Островки памяти

Как стремительно меняется сегодня облик городов. Взять хотя бы нашу столицу, Москву. Высотки, высотки, высотки. Нашим внукам трудно уже представить, что было на месте этих высоток. Какой была Москва? Память стирает прежний вид города. Остаются, в лучшем случае, фотографии.

Деревянные дома для рабочих завода №8

Наш город Королев тоже меняется на глазах! Теперь мы, открывая альбом, всматриваемся в ушедшие навсегда виды дома, улицы. Но ведь нельзя опять все разрушать до основания, а затем строить «новый мир», новый многоэтажный дом! В нашем городе уже много разрушений: дача Калиш, дом Ценкер, Стройбюро, усадебный дом Спасское – Лапино. Список растет! А хочется зацепиться за реальные островки памяти. Уходит в небытие облик первой улицы рабочего поселка – ул. ЛЕНИНА. Но ещё можно спасти этот островок. Остались только три деревянных дома этой улицы. Навсегда ушел и облик дачного поселка, на месте которого и развернулось строительство рабочего поселка Московского Орудийного завода (МОЗ), Название завода менялось: завод им. Калинина (ЗИК), завод № 8, завод № 88, ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО/РКК «Энергия» (Ракетно-космическая корпорация), но градообразующим предприятием остается по-прежнему.
Первая мировая война, столетие начало которой мы отметили в 2014 г., изменила статус нового дачного поселка «Сапожниково и Ново-Перловка». Российский подданный, Александр Яковлевич Вейнрауб, купив в 1912 г. землю под дачные участки у Перловых, к этому времени стал единственным владельцем двух поселков. В 1913 г. шла активная работа по прокладке просек — проспектов согласно плану дачного поселка, выделению земли под общественные парки и скверы, продаже дачных участков. Война разрушила ожидание наслаждения дачным отдыхом, замедлила продажу дачных участков. Деньги по закладной в Русско – Азиатском банке надо было возвращать. Банк делал отсрочки, уступки. Наконец, весной 1916 г. нашелся выгодный покупатель. Это было Британское Инженерное общество, которое присмотрело эти земли для строительства Казенного завода военных самоходов (КЗВС). Под завод выделили 50 десятин (более 50 га) северо-западной части дачного поселка. Фронту требовались автомобили — самоходы, и вот здесь, в отстроенном Ремонтном отделе, вели ремонт автомобилей марки Уайт. Гражданская война нарушила и эти замыслы. Советское правительство нашло наиболее выгодным на площадке недостроенного завода расположить Орудийный завод, эвакуированный из Питера. Начался новый этап в жизни наших Подлипок.

Ул. Ленина. Наши дни

Сюда с января по апрель 1919 г. прибыло 230 вагонов. Рабочих ожидалось более 2000 чел. Вопрос о размещении питерцев встал очень остро. Для строителей построили временные бараки. Заводские рабочие к 1920 г. проживали: «в Москве -180 чел., в Тайнинке — 300, по линии Щелковской ветки — 450 и по линии до Сергиево — 60, на заводе – 200, в Подлипках -220 и в Мытищах — 196. Опоздание поездов и, независимо от этого, дальность передвижения вообще заставляют рабочих тратить массу времени на передвижение, что имеет результатом фактическую их работу на Заводе не превышающую 3-4 часов при наличии невероятной усталости. Это положение координальным образом нарушает производственную жизнь завода и бесполезно треплет рабочую силу, а также ослабляет до крайних пределов трудовую дисциплину, со всеми ей присущими последствиями».
О тяжелом положении с жильем рабочих завода стало известно всей стране из статьи газеты «Правда» от 28 марта 1920 г. Проблемы рабочих завода обсуждались на заседании Малого Совета от 5 апр. 1920 г. № 449. 5 апреля было принято решение, подписанное В. И. Лениным о расселении рабочих:
«а) Предложить Московскому Уисполкому в срочном порядке принять меры к переселению рабочих Москов. Орудийного завода, в первую очередь, квалифицированных рабочих, из Москвы и других отдалённых мест в район Моск. Орудийного завода, т. е. в местечки Подлипки, Леонидовка и др.
б) Предложить Центральному Правлению Артиллерийских заводов ускорить постройку рабочего посёлка для рабочих».
Были выделены средства на строительство рубленых домов. Начали с домов нечетной нумерации, построив в 1922 г. дома под номером 11, 13, 15, 17, 19 . Эта улица пересекала поселок с севера на юг и располагалась вблизи завода. Первая улица заводского поселка была названа в честь вождя пролетариата В.И. ЛЕНИНА. В 1923 г. строились другие дома этой первой улицы поселка.
Хотя при проектировании рабочего поселка архитекторы как КЗВС, так и МОЗ в 1919 г. вычерчивали планы этих поселков, но ни один проект не был воплощен.
31 марта 1923 г. были представлены для проведения конкурса «Основные данные и Технические Требования для составления проекта поселка для рабочих и служащих Московского Орудийного завода имени М.И. Калинина в Мытищах» . Проект подавался на имя Заводоуправления через заведующего Строительным бюро Г.У.В.П. (Главного Управления Военной Промышленности) Высшего Совета Народного хозяйства А.И. Панова/ Деловой Двор, 4-й подъезд, 4-й этаж, 21 комната/. В конкурсе принимали участие:

  1. архитекторы братья Веснины Л.А, А.А. и В.А.,
  2. архитектор Бархин Г.Б. /премию 500 руб. получил Веснин Леонид/.

11 ноября 1924 г. в повестке дня Строительной комиссии МОЗ рассматривался план поселка, разработанный Весниным. Были замечания, корректировки, но эта улица сохранилась. По проекту Леонида Веснина и начали строить рабочий поселок.
Как хочется верить, что жители города умеют хранить память о наших отцах и дедах, бережно отнесутся к изменению облика города, учитывая, что эти «монстры-дома» появились не на пустом месте — есть у этих мест своя история. Не надо из наших внуков делать людей «не помнящих родства». Островки память необходимы каждому.
Не осталось для памяти поколений материального напоминания о чаеторговцах Перловых, которые владели около 50 лет пустошами «Вилы и Подлипки» (теперь мы называем просто «Подлипки»). Нет и в названиях улиц этой слабой памятки. А были первоначально и Перловский проспект (ныне ул. Октябрьская), Семеновский (в честь Семена Васильевича), Александровский, Николаевский, Мариинский (в честь последних владельцев из рода Перловых). Перловы продавали народу чай, который полюбился и по праву вошел в каждый дом. Много ли у нас чайных? А о чаеторговцах Перловых кто вспоминает?
С целью сохранения для потомков в малой мере реального духа 20-х годов – периода становления рабочего поселка МОЗ – настоятельно предлагаем сохранить деревянные дома по ул. Ленина.

ул. Ленина

Фото Е. Рыбака

Именно здесь, в одном из домов, можно открыть музей Московского Орудийного завода, да и о Перловых вспомнить! А рядом, в другом доме, открыть чайную, где можно посидеть с друзьями за самоваром.
Город с вошедшими в его состав в 60-е годы 20 века селами, деревнями и фабриками не имеет экспозиции о фабриках Сапожникова в Куракино и Товарищества Франца Рабенек, Лапинской мануфактуре, о Каковке, Самаровке, Старых и Новых Горках. А где история села Костино? Где упомянуты Перловы, Алексеевы, Третьяковы, Боткины и т.д. и т.п. Где зрительно всё это можно увидеть? Нет у нас в экспозициях городских музеев таких разделов!!! Надежда на то, что после восстановления усадьбы Крафтов (кстати, родственников Перловых) появятся, наконец, экспозиции о поселениях и известных людях, составивших гордость ещё царской России, тает с каждым днем!
Надеемся, что пришедшие в Администрацию энергичные и деловые люди во главе с Александром Николаевичем Ходыревым сохранят, не сметут последние островки памяти зарождения города.
Маношкина Галина Ивановна, член Союза краеведов России.

 

В работе использованы материалы:

  • Отдел хранения документов после 1917 г. (быв. ЦАГМ),  Ф. 2122 оп.1 дело 261.
  • Альманах «Болшево», изд. «Писатель», Болшево, 1996 г., стр. 75-76
  • РЦХИДНИ, ф.2, оп.1, ед.хр. 13496
  • ОХД после 1917 г. Фонд 2122 оп.1 дело 631 – «Опись заводских зданий, построек и ж.д. имуществ, наход-ся в ведении строительного отдела».
  • ОХД после 1917 г. Фонд 2122 оп.1 дело 622 л. 61-83

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий