Рукописи генерала С.М.Колесникова

Вновь мы перелистываем страницы газеты «Калининградская правда». Рукопись генерала С.М. Колесникова подготовила к публикации Раиса Позамантир 23.03.2005 г.

Среди рукописей известных людей, хранящихся в фонде Королёвского историко-краеведческого музея, есть и материалы генерала С.М. Колесникова, стоявшего у истоков становления Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ), формировавшегося в Подлипках зимой 1942 года… Сегодня мы публикуем некоторые фрагменты из воспоминаний генерала.

В Подлипки я попал прямо из пекла Сталинградской битвы. А всего за три года до этого, в 1939 году, я, выпускник Артиллерийской академии им. Дзержинского, защищал диплом в КБ В.Г. Грабина на артиллерийском заводе №92 в городе Горьком. По окончании академии группу наших выпускников направили на завод «Баррикады» в Сталинград. Там я работал старшим инженером-конструктором, заместителем главного конструктора завода — начальником серийного конструкторского бюро (СКВ). Завод производил различные артиллерийские системы. С началом войны в связи с возросшей потребностью в полевой артиллерии получил задание освоить 76,2-мм пушку конструкции В.Г. Грабина.

Самоходная установка СУ-76 с 76-мм пушкой ЗИС-3 обр. 1943 г. на исходной позиции в предгорьях Карпат, 1944 г.

Когда в ходе Сталинградской битвы бои подошли непосредственно к территории завода, работы были прекращены, а военные инженеры направлены на другие артиллерийские заводы страны. Я оказался в Подлипках. Нашей группе военных инженеров довелось принимать непосредственное участие в становлении ЦАКБ зимой 1942-1943 гг. Бюро создавалось на части территории артиллерийского завода №8, эвакуированного к этому времени на восток страны.

57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 обр. 1943 г. на Курской дуге, 1943 г.

Следы после эвакуации остались ужасные: в опустевших цехах были повреждены стены и крыши, зияли окна без стекол, внутри громоздились кучи битого кирпича и вывороченные фундаменты от демонтированного оборудования. В помещениях, предназначенных для конструкторских отделов, не было не только стекол, но и рам, и дверей. По комнатам гулял ветер, наметая сугробы снега. Отопление отсутствовало. Так как жилья для всех приехавших не хватало, наша группа на первых порах жила в неотапливаемых помещениях КБ. Спали, не раздеваясь, укрывались шинелями. Нужно было как можно быстрее создать хотя бы минимальные условия для начала творческой работы. Каждый, невзирая на служебное положение и специальность, с большим энтузиазмом выполнял всё, что требовалось для решения главной задачи.

Трудностей навалилось, хоть отбавляй. Если в механических и сборочных цехах было какое-то оборудование, привезённое при переезде КБ В.Г. Грабина Горьковского завода, то в заготовительных «горячих» цехах оно практически отсутствовало полностью. Опытные кадры были лишь в сборочном цехе, где основную часть составляли рабочие и инженерно-технический персонал цеха опытного производства завода №92, приехавшие с Грабиным. Большинство же рабочих набирались из вчерашних колхозников непризывных возрастов, не имевших к тому же не только никакого понятия о производстве, но и с крайне низким общеобразовательным уровнем.

Расчёт 100-мм противотанковой пушки БС-3 обр. 1944 г. Берлин, 1945 г.

Постепенно шло восстановление кузнечного и литейного цехов, оснащалось термическое отделение. Меня назначили начальником отдела по разработке рабочих чертежей и освоению на заводах серийного производства артсистем, проектировавшихся в ЦАКБ. В условиях войны было важно резко увеличить выпуск артиллерийских систем. Наша задача состояла в том, чтобы выдать такие чертежи, которые максимально отвечали бы условиям массового производства. По численности этот отдел был одним из наиболее крупных в ЦАКБ. Основную часть его работников составляли конструкторы и чертёжники, прибывшие с завода №92, работавшие там с Грабиным продолжительное время. Много конструкторов было с завода «Баррикады» и некоторых других эвакуированных предприятий. Это были достаточно квалифицированные кадры, и, несмотря на то, что ранее они работали в разных КБ, у нас довольно быстро создался дружный и работоспособный коллектив.

В общем, ЦАКБ, подобно мифологической птице Феникс, возрождалось из пепла и прочно вставало на ноги, чтобы дать армии более совершенное артиллерийское вооружение.

Раиса Дмитриевна Позамантир

Источник: газета «Калининградская правда» от 24.03.2005

Фото из статьи газеты от 14.05.2020 «Центральное артиллерийское конструкторское бюро».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий