Вокзальная площадь
В начале 20 века с открытием платформы Подлипки и здания вокзала был разбит сквер с клумбами в форме полукруга. Дачники пользовались магазином колониальных товаров М.К.Алпатова, который был на участке № 49. Здесь же в советское время проходили демонстрации. Формирование площади длилось несколько десятилетий. Современный вид она получила при архитекторе нашего города Л.П. Гулецкой. Как площадь создавалась, рассказывает нам Мария Миронова.
Комплексная застройка своим воплощением далеко не всегда в точности повторяет замысел архитектора. Отступления от проекта – довольно-таки рутинная вещь. И в то же время нечасто случается такое, что одни варианты проекта сменяются другими, при этом все из них разрабатывает один и тот же автор, и он же, в конечном счёте, успевает закончить работу строительством. Длится всё это примерно десятилетие. Подобным трудным объектом является Вокзальная площадь у железнодорожной станции Подлипки-Дачные. А архитектором, которому выпало её оформить, стала Любовь Петровна Гулецкая.
Первоначальный проект предполагал создание контура площади с помощью четырёхэтажных «сталинских» домов. Если бы он был реализован, то вся улица Калинина, конец улицы Коминтерна и непосредственно площадь выражали бы ту же праздничность, что и комплекс по проекту Гулецкой, построенный рядом с городским парком. «Мажорную» тональность архитектуре придавал бы декор: скульптура в венчании портиков и пилястры. На первых этажах двух домов, обращённых главными фасадами к станции, Гулецкая планировала разместить торговые залы учреждений обслуживания, имеющие арочные завершения входов.
В центре площади должны были находиться прямоугольные клумбы с фонтаном. Такое свободное ландшафтное оформление позволяет датировать проект 1952 – 1954 годом, то есть временем, когда в городе ещё не было открыто движение автобусов.
Вскоре стало понятно, что реализовать проект не удастся. Строительство жилья шло форсированными темпами. Политическая власть в стране сменилась, и эпоха освоения классического наследия в архитектуре была завершена насильственным путём – не потому, что исчерпала себя, а потому, что таково было решение высшего руководства СССР.
Стремительно менялся и город. Вокзальная площадь стала (не могла не стать) важным узлом, через который проходили маршруты общественного транспорта. Задача архитектора усложнялась.
В 1957 году Гулецкая представляет очередной проект Вокзальной площади. В нём предусматривается конечная стоянка автобусов маршрута Москва – Калининград Московской области и стоянка легковых автомашин. Примерно там, где сейчас стоит дом 1а по улице Калинина, мог быть построен кинотеатр. Другим общественным зданием должен был стать универмаг на противоположной стороне площади.
Этот проект в целом принимается. Интересно, что одним из тех, кто в 1957 году согласовывал строительство в городе, был замначальника Архитектурно-планировочного управления Мособлисполкома Р.М. Гегарт. Через несколько лет он станет автором нашего Дворца культуры имени М.И. Калинина.
Не только горком и горисполком, но и объективная реальность требовали от Гулецкой выполнения проекта площади в обязательной связке с проектом квартала №7, «протянувшегося» между улицами Коминтерна и Калинина. В протоколе горисполкома от 8 февраля 1958 года сохранилось перечисление «временных торговых точек» седьмого квартала, идущих под снос в связи с застройкой площади: промтоварный магазин № 9, «вино-табак», фотография и сапожная мастерская Райпромкомбината, продуктовая палатка, кулинария, «готовое платье», «мясо-рыба» и закусочная. На планах тех лет в квартале №7 отображена также пашня.
В 1958-м в проект вносятся коррективы. Строительство уже идёт: сдаётся в эксплуатацию жилое здание, современный адрес которого улица Калинина, 1. Но архитектору ставят новые условия. Кинотеатра не будет, однако требуется размещение автобусной станции. По-видимому, Гулецкая подготовила сразу два предложения, потому что в протоколе городского исполкома от 23 июля 1958 года утверждается «второй вариант проекта», согласно которому «Вокзальная площадь остаётся свободной», а размещение автобусной станции планируется «между двумя лестницами перехода на железнодорожную станцию». Стоянку автобусов хотят организовать вдоль ограды железнодорожного полотна.
