Главный архитектор города
В Королёве (до 1996 Калининграде Московской области) должность главного архитектора города была введена одновременно с созданием соответствующего городского отдела. Точная дата этого крупного события, согласно протоколу горисполкома, – 1 марта 1961 года [1]. Новый пост заняла Юлия Петровна Бурметьева. По словам историка архитектуры Сергея Мержанова, ей (вот редкость!) дважды довелось стать первым главным архитектором города – сначала в Калининграде, а потом и в Юбилейном.
При знакомстве с указанным документом, однако, неизбежно возникает вопрос: каким образом город Калининград обходился без главного архитектора вплоть до 1961-го года? И почему главный архитектор города понадобился именно в 1961-м, а не раньше и не позже?
В истории архитектуры г. Королёва ещё немало пробелов. Не всегда сведений достаточно для составления полной картины происходивших событий, но всё же можно постараться, используя различные методы, включая и аналогию, проанализировать предпосылки и реконструировать исторический контекст создания в городе специализированной службы в области архитектуры.
Известно, что Калининград Московской области был образован в 1938 году. Главенствующую роль в его развитии играл артиллерийский завод №8 имени М.И. Калинина. Строительство не только промышленных, но и большинства жилых зданий в городе велось по его заказу и под его контролем. С 1931 года должность главного архитектора завода занимал Павел Иванович Клишев.
Первые 2-3 года его работы были чрезвычайно тяжёлыми в том смысле, что, кроме надзора за возведением начатых до него гражданских сооружений (фабрики-кухни, каменного квартала в «пазухе» улиц Ленина и Коминтерна и др.), в авральном режиме велась подготовка техдокументации для недостроенных и запланированных к строительству корпусов предприятия. Фактически в это время Клишев собственным творчеством занимался мало – было не до того.
Но в 1934-м первоочередные работы были окончены, а в 1935-м их результаты приняла Правительственная комиссия. Для Клишева это означало, что наступает новый этап его творческой биографии: по его проектам в городе возводятся капитальные жилые постройки – в частности, будущий «Грабинский дом» (ул. Циолковского, 23/11), здания соцкультбыта: школы, детские сады, поликлиника (ул. Октябрьская, 5), стадион «Зенит», банно-прачечный комплекс [2]. Последний усилиями Королёвского отделения ВООПИиК и неравнодушных горожан был недавно поставлен на государственную охрану как объект историко-культурного наследия. Есть основания предполагать, что Павлом Ивановичем проектировались также оба довоенных парка – детский и городской [3].
Проекты конца 1930-х разрабатывались Клишевым всё в той же должности – главного архитектора завода. До Великой Отечественной войны и в течение нескольких лет после неё город и предприятие воспринимались практически как одно целое. Не сразу возникла необходимость не только в создании городского отдела главного архитектора, но и в создании, например, горздрава: система здравоохранения длительное время являлась ведомственной.
В то время главный архитектор завода вполне успешно справлялся с фактической ролью главного архитектора города.
Однако после войны мы видим несколько иной «расклад сил» в градостроительстве. Для проектирования, и не только комплексного, привлекаются специализированные проектные организации. Так, в конце 1940-х разработку проекта нового парка на месте вырубленного довоенного ведёт институт «Мособлпроект» [4], а проектированием малоэтажного жилого квартала к северу от улицы Сталина (Циолковского) занимается институт ГСПИ-7 [5].
Значение главных архитекторов предприятий начинает неуклонно снижаться; теперь основная творческая «лаборатория» – в мастерских крупных проектных институтов.
Начало их активной деятельности в нашем городе приходится на первые трудные годы послевоенного восстановления и последующий подъём – экономический и социальный. В истории подмосковного Калининграда это время особое: строятся дома для принципиально новой, космической, отрасли науки и техники. Они заселяются людьми, благодаря которым город становится элитарным во многих смыслах этого слова. В городской архитектуре отражение этих процессов представлено застройкой вышеназванного квартала по проекту ГСПИ-7 (архитектор Н.Г. Рябцев) и кварталов по проектам «Гипрогражданстроя» [6] (с 1955 «Росгипрогорсельстроя» [7], с 1957 «Росгипросельстроя»; архитектор Л.П. Гулецкая).
