввели в строй ещё одно новое школьное здание. Старожилы ещё хранят в памяти это название – Жуковка».
Леонид Горовой
Вот так фейки и рождаются:
был куплен Сапожниковыми у его дочери в 1986 г., а в 1887 г. в нём
Спасибо, что заметили. Опечатки бывают.