О чем поведала книга вечности
Мы вновь обращаемся к архивным статьям газеты «Калининградская правда». Перечитываем заново материал Раисы Дмитриевны Позамантир от 14 апреля 2001 года.
Троице-Сергиева Лавра с самого основания стала усыпальницей. В XV-XVII вв. многие князья, бояре, дети боярские, а позднее дворяне и купцы отдавали сёла, деревни, деньги в качестве вклада с просьбой похоронить их в Лавре. Сведения о погребённых аккуратно заносились в соответствующие книги, на основании которых вышел первый сборник-список от основания Лавры до 1880 года.
Знакомство с этим документом истории дало новое прочтение уже известных, хотя и очень лаконичных, сведений о людях Болшевского края. Алфавитный указатель книги высветил знакомые имена — первых владельцев села Болшево — Василия Щелкалова, Шереметевых, Одоевских.
Василий Яковлевич Щелкалов жил во времена Ивана Грозного и его сына Фёдора. Происходил из неродовитых дворян, но вместе со своим братом Андреем, ещё более влиятельным государственным деятелем, первыми из московских дьяков получили звание «думных», то есть они были причислены к боярской аристократии.
При Грозном Василий Щелкалов руководил Разрядным приказом, являвшимся по существу генеральным штабом русских войск, при Борисе Годунове стоял во главе Посольского приказа, который был как бы штабом государственного аппарата. Василию Щелкалову принадлежали деревни Болшево, Костино и ряд других в болшевской округе. Умер он в 1610 году. Об этом можно прочесть в книге Р. Позамантир и Л. Бондаренко «Калининград — Королёв. Из глубины веков — к космическим высотам».
Сообщения, помещённые в справочнике Лавры о каждом захоронении, представляют несомненный интерес для краеведов, так как дополняют уже известные сведения и задают новые вопросы. Надгробная надпись на памятнике Василию Щелкалову подтверждает сведения, о которых мы упоминали. Но одновременно ставит и в тупик. Оказывается, Василий Щелкалов был монахом, в иночестве звался Вассианом (первая загадка!), но в какие годы, не указывается.
Сопоставляя с другими, уже известными нам фактами из жизни Щелкалова, можно предположить, что это произошло незадолго до его смерти, в 1606 году, когда он попал в опалу за покровительство Лжедмитрию I. За такие дела люди лишались и своих владений, и своих привилегий. Это отражалось на судьбах их семей. Но со знаменитым дьяком этого, видимо, не произошло (вторая загадка!). Ибо в той же записи о погребённом есть ещё и приписка о захоронении его сына: «Иван Васильевич Щелкалов умер на государевой службе в Тюмени — 1620. Тело его по завещанию привезено из Сибири людьми его и положено «подле отца его гробницы» в июне 1621 года». Видимо, сын Щелкалова Иван Васильевич никак не пострадал за деяния отца, если оставался «на государевой службе».
Конечно, это только предположение, сделанное на основании одной лишь надгробной надписи.
А что поведала погребальная запись о следующем владельце Болшева и Костина — Фёдоре Ивановиче Шереметеве?
Мы узнали из неё, что его дед Василий Андреевич Шереметев был насильно пострижен Иваном Грозным и в монашестве носил имя инок Вассиан. Он также захоронен в Лавре. Об отце Фёдора Шереметева, Иване Васильевиче Меньшем, сообщается: «Иван Меньший, боярин и воевода, отправляясь в 1577 году на войну с Ливонией, дал слово Государю (Ивану Грозному) взять Ревель или положить там голову. И сдержал своё слово: Ревеля не взял, за то положил свою голову, убитый пушечным ядром. Тело его было привезено в Москву, а отселе, вероятно, в Лавру. Меньший-Шереметев занимал важную должность в государстве, не зная грамоты».
Там же в 1591 году похоронена и дочь Ивана Васильевича Мария, сестра Фёдора Ивановича, в супружестве Тюменская.
Как известно, от Фёдора Ивановича Шереметева в 1651 году Болшево перешло к его внуку Михаилу Никитовичу Одоевскому. Одоевские происходили из рода Рюриковичей. Болшевом они владели более ста лет. 19 представителей этой династии захоронены в Лавре, в самом почётном месте, в притворе главного Троицкого собора.
В этом соборе хоронили самых именитых. Близ иконостаса внутри собора с 1422 года «почивают» мощи преподобного Сергия Радонежского (преставился в 1391 году). В юго-западном углу собора захоронены два сына князя Владимира Андреевича Храброго — Симеон и Андрей Меньший (1425 г.). Там же находятся захоронения Воротынских, Голицыных, Трубецких.
Из династии Одоевских захоронено 19 умерших. Среди них — первый болшевский владелец из рода Одоевских Михаил Никитович, получивший имение от деда Фёдора Шереметева, жена Михаила Одоевского Мария Ивановна, его сестра Параскева, в супружестве Черкасская, брат Фёдор, сын Михаила Одоевского Георгий и другие.
Погребение в Лавре последнего Одоевского, Владимира Фёдоровича, скончавшегося в 1869 году, список не подтверждает. А ведь он был последним представителем этого рода, и с его смертью род Одоевских, существовавший с XVII века, угас.
В газете «Спутник» в одной из краеведческих статей Б. Ежова трёхлетней давности сообщалось, что Владимиру Фёдоровичу, как последнему отпрыску знаменитого рода, была оказана особая честь — он был захоронен в Троице-Сергиевой Лавре. Но эти сведения в «погребальной описи» отсутствуют.
Может быть, Владимир Фёдорович Одоевский, так же как и его дед, болшевский благотворитель Пётр Иванович Одоевский, похоронен в одной из подмосковных церквей многочисленных имений Одоевских? Тут тоже кроется загадка.
Таков удел краеведов: с каждой находкой сталкиваться с новыми загадками, порой снова становиться в тупик. И начинать всё сначала, продолжать поиски. Но когда долго и упорно ищешь — найдёшь обязательно.
Раиса Позамантир
14.04.2001
О роде Щелкаловых ещё можно прочитать здесь https://historykorolev.ru/archives/7099
Эта газетная статья в отредактированном виде была опубликована в сборнике «Калининград, Королев, былое» (2005 г.) Имеет смысл на сайте немного изменить текст в соответствии с книгой.