Любовь Петровна Гулецкая успевает разработать Генплан города и проект детальной планировки его центральной части, прежде чем в советской архитектуре по воле Н.С. Хрущёва наступают радикальные перемены. Северный отрезок улицы Калинина и Вокзальная площадь, которые первоначально мыслились Гулецкой как часть ансамблевой застройки центра, в результате оформляются типовыми пятиэтажными зданиями. Время архитектуры, обращённой к классическому наследию, завершилось.
Наступает период массового жилищного строительства. В 1958 Гулецкая переходит на работу в ГСПИ-7 [8] (вероятно, на должность главного архитектора мастерской) и продолжает проектирование новых 5-этажных кварталов подмосковного Калининграда: между улицами Коммунальной (Гагарина) и Пионерской, Карла Маркса и Калинина и других. Работа эта ведётся и в начале 1960-х годов.
В это же время, в 1961-м, в Калининграде в структуре городского исполкома создаётся отдел главного архитектора. Нет сомнений, что одним из факторов, повлиявших на его возникновение, стал как раз переход к массовому жилищному строительству. Но, по-видимому, стоит учитывать ещё два важных события.
В 1960-м произошло слияние городов Калининграда и Костино. Ожидалось, что вскоре массовая застройка сместится к востоку, и темпы строительства жилья будут только нарастать. И в том же году в результате изменений в административной системе Московской области был образован новый, Калининградский, район. Город стал районным центром, и тогда никто не знал, что это ненадолго.
Бурметьева оказалась первым главным архитектором города [9].
Однако вся творческая работа, хоть и с поправкой на жёсткие ограничения новых установленных стандартов, по-прежнему кипела в мастерских проектных организаций. И такое положение сохранялось не один десяток лет. В качестве примера можно привести проекты жилого района Новые Подлипки и проспекта Космонавтов, которые ковались в 1960-е – 1970-е в недрах «Мосгражданпроекта» (до 1965 г. «Мособлпроекта»).
А чем же был занят главный архитектор города? Полагаю, ему отводилась чисто техническая роль: он оформлял землеотводы, в отдельных случаях готовил проектные задания, следил за соответствием строительства утверждённым проектам. В те годы он в престиже уступал главному архитектору проектной мастерской и тем более – главному архитектору проектного института. Но стоит отметить, что при Бурметьевой в отделе главного архитектора города уже работал художественный совет [10], а это значит, что у городского исполкома появилась возможность давать профессиональную оценку готовым проектам и при необходимости влиять на их качество.
…Профессиональная судьба Клишева и Гулецкой сложилась счастливо. Они успели реализовать свой основной потенциал до хрущёвского времени. Интересно, что в Королёве сохранился объект, над которым они – в разное время, конечно, — поработали оба. Это лицей научно-инженерного профиля. Основной объём здания проектировал до войны Клишев, а в 1962-м была введена в эксплуатацию пристройка по проекту Гулецкой [11].
Мария Миронова
Источники:
- Архивный отдел управления делами администрации г.о. Королёв. Ф. 1. Оп. 1. Д. 77. Л. 71, 227.
- Автобиография П.И. Клишева, машинопись, 1965. Л. 13.
- Там же.
- Архивный отдел управления делами администрации г.о. Королёв. Ф. 1. Оп. 1. Д. 19, Л. 37.
- Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10. Л. 35.
- Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 33. Л. 61.
- Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 45. Л. 22.
- Там же. Ф. 1. Оп.1. Д. 59. Л. 6, 78. Ф. 1. Оп.1. Д. 63. Л. 199.
- 15 мая 1962 г. Бурметьеву – видимо, для уточнения названия должности – утверждают как «заведующую отделом главного архитектора города». Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 85. Л. 33.
- Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 88. Л. 80.
- Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 45. Л. 102. Ф. 1. Оп. 1. Д. 89. Л. 104.