Архитектор Любовь Петровна Гулецкая
Статья архитектора С.Б. Мержанова, опубликована в газете «Строительство и бизнес» №4 (8) в апреле 2001 г.
Архитектор Любовь Петровна Гулецкая принадлежит к плеяде мастеров, творчество которых не получило должного резонанса по объективной причине, связанной с весьма характерной для советского периода «спецификой режимных городов». Часто бывает, что свет от лучших (разумеется, не засекреченных) произведений того или иного архитектора падает на другие, менее заметные его творения, заставляя воспринимать их в определенном органическом контексте и как бы повышая их качественную значимость. В нашем случае – диаметрально противоположная ситуация: «закрытость» творений делает фактически закрытым и их творца, а уже это, в свою очередь, «затеняет» информацию о вполне «мирных» постройках — не относящихся к секретным жанрам и не расположенных в наукоградах, военных, либо космических центрах.
Творчество Гулецкой, однако, стоит особняком, по той причине, что она является одной из тех, кто начал свою практическую деятельность еще в 30-е годы и кто сегодня по-прежнему присутствует в рядах отечественных мастеров зодчества, вольно или невольно продолжая «выверять» наше восприятие и ее собственных творений, и ушедшей эпохи советской архитектуры в целом. Говоря о «советской» эпохе как о четко обозначенном в своих границах временном периоде, мы отнюдь не забываем о существовавших в архитектуре периодах конструктивизма, освоения классического наследия, борьбы с излишествами и т.д. Любовь Гулецкая, разумеется, прошла все эти периоды, и даже конструктивизм, уже завершавший свою яркую поступь в годы начала ее творческой биографии, оказал на нее существенное влияние. Как вспоминала она сама, «увлечение творчеством всех трех братьев Весниных, Гинзбурга, Мельникова, их великолепно решенных архитектурных задач, оказывало большое влияние на формирование будущих архитекторов».
Но не менее важно, на наш взгляд, и другое: Гулецкая – фактически стояла у истоков формирования городского организма — по сути, единственного в стране, основным градообразующим фактором которого являлись принципиально новые для мировой науки и техники космические производства. Да и сегодня в ряду рассекреченных наукоградов, наконец-то занявших постоянное место на официальной карте России, подмосковный Королёв (бывший Калининград) остается, уникальным российским центром с четкой «космической» направленностью. И именно это в последние несколько лет постоянно декларируется на разных уровнях — не только функционерами местной администрации, но и — что показательно — представителями архитектурного руководства города. Стремление нынешнего поколения королевских зодчих постепенно придать Королеву «особый» архитектурный облик (что уже само по себе немаловажно) никоим образом не противоречит осознаваемой им необходимости не только сохранить первые участки массовой городской застройки периода начала космической эры, но и по возможности использовать весь тот опыт работы в городе-Космограде, который был накоплен Любовью Гулецкой.
Любовь Петровна Гулецкая родилась в Вильно (Литва) 22 марта (4 апреля) 1911 года. В 1931 году она окончила архитектурный факультет Одесского института изобразительных искусств. А уже на следующий год — переехала в Москву, где начала свою трудовую деятельность в секторе больничного проектирования Гипрогора, Молодому архитектору сразу пришлось окунуться в практическую деятельность. Она принимает участие в разработке проектов не только больниц, но и жилых зданий, культурно-массовых сооружений.
И тем не менее, первым заметным объектом в ее биографии стал проект больницы на 1000 коек в подмосковном городе Наро-Фоминске. Хотя проект остался неосуществленным, не может не обратить на себя внимание смелое пространственное решение комплекса с ярко выраженной осью симметрии, четкая структурная градация объемов, изысканный декор фасадов. А ведь автору во время работы над этим проектом было чуть больше двадцати!
Следующим важным объектом в творчестве Гулецкой стала еще одна больница – в небольшом городе Беково Саратовской (ныне – Пензенской) области. На практике удалось осуществить инфекционный, корпус на 200 мест. Он представляет собой композицию из двух основных объемов — протяженного и вертикального, башнеобразного. Фасады здания, построенного в то время, когда вся отечественная архитектура меняла идеологическую и, соответственно, эстетическую направленность, характерны сдержанностью декора, в котором нетрудно заметить черты романтизма.
После строительства больницы в Беково (1936 год) в творческой биографии Любови Гулецкой наступил достаточно протяженный период, в котором не было более или менее крупных объектов. В связи с переводом Гипрогора в Ленинград, архитектор перешла в проектное бюро Исполкома Красного Креста и Красного Полумесяца, а в конце 30-х годов — в Гипроив Министерства легкой промышленности. Здесь Гулецкая попробовала свои силы в проектировании промышленных зданий, но, как уже говорилось, значительных произведений ею создано не было.
И предвоенный период творчества, и военное время, когда Любови Петровне, как и многим ее коллегам, приходилось заниматься маскировкой объектов (она работала в специальном бюро ПВО наркомата боеприпасов) можно рассматривать как своего рода прелюдию к той феерии замечательных проектных предложений, автором которых Гулецкая стала в первое послевоенное пятнадцатилетие – с 1945 по 1960 годы. Наступила пора подлинной творческой зрелости архитектора.