Проект постоянно претерпевал изменения. Автобусная станция, как и кинотеатр, построена не была. Но на универмаг с западной стороны Вокзальной площади рассчитывали до последнего. 13 июля 1962 года было утверждено проектное задание привязки трёхэтажного типового универмага серии Л-59-62 Латвийской ССР. Городской исполком требовал начать строительство в 1962 году и окончить уже в 1963-м; требовал в соответствии с проектом разбить перед универмагом сквер… Очень скоро и эти планы изменились. И уже в 1964 году в «пазухе» Коминтерна и Калинина возвели 9-этажное жилое здание с обслуживанием на первом этаже – знаменитым в городе универмагом «Заря».
Не по типовому, а по индивидуальному проекту архитектора Л.П. Гулецкой. С возведением этого дома окончательно сложился облик Вокзальной площади.
Известно, что изначально Гулецкая предлагала сделать дом 12-этажным. При проектировании она учитывала генплан Завокзального района, где на улице Грабина должны были построить ряд 9-этажных зданий, и хотела «уравновесить» их чуть более высоким объектом к югу от станции. Но высотность, которую предлагала Гулецкая, не получила одобрение структур, отвечающих за секретность на предприятиях. На совещании в исполкоме «ответственные товарищи» указали на то, что крышу или верхний этаж шпионы могут использовать для наблюдений за территорией завода и НИИ.
Говорят, Сергей Павлович Королёв, защищая проект Гулецкой, возразил, что американцам (как главному потенциальному противнику) для шпионажа этот дом будет без надобности, так как у них такая техника, что они без труда могут видеть пятикопеечную монету на асфальте нашего города. Однако двенадцать этажей построить всё равно не дали, «срезали» до девяти. Тем не менее, здание с универмагом «Заря» служит главным объектом, формирующим Вокзальную площадь.
Название площади
Остаётся сказать несколько слов о названии площади. Оно относится к ранним топонимам 1930-х или даже 1920-х годов, поэтому первичного документа в городском архиве нет. В протоколах горисполкома и сессий совета депутатов на протяжении 1940-х – 1960-х годов прослеживается вариативность названия: Вокзальная площадь и Привокзальная площадь, с заметным преобладанием в начале 1960-х второго варианта. Оба топонима образованы от относительных прилагательных, близких по значению.
И задача исследователя состояла в том, чтобы определить, какой вариант названия площади является официальным, а какой – нет.
За основной документ следует принять протокол Калининградского городского исполкома от 8 сентября 1954 года, где в перечне улиц и площадей указана Вокзальная площадь. Другими опорными документами можно считать решения о присвоении адресов. Так, в 1962 году при приёме в эксплуатацию жилого дома, выстроенного для сотрудников НИИ-88, новостройке присваивается адрес: Вокзальная площадь, дом 9 (речь идёт, по-видимому, о современном адресе улица Калинина, 1а). Косвенным подтверждением официального статуса названия «Вокзальная площадь» служит близкое расположение к ней Вокзального проезда.
Из этого следует, что вариант «Привокзальная площадь» является неофициальным; он развился как вторичный в результате уточнения значения топонима.
На современных нам картах не отображается ни один из вариантов. Выход топонима «Вокзальная площадь» из употребления и последующая его утрата произошли, вероятно, по тем же причинам, что и падение другого городского топонима — «площадь Дзержинского». Смена адресов, привязка объектов к ближайшим улицам вместо площади привели к забвению формально действующего на сегодняшний день названия.
Мария Миронова
Статья также опубликована в газете «Калининградская правда» №4 (18909) 17 января 2019 года. http://kaliningradka-korolyov.ru/upload/uf/4c1/00404.pdf
Хочется поблагодарить и Вас, Галина Ивановна, и Марию Львовну за очередной превосходно интересный материал об истории моего любимого города. Вообще, статьями, которые выкладываются тут, я искренне зачитываюсь. И главное — без боязни, что информация окажется недостоверной, плохо проверенной, неполной… Молодцы, честное слово! Так держать.