О прошлом поселка Зеленовод

Случайно мне в руки попала небольшая брошюра, составленная Л.И. Гайсинской, И.Б. Маценко и В.Д. Бурмистровой и изданная небольшим тиражом в малоизвестной московской частной типографии в 2007 году под многообещающим названием «Летопись ДСК «Зеленовод». Я прочитал её на одном дыхании вечером, а на следующий день пошёл в этот дачный кооператив.

На Монинской ветке Ярославской железной дороги есть платформа «Валентиновка». Если сойти с платформыи пойти налево, по направлению к Болшево, то среди сосен и берез можно найти вход в дачный кооператив под звучным названием «Зеленовод». Впрочем, большинство не обратит внимания на эту табличку и тем более на этот дачный поселок. А между тем этот посёлок — целый пласт нашей российской истории.

Листая страницы этой книжечки, оказалось, что он был создан по инициативе группы дачно-огородного кооператива «Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» в сентябре 1932 года. Главным инициатором была Вера Фигнер. Место для кооператива выделили в Бурковском лесу, а затем, уже в 1934-м, к нему присоединили территорию Сапожковского парка (Берёзовая роща) между Бурковским проездом и улицей Береговой. Строительство домов велось с 1932 по 1936 год. Первые дома возвели на участке между Бурковским полем и улицей Гражданской. Этот участок и получил название «Зеленовод». Практически в это же время начинает осваиваться участок и в Берёзовой роще. К концу 1938 года было построено 25 домов.

К сожалению, немногим членам кооператива удалось пожить в своих новых домах. Из 31 члена ДСК 15 человек были репрессированы в 1936 — 1938 годах, из них 9 человек расстреляны, остальные сосланы в исправительно-трудовые лагеря на длительные сроки, где и погибли. В 1956 — 1957 годах всех арестованных членов ДСК реабилитировали. Фамилии и судьбы этих людей нам, сегодняшним, мало о чём говорят. Да и о самом «Обществе бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» мало кто знал — в мои студенческие 1950-е годы общественные науки, тем более историю, не очень жаловали (за исключением истории ВКП(б). И я решил поглубже познакомиться с историей этого Общества.

«Обществе бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» было создано в марте 1921 года по инициативе Ф.Э. Дзержинского, Я.Э. Рудзутака и Ем. Ярославского с целью оказания материальной и моральной помощи бывшим политическим за-ключённым и ссыльным революционерам, а также для содействия изданию воспоминаний и материалов о царской каторге и ссылках. В Общество принимались представители всех без исключения революционных течений, группировок и партий — от народников до большевиков. Высшим органом Общества являлся съезд, который выбирал Центральный совет, его по старой традиции возглавлял выборный староста.

В 1921 году численность Общества составляла около 200 человек, а в 30-е годы — уже около 3000! Свыше 50 его отделений работало в крупных городах — Москве, Ленинграде, Киеве, Мин-ске, Тбилиси. В его составе были землячества: иркутское, якутское и другие. Обществу предоставлялась возможность заниматься хозяйственной деятельностью — создавать артели, мастерские, открывать столовые, строить санатории, дома отдыха и жилые дома. Оно имело своё издательство, которое выпускало журнал «Каторга и ссылка», а также многочисленные книги и различные материалы по истории революционного движения в России. С 1927 года начинает публиковать многотомное издание «Деятели революционного движения в России от предшественников декабристов до падения царизма» с биографическими сведениями обо всех членах Общества.

В 1935 году постановлением Президиума ЦИК СССР «Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» было ликвидировано с формулировкой:

«Утвердить просьбу Пленума Центрального Совета Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев о ликвидации и принятии за счёт государства всех материальных забот о членах ликвидируемого Общества».

Вместе с Обществом было ликвидировано и издательство. Книги, вышедшие в этом издательстве, впоследствии будут изыматься из библиотек и при обысках. Дачно-строительное кооперативное товарищество передали в ведение Мосгорисполкома, ему присвоили наименование ДСК «Зеленовод».

А что же люди? Просмотрев список учредителей и членов ДСК и комментарии к нему, обнаружил и знакомые имена, и многие из тех, что были на слуху.

Сергей Юстинович Багоцкий 1879 года рождения, в революционном движении начал участвовать ещё в 1889-м, разносил революционные листовки. В 1904-м вместе с Дзержинским и Овсеенко создаёт в Варшаве военно-революционный комитет РСДРП. В 1905-м — первый арест Багоцкого. Осуждён Военным судом к четырём годам каторги, после каторги ссылается на поселение в Иркутскую губернию. Но на следующий же день бежит в Иркутск, а затем в Краков (Польша). Там в 1910 году организовал «Краковский союз помощи политическим заключённым», ставший крупной международной организацией с отделениями во всех европейских столицах, в Америке, в Австралии.

В июне 1912 года в Кракове знакомится с Лениным и Крупской, оказывает помощь в поиске жилья. В Кракове в это время находились Зиновьев и Каменев. Часто собираются большой компанией, совершают прогулки в горы. Сергей Юстинович помогает Владимиру Ильичу установить связи с Россией, организует лечение Крупской.

Ленин с Г. Зиновьевым, С. Багоцким во время прогулки по Закопане. Лето 1914 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:19130715-lenin-zakopane.jpg

В 1916 году переезжает в Цюрих, где продолжает работать с Лениным. Багоцкому вместе со швейцарским социалистом Платтеном принадлежит ведущая роль в возвращении политэмигрантов в 1917 году через Германию в Россию. Четырьмя поездами были отправлены 633 человека. С первым поездом 9 апреля 1917 года уезжает 40 человек, в том числе и Ленин. Последующими поездами было отправлено 593 человека, и последним поездом 2 января 1918 года в Россию возвращается семья Багоцких.

В августе 1918 года по личному указанию Ленина Багоцкий направляется в Швейцарию уполномоченным Центра помощи пленным и беженцам Российского Красного Креста, где он до 1923 года был, по существу, представителем Наркоматов иностранных дел, здравоохранения, торговли, помгола (помощи голодающим). В 1936 году его вызвали в Москву по доносу, но оправдали благодаря огромной популярности Багоцкого в среде политкаторжан и старых партийцев. С 1937 года жил в ДСК «Зеленовод». Умер в 1953 году.

Вера Николаевна Фигнер проживала в ДСК «Зеленовод» в 1935 — 1942 годах. Родилась в дворянской семье 25 июня (7 июля) 1852 года, в деревне Христофоровка Казанской губернии. В 1863-1869 годах учится в Казанском Родионовском институте благородных девиц. В 1870 году поступает в Казанский университет, но в том же году выходит замуж и уезжает в Швейцарию. В 1872 году поступает в Цюрихский университет. В 1874 году переходит на учебу в Бернский университет, где, познакомившись с Н.Л. Лавровым и М.А. Бакуниным, активно включается в революционную работу. В 1875 году, даже не завершив образование, возвращается в Россию. Принимает активное участие в создании организации «Земля и воля». Принимает самое активное участие в подготовке покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881). При этом  участвует в создании военной организации «Народная воля».

Вра Николаевна Фигнер. Фото 1880 г.

Весной 1883 года арестована и предана суду и по «Процессу 14-ти» приговорена к смертной казни. Однако исполнение приговора было отменено, и казнь была заменена бессрочной каторгой, одиночным заключением в Шлиссельбургской крепости. 20 лет пробыла Фигнер в одиночке! В 1903 году по ходатайству матери бессрочную каторгу заменили на 20 лет, и в 1904 году Фигнер отправили в ссылку в Архангельскую, а потом в Казанскую губернию под надзор полиции.

В 1906 году получила паспорт и выехала за границу. Жила в Англии, Франции, Бельгии, Швейцарии. Организовывала помощь политическим каторжанам. В 1915 году вернулась в Россию, но на границе была арестована, осуждена и отправлена в Нижний Новгород под надзор полиции. В декабре 1916 года получает разрешение проживать в Петербурге и переезжает туда на постоянное жительство. В 1917 году избирается председателем Комитета помощи освобожденным каторжанам и ссыльным. Пишет статьи на политические темы. В июне этого года даже была избрана от партии кадетов в члены Учредительного собрания. Октябрьскую революцию 1917 года не приняла. В 1920 году пишет двухтомную книгу «Запечатленный труд» об истории русского революционного движения, публикует биографии своих друзей-революционеров. Книга и статьи переведены на многие европейские языки. С середины 1920 годов принимает участие в создании Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (членский билет № 2901).

Когда началось строительство домов, ей предоставили право первой выбрать участок, и она его выбрала в середине улицы, на склоне оврага, который почти весь день освещался солнцем. Соседи так описывают Веру Николаевну:

«…она была очень общительной женщиной. Один-два раза в день выходила на улицу и совершала прогулки в сопровождении племянницы. Внешне она казалась молодой. Одевалась очень просто — тёмная кофта и юбка. На голове тёмная повязка. Много читала — читала подряд все газеты и журналы, которые ей попадались».

Тогда ей было уже 90 лет! В конце лета 1941 года она уехала в Москву и в ДСК «Зеленовод» уже больше не возвращалась, в 1942 году умерла. В 1974 году у дома, в котором проживала Вера Николаевна, была установлена мемориальная доска.

Интересная страница жизни ДСК «Зеленовод» связана с пребыванием там Елизаветы Яковлевны Эфрон — старшей сестры мужа Марины Цветаевой. Она несколько лет снимала комнату и часть веранды в одном из домов. В то время она, педагог-режиссёр, руководила студией художественного слова при Московской филармонии. На даче в «Зеленоводе» занималась с известным тогда чтецом, народным артистом Д.М. Журавлёвым. Когда проводила уроки на веранде, было хорошо слышно, как она советовала произнести ту или иную фразу и как лучше поставить голос артиста.

Елизавета Яковлевна Эфрон

Елизавета Яковлевна была высокой женщиной со статной фигурой и с гордо поднятой головой, воплощением человеческого достоинства. Взгляд её пронзительных глаз из-под чуть приподнятых чёрных бровей был всегда доброжелателен. Сочетание неторопливых грациозных движений её головы и манеры одеваться в широкие одежды создавало образ древнегреческой богини. Ведь недаром Максимилиан Волошин посвятил ей несколько стихотворений!

Борис Николаевич Полевой

В 1950 году в посёлке поселился Борис Николаевич Полевой. Советский писатель, автор книги «Повесть о настоящем человеке» и рассказов «Мы советские люди», главный редактор журнала «Юность», депутат Верховного Совета РСФСР, секретарь Союза писателей СССР. Каждое лето он жил на даче, но часто приезжал и зимой. Постоянно на даче жила его мама Лидия Васильевна. Борис Николаевич был очень отзывчивым и доброжелательным человеком. Несмотря на страшную занятость, участвовал в собраниях членов ДСК, сделал много полезного для кооператива, с его помощью в посёлке был проведён газ.

Борис Павлович Никитин.

Членом ДСК был Борис Павлович Никитин. В 1971 году ему по ходатайству Министерства образования СССР и Министерства среднего машиностроения СССР была предоставлена дача для постоянного проживания по улице Гражданской. Борис Павлович, известный педагог и воспитатель, вместе с женой написал ряд книг, переведённых на 13 языков: «Мы и наши дети», «Мы, наши дети и внуки», «Интеллектуальные игры», «Здоровое детство без лекарств и прививок». В Германии создано и действует Никитинское общество, которое объединяет последователей идеи воспитания детей по методу Б.П. Никитина.

Потомки старшего поколения жителей ДСК в той или иной мере приложили свои знания и способности на благо российского государства. Никто из них не остался без дела и не прошёл мимо судьбы своей страны.

Сын Сергея Юстиновича Багоцкого, Владимир Сергеевич, окончил МГУ, с 1954 года работал с С.П. Королёвым, участвовал в запуске первого спутника Земли, собаки Лайки, космонавта Юрия Гагарина. В семье Сергеевых — Варвары Фёдоровны и Ивана Николаевича, члена РСДРП, проведшего три года в тюрьме и шесть лет в ссылке (1907 — 1917), сын Дмитрий Иванович — артиллерист, полковник в отставке, прошёл Великую Отечественную войну «от звонка до звонка».

Член Общества Иван Сергеевич Мельников провёл 8 лет на каторге, потом как узник Шлиссельбургской крепости сидел в одиночке в кандалах. В Февральскую революцию был освобождён. Его сын Михаил Иванович Мельников родился в 1920 году, в 1940-м был призван на военную службу и прошёл всю Великую Отечественную войну (Балтийский флот, прорыв блокады Ленинграда, Волховский фронт). После войны окончил Московский автомеханический институт, был в правительственной командировке в Германии (1956 — 1959 годы), работал в КБ Туполева, Миля и в космической отрасли.

Пусть на меня не обижаются те, о ком я не сказал! Судьба потомков репрессированных — это вообще особая тема, которая требует серьёзных архивных исследований.

Жители ДСК «Зеленовод» всех поколений бережно относились к природе. Стремились сохранять сосны, благодаря чему и в настоящее время посёлок выглядит как часть леса. В нём много птиц, водятся ежи и белки. Дважды в посёлок заходили лоси.

Вот так жили ссыльнопоселенцы и продолжают жить их потомки.

Малых Владимир Ильич

Источники:

  1. «Зеленовод» как пласт российской истории» www.gazetakoroleva.ru № 122 (17693 ), 26.10.2010

 2. http://yubik.net.ru/blog/2010-10-26-754

3. Журнал «Уроки истории». ДСК «Зеленовод» / Экскурсионное описание дачного посёлка. 13 марта 2013 г.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Обществом бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев было создано несколько дачных поселков. Одним из ближайших кооперативов к нынешнему го Королев стал ДСК «Солнечное» вблизи платформы Строитель, созданный в 1929 г. Первые участки земли были выделены кооперативу вблизи платформы Клязьма (Ярославского направления Московской железной дороги), а к 1932 г. он получил дополнительные наделы в Тарасовке, поселке Тестильщик и вблизи платформы Строитель. Последний занимал наибольшую территорию около 1 км2 и насчитывал 85 домовладений. Поэтому правление объединенных частей кооператива находилось именно в Строителе. Только в 1954 году произошло разделение кооператива на два самостоятельных: ДСК «Клязьма» и ДСК «Солнечное». Участки в районе Тарасовки по прежнему остались в ведении ДСК «Солнечное» и находились там до 1990-х годов. Участникам кооператива были выделены участки земли площадью около 30 соток в хвойном лесу. Однако из-за недостатка земли для всех желающих после 1940 г. было принято решение выделять более мелкие участки по 14 соток на 1/2 дома. Членами кооператива были многие известные участники революционных событий начала XIX в, а так же деятели культуры Советского периода. Стоит отметить такие имена владельцев, как А.С. Аллилуева, сестра Надежды Аллилуевой, своячница Сталина. В гостях у нее часто бывали дети Сталина Светлана и Василий. Участком в кооперативе долгое время владела семья Юрия Папорова и Валентины Толкуновой. В 1930-х многие жители поселка были репрессированы. В годы ВОВ часть пустующих дач была захвачена рабочими орудийного завода N 88. Дачи удалось вернуть прежним владельцам только в конце 1940-х годов через суд, когда рабочим были выделены общежития. Более подробно об истории поселка и его жителей можно узнать в изданной в 2005 г. книге «История дачного потребительского кооператива «Солнечное». Сергей Егоров. Мытищинский краевед. Председатель ДСК «Солнечное» в 2014-18 гг.

Добавить комментарий