Сама Любовь Петровна не без основания полагает, что одним из основных импульсов к дальнейшему совершенствованию мастерства послужило начало ее работы в Мосгражданпроекте – одной из самых известных творческих организаций страны. Здесь она познакомилась с такими незаурядными зодчими, как М.Ф. Оленев, Я.А. Корнфельд, Б.С. Мезенцев, которые стали ее коллегами и консультантами ее работ. А первым послевоенным проектом Гулецкой стало здание техникума гражданского строительства в Костроме (1946 г.).
Это, пожалуй, единственное здание в творчестве архитектора, построенное в «чистом» классицизме – с откровенно традиционным решением колонного портика, фиксирующего осевой ризалит здания. Среди причин выбора такого решения наиболее вероятными следует считать две: во-первых, в советской архитектуре послевоенные, 40-е годы были характерны буквальным воспроизведением классических образцов; во-вторых, Гулецкая не могла не учесть характера архитектуры Костромы — города, облик которого определяют именно такие решения жилых и общественных зданий разных лет.
В автобиографической справке Л.П. Гулецкая пишет об этом периоде:
«Начиная с 1949 г. по 1966 г. в основном занималась, в должности главного архитектора проекта и автора, проектированием детальной планировки жилого района г.Калининграда М.О.».
К этому городу мы еще вернемся, а пока обратим внимание на авторское выражение «в основном», содержащееся в процитированной фразе. Гулецкая действительно плотно занималась Калининградом, но и те проекты, которые она разрабатывала «параллельно», стоят того, чтобы обратить на них внимание.
Во Владимире архитектором был разработан относительно небольшой, но важный в градостроительном отношении ансамбль жилых домов на площади перед тракторным заводом.
Здесь Гулецкая тонко прочувствовала планировочную сущность системы «площадь – магистраль», которая представляет собой узел, состоящий из вновь созданного городского подцентра и проспекта, соединяющего его со историческим центром древнего русского города.
Фасады, выходящие на проспект характерны метрическим шагом подъездов и спаренных арок верхних этажей, а местоположение площади фиксируется угловым ярусным ризалитом с венчающей его башенкой-ротондой.
В этом проекте Гулецкая показала себя мастером, прекрасно чувствующим масштаб среднего города. Практически в те же годы ею был выполнен еще один проект — для города Ижевска, по населению немногим превосходившего Владимир. Построенный здесь 52-квартирный дом призван обозначить пересечение двух городских улиц. Два корпуса, возведенные перпендикулярно друг другу, соединены своеобразным «шарниром» — повышенным центральным объемом с излюбленной башенкой-ротондой, который «срезает» угол и визуально расширяет пространство перед фасадом.
Многие архитекторы тех лет считали высокой оценкой своего творчества приглашение к проектированию объекта на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, не только служившей грандиозным форумом экономических достижений страны, но и являвшейся демонстрацией возможностей отечественной архитектуры — ее особого, «парадного» направления. В соавторстве с архитектором О. Русановым Гулецкая разработала для второй очереди ВСХВ проект павильона «Шелководство».
В первом варианте павильон представлял собой легкое, как бы открытое наружу сооружение с колонным портиком, венчающей центральной башней и скульптурными изображениями бабочек в качестве акротериев на углах основного объема.
Построенное сооружение имеет ряд принципиальных отличий от первоначального предложения. Здание стало более цельным: колонны были заменены полуколоннами, предваряющее вход полуоткрытое пространство исчезло, а по флангам появились пониженные объемы, подчеркивающие значение центральной части. Акротерии-бабочки сменились традиционными, классическими акротериями, а тема, раскрывающая основное назначение павильона, выразилась в барельефах, в систему декора которых вплетены изображения шелковичных червей, исполненные по изящным авторским эскизам.
Необходимо хотя бы вкратце сказать и о неосуществленных проектах Гулецкой, которые свидетельствуют как о жанровом многообразии в ее творчестве, так и о поисках архитектором новых композиционных решений. Это техникум в удмуртском городе Сарапуле с дальнейшим развитием темы арки на протяженном фасаде, это агролесомелиоративный техникум в Ташкенте с попытками использования традиционных для Узбекистана декоративных мотивов, это дом отдыха в Свердловске с эффектным асимметричным сочетанием объемов, различающихся по высоте, протяженности и пластическому решению фасадов.
Еще раз повторим, что практически все послевоенные проекты и реализации Гулецкой в разных городах страны были своеобразным дополнением к грандиозной работе, которую архитектор вела в подмосковном Калининграде.
За десять лет – вплоть до превращения архитектуры в «строительство без излишеств» – под ее руководством центральное ядро города с осевой магистралью получило достойный архитектурный облик. Если довоенный Калининград, возникший как поселок при крупном предприятии и позднее преобразованный в город, представлял собой сочетание хотя и выполненных высококлассными архитекторами, но достаточно разрозненных жилых кварталов и отдельных капитальных построек, то в 40-50-е годы одной из основных задач, стоявших перед архитекторами, стало ансамблевое решение центра города в целом.
В качестве своеобразного «эмбриона» развития фактически нового города можно рассматривать осуществленный в конце 40-х годов проект малоэтажного жилого квартала, где основная роль отводилась фасадам зданий, ориентированных на магистрали. На этом комплексе, разработанном архитектором Н. Рябцевым, Гулецкая осуществляла авторский надзор. Так состоялось ее практическое знакомство с Калининградом.
Этот квартал располагается между небольшой улицей, параллельной линии железной дороги, и главной магистралью города (улица Циолковского). Таким образом, здания более высокой этажности, позже построенные Гулецкой и сформировавшие фасад улицы, как бы отодвинули своих предшественников в глубину квартала. При этом фасадные здания расположены так, чтобы организовать наиболее удобные пешеходные связи дворовых пространств с улицей. Кроме того, фасады двух боковых улиц, образуемые как двухэтажными «рябцевскими» домами, так и угловыми четырехэтажным, построенными по проекту Гулецкой, представляют собой весьма органичное целое. Этот фрагмент городской среды, несмотря на полвека, прошедшие с момента его возникновения, разные поколения калининградцев и королевцев называют «самым уютным» и «самым красивым» местом в городе.
Несколько позже Л. Гулецкая приступила к осуществлению застройки кварталов, расположенных на противоположной стороне улицы Циолковского – в соответствии со схемой генплана, разработанной совместно с архитектором П. Диденко. Ей удалось реализовать периметральную застройку двух кварталов, тяготеющих к парковой зоне города, а также два здания детских садов и школу на 880 мест.
Характерными чертами этих домов, построенных для научных сотрудников активно развивающегося в 50-е годы ракетно-космического комплекса, являются высокий уровень благоустройства, обеспечение квартир встроенной мебелью, просторные холлы лестничных клеток. Декоративное решение фасадов зданий, ориентированных в сторону улиц, полностью отражает эстетические принципы послевоенной архитектуры сочетающие советские символы с развитыми мотивами растительного характера.
К сожалению, Гулецкой не удалось довести до конца периметральную застройку еще одного квартала, отличного от первых двух тем, что он непосредственно замыкается главной площадью Калининграда. Как раз здесь архитектор планировала строительство нового административного здания города с угловым объемом, увенчанным башенкой — этот прием, как мы помним, был отработан Гулецкой на более ранних этапах ее творчества. В конце 50-х годов местное политическое руководство вынуждено было подчиниться новым идеологическим веяниям, связанным с существенным «упрощением» архитектуры, и с тех далеких пор центральная городская площадь так и не может обрести законченного архитектурного ансамбля.
Строительство по проекту Л.П. Гулецкой здания поликлиники в комплексе центральной городской больницы — с выразительным четырёхоконным портиком — последний «вздох» ушедшей эпохи «освоения классического наследия».
На рубеже 50-х и 60-х годов архитектор разрабатывает проект стадиона, который также претерпел существеннее изменения в ходе реализации. В эти же годы Гулецкая занимается «привязкой» типовых пяти- и девятиэтажных зданий в районах массового строительства. Удачно найденные архитектором приемы группировки этих домов приобретают все большую ценность именно сейчас — когда все более реальные очертания приобретают идеи тотального реконструктивного вмешательства в районах, застроенных домами первых массовых серий.
Последним значительным объектом, реализованным Гулецкой в Калининграде, стал жилой дом на 112 квартир, построенный на привокзальной площади. Благодаря своей постановке на пересечении двух улиц, образующих в плане острый угол, архитектор воспользовалась возможностью создать ряд квартир с расположением комнат под углом 45 по отношению друг к другу. В одной из таких квартир Любовь Петровна поселилась вместе со своей семьей. С последовавшим вскоре уходом Гулецкой на пенсию, завершился яркий этап истории архитектуры подмосковного Калининграда.
Архитектор Сергей Мержанов
2001
Большое спасибо сыну и внуку Любови Петровны Гулецкой – Алексею Терентьевичу Клементьеву и Николаю Алексеевичу Клементьеву за предоставленные материалы из архива семьи.
Сергей Борисович Мержанов
(1959 – 2022)
Лауреат многих отечественных и международных премий, в том числе — Международного фестиваля «Зодчество», Российской Академии архитектуры и строительных наук и других научных обществ, профессор Московского отделения Международной Академии архитектуры, архитектор, специалист по выставочному дизайну Студии «Музей-дизайн» («Музей-Медиа»), член Градостроительного совета при главном архитекторе города Королёва, член совета Королёвского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, журналист, общественный деятель, градозащитник, краевед, историк архитектуры, историк космонавтики, член Некоммерческого партнёрства «Общество некрополистов», консультант сайта «Космический мемориал».