Композиция исторического квартала на ул. Фрунзе в г. Калининграде (Королёве) в контексте послевоенного московского малоэтажного строительства

Статья кандидата архитектуры Анны Владимировны Васильевой опубликована в журнале «Теория и история архитектуры» №1(9) 2024

Съемка квартала с квадрокоптера. Фото И.А. Гришина. 2018 г.

В последние годы изучение особенностей жилищной архитектуры середины ХХ века популярно во многих странах Восточной Европы (Glendinning, 2019),  (Sultson 2017), (Hnidkova, 2015). В фокусе внимания отечественных исследователей сегодня оказывается не только послевоенная застройка Москвы (Васильева, Прокофьева, 2011) и Ленинграда (Рыбалкина, 2020), (Обласов, 2020), (Обласов, 2022), а также Севастополя (Овсянникова, Васильев, 2020) В отличие от периода первой трети ХХ века, когда фокусе исследовательского внимания оказывалось формирование универсальных композиционных приемов, характерных для модернистской архитектуры (Косенкова, 2028) (Старостенко, 2021)  послевоенная архитектура исследуется на предмет поисков проявлений национальной самобытности. На волне программы реновации и обветшания жилого фонда изучение наследия этого периода, его анализ и демонстрация ценности и популяризация этой застройки является актуальной задачей сегодняшнего дня (Васильев, 2018).

В советской архитектуре, в том числе и в столичном регионе, в послевоенные годы шли поиски новых путей организации жилой застройки. Эти поиски должны были отражать в том числе и национальные традиции организации жилища. Москва, начиная с начала 1930-х годов, была городом-эталоном для других городов Советского Союза. Отчасти из-за отсутствия рынка строительных материалов надлежащего качества и строительной техники, отчасти из-за гуманистических стремлений предоставить изнуренным войной людям комфортное жилище под мирным небом, на первый план вышло малоэтажное строительство. Строительство малоэтажных жилых домов было признано благородной и вместе с тем благодарной задачей, имеющей цель создать для человека уютное, теплое, красивое жилище, дающее ему радость жизни. К городским ансамблям был выдвинут ряд требований, таких как: связь города с природной средой, раскрытие ее красоты; ансамблевая и комплексная застройка жилых улиц и кварталов; окраска зданий в светлые тона; непрерывная борьба за высокое качество проектов и строительства. Несмотря на низкую плотность застройки, не соответствующую довоенным нормативам, в Москве начиная с 1946 года начали возникать ансамбли малоэтажных домов. Создание комфортной, сомасштабной человеку городской среды, с обилием озеленения и продуманными, хоть и простыми планировками, полностью отвечало массовым представлениям об уютной и комфортной жилой среде.

Первым реализованным в Москве примером малоэтажного жилого поселка является квартал в Перово, построенный в 1946-1949 гг по проектам архитекторов М.В. Лисицана, Г.Г, Маляна и А.В. Арефьева (Москва, 1958). Этот квартал застраивался для персонала ГУАС НКВД и завода №523 Наркомцветмета. Художественное руководство осуществлял И.В. Жолтовский (Печенкин, Шурыгина, 2023: 81). Ведомственная принадлежность этих домов, а также история проектирования, связанная и именем И.В. Жолтовского описана Он имеет площадь 11,7 га. Так же аналогичными домами были застроены и соседние кварталы, однако их ансамбли полностью не были реализованы. Участок имеет  форму неправильной трапеции. Жилые дома расставлены по периметру участка с равными отступами от красной линии. Вдоль двух сторон дома разных типов стоят в два ряда. Здания, расположенные в глубине участка ограничивают его визуальную проницаемость со стороны улицы. По периметру благоустройство имеет жесткие, прямоугольные очертания, а в центральной части пешеходные пути образуют плавные, живописные линии.

Жилая застройка состоит  из двух- и трехэтажных домов по 8 и 12 квартир (Рис. 1.2). Эти дома образуют собой парадный въезд в городок Перово поле. Источники указывают, что в городке планировалось построить свыше тридцати двух- и трехэтажных- домов, в том числе гостиницу, детский сад, ясли, баню, гараж. Несмотря на малоэтажный характер строительства, дома обладали всеми необходимыми коммуникациями: центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализаций, на участке была устроена ливневая канализация (Шасс. 1951). Несмотря на стремление авторов создать уютный образ, ансамбль имеет довольно ровный, невыразительный общий силуэт, который усложняется  лишь за счет зрительной перспективы, образующейся из-за неоднородности постановки объемов. Отдельные здания собираются в ансамбль благодаря схожей архитектуре зданий, деталям, малым архитектурным формам.

Рис. 1. Угловой жилой дом в  Перово. Фото автора.
Рис. 2. Жилой дом в Перово. Фото автора.

Квартал №10 в Измайлово застраивался по проектам тех же архитекторов и теми же типами домов в период с 1946 по 1951 года (Советская, 1957). Площадь его составляет всего 5,8 га. Композиция квартала в Измайлово построена на комбинации равномерной периметральной и строчной застройки домами двух типов (Рис. 3). Дома второй линии поставлены по середине между домами первой, что также ограничивает визуальные связи с внутриквартальным пространством. В центре композиции находилось озелененное пространство для прогулок и отдыха жителей. Так же в квартале были магазин, котельная, детские учреждения и однодневный дом отдыха. Плотность  застройки составляла всего 15,7%, что было очень низким показателем. Расположение зданий в квартале подчеркивает важность его центрального ядра, внутреннюю ориентированность. Углы ансамбля так же как и в Перово подчеркивались зданиями с повышенной угловой частью. Благодаря правильной форме участка и центрической схеме построения квартала, здания собирались в целостный ансамбль.

Рис. 3. Жилой дом в Измайлово. Фото автора.

Второй этап был связан с поисками интерпретации национальных традиций в жилищном строительстве. Наиболее характерным элементом исторической застройки были городские усадьбы. Классическая московская городская усадьба включала в себя дом-особняк, службы, сад или двор. Главный дом находился, как правило, в глубине участка и имел более выразительную архитектуру. Флигели-службы выходили на красную линию застройки и служили фоном для главного здания. В центре располагался парадный двор-курдонер с фонтаном или клумбой посередине. Эти элементы благоустройства придавали особую парадность главному въезду в усадьбу.

Характерным примером интерпретации усадебной композиции примирительно к композиции квартала малоэтажных домов в послевоенный период является квартал в Люблино. Он построен по проекту архитектора Д.М. Соболева и удостоен премии РСФСР в 1950 году. Площадь его составляет 6,12 га. Квартал делится проездами на три небольших группы. Каждая из групп имеет осевую симметричную композицию с повышенной средней частью. В центре ансамбля расположен фонтан, палисадники окружены ажурным кованым забором, по углам двора находятся фонари. Все дома связаны между собой арками, что усиливает ощущение замкнутого ансамбля внутреннего двора (Рис. 4). Акцент ставится не только на главное здание, расположенное в глубине парадного двора, но и на въездах во двор, организуя там самым силуэт не только квартала, но и улицы. В отличие от ансамблей в Перово и Измайлово, где высокие здания располагались по периметру квартала, в Люблино здание с повышенной средней частью располагается в глубине ансамбля, что делает его доминантой для всей группы, обозначая центр застройки. Небольшие треугольные фронтоны на большинстве домов помогают в создании общего образа ансамбля, подчиняя все здания комплекса единому ритму. Применение более многосекционных домов и соединение хозяйственных зон с зелеными дало большую плотность застройки, чем в кварталах первого этапа. Таким образом, второй этап характеризовался трактовкой квартала как иерархичного пространства с выделением отдельных функциональных зон и композиционных узлов.

Рис. 4. Двор ансамбля в Люблино.

На третьем этапе кварталы малоэтажного строительства становились ядром новой застройки окружающих территорий. Характерным для этого этапа примером является жилой квартал на Октябрьском поле (сейчас улицу маршала Бирюзова). Он построен по проекту И.Я. Кантарович, В.В. Извекова, М.Г. Куповского и Г.Г. Сергеева в 1947-1952 гг. Весь участок имеет площадь 10,7 га. Он разбит на 8 маленьких композиционно связанных между собой групп. В центре каждой группы находится двор для общения жителей каждой группы. Центральная часть включает в себя две школы и детский сад, общественную зеленую зону и имеет живописное решение. Квартал трактуется не как единая усадьба, а как конгломерат связанных, но обособленных небольших усадеб. Такое решение способствует выстраиванию иерархии внутриквартальных пространств и дает возможность продолжения этой логики развития застройки на окружающие участки. Этот ансамбль имеет наиболее выразительную архитектуру жилых домов – повышенные фронтоны, скругленные боковые секции, трактованные как полуротонды с купольными крышами, балконы, рустовки, обилие лепных деталей (Рис. 5,6). Выделяется он и обилием малых архитектурных форм – ограды с коваными решетками, фонтаны, вазоны сохранились здесь и до наших дней.

Рис. 5. Жилые дома в квартале на Октябрьском поле. Фото автора.
Рис. 6. Жилые дома в квартале на Октябрьском поле. Фото автора.

Исторический квартал на Фрунзе в Подлипках в ходе своей строительной истории вобрал в себя все три этапа развития московского малоэтажного строительства. Он имеет прямоугольную конфигурацию и ограничен с четырех сторон улицами Циолковского, Карла Маркса, Лесной и Фрунзе. Его площадь составляет примерно 5,5 га. Первый проект, разработанный Н.Г. Рябцевым был согласован 24 мая 1946 года. Этот проект, а также другие материалы по застройке данного квартала опубликованы на посвященному этому месту интернет-портале (Исторический) (рис. 7).

Рис. 7. Проект застройки квартала на ул. Фрунзе малоэтажными жилыми домами. Арх. Н.Г. Рябцев (Исторический).

По своим планировочным принципам проект Рябцева близок с московскими малоэтажными кварталами первого этапа. Квартал имеет периметральную застройку с фиксирующими углы участка Г-образными домами. Главные композиционные взаимно перпендикулярные оси расположены четко по серединам сторон прямоугольника. В центре, как и в кварталах в Перово и Измайлово, образовывалось общее центральное дворовое пространство. В застройке первой очереди были скомбинированы типовые проекты жилых домов крупных специалистов в области жилищной архитектуры того периода – М.П. Парусникова, Д.С. Меерсона и С.П. Селивановского, С.А. Маслиха и М.Н. Слотинцевой.

Жилые дома, расположенные вдоль улицы Циолковского относятся ко второй очереди строительства. Они выстроены по проекту архитектора Л.П. Гулецкой, которая мастерски вписала их в сложившуюся к тому моменту композицию квартала, завершив этот ансамбль. Л.П. Гулецкая была привлечена к работе в 1948 году. На этом этапе площадь участка была увеличена, и он занял целый квартал. Квартал был разделен центральным проездом, параллельным главной улице Сталина, на зеркальные друг другу северную и южную части. В глубине квартала добавились новые корпуса, сформировавшие систему иерархичных пространств. Вместе с тем была увеличена и плотность застройки участка. В результате планировка квартала имеет симметричную композицию как относительно продольной, так и относительно поперечной оси. Уникальным композиционным решением было построение рисунка застройки по принципу подобных прямоугольников. Каждый из четырех углов квартала образован прямоугольными комплексами жилых домов, состоящими из нескольких корпусов. Центр каждого комплекса, лежащий на пересечении малых планировочных осей, также представляет собой свободное прямоугольное пространство, но в контраст центральной открытой зоне, ограниченное жилыми корпусами. Таким образом, в каждом углу квартала создаются камерные дворики, способствующие  более тесному соседскому общению (Рис. 8).

Рис. 8. Съемка квартала с квадрокоптера. Фото И.А. Гришина. 2019 г. (Исторический)

Л.П. Гулецкая занималась формированием и оформлением парадного фронта застройка главной улицы Сталина (ныне ул. Циолковского). Сегодня, помимо домов в историческом квартале, он занимает два квартала по четной стороне – от дома №13/8 до дома №20/22,  а также одно здание по нечетной стороне – дом №15/14. При этом наиболее архитектурно выразительными являются здания, относящиеся к историческому кварталу. Симметричные здания по сторонам стоят по красной линии улицы, а центральное здание, высота которого была увеличена до четырех этажей, поставлено с отступом. Такая постановка «главного здания» была характерна как для московской дореволюционной традиции, так и для планировок послевоенных ансамблей. Интерпретировав традицию Гулецкая создала парадный выразительный фронт застройки, разделив пространство квартала на парадную часть со стороны улицы и более камерную в глубине.

Формированию целостного ансамбля квартала способствуют и детали жилых зданий. Профилированные карнизы, подоконные элементы и сандрики, рустовка углов, щипцы и фронтоны, круглые люкарны, мощные квадратные опоры террас и балконов с капителями были характерными элементами архитектуры послевоенного времени. Все эти детали помогают стилистически объединить квартал в единую композицию, подчеркивают ее классицистический характер и, вместе с тем, придают уют жилой среде, что было важным требованиям того времени. Целостность композиции подчеркивалась и ажурной оградой с массивными арками пешеходных проходов, соединяющей жилые корпуса по улицам К. Маркса и Фрунзе. Мощная рустовка опор этих арок композиционно перекликается с рустовкой углов и декоративных ризалитов фасадов, а полуциркульный свод, окаймленный профилированным карнизом, — с полукруглыми сандриками над балконными дверями и некоторыми оконными проемами (Рис. 9).

Рис. 9. Общий вид домов со стороны ул. Циолковского. Фото автора.

Работая над всей композицией улицы Сталина и окружающими квартами, автор вписала уже начатый строительством по проекту Рябцева квартал в общий рисунок городской ткани. В квартале напротив также применена периметральная застройка с закрытыми углами. В центре квартала здания отступают от красной линии, но уже на меньшее расстояние. Это создает композиционную связь с курдонером в историческом квартале, но при этом не смещая акцентов. Жилые дома в квартале имеют сложную конфигурацию в плане из-за взаимного смещения секций. Такой прием позволил обеспечить необходимую плотность застройки, при этом избежать монотонности фронта застройки и сделать застройку соседних кварталов сомасштабной друг другу. Таким образом, при движении вдоль улиц Карала Маркса и Фрунзе создается ритмический ряд соразмерных элементов, усиливающийся к началу улицы. Квартал, сформированный улицами Калинина, Карла Маркса и сквером Покорителей космоса так же имеет периметральную застройку с закрытыми углами со стороны ул. Циолковского. Но жилые дома в квартале имеют уже менее изрезанный периметр, масштабно и ритмически подходя к жилой застройке рубежа 1920-х – начале 1930-х годов. Жилой дом по центральной оси квартала со стороны ул. Циолковского придвинут к красной линии улицы своей центральной частью. Такой прием препятствуют ощущению монотонности застройки. Таким образом, выстраивание иерархии пространств и трактовка малоэтажных кварталов как ядра новой городской застройки, характерная для московской практики третьего этапа, в полной мере проявилась и в квартале в Подлипках.

Итак, были выявлены три этапа развития малоэтажных жилых ансамблей послевоенного периода. Квартал на улице Фрунзе отражает в своей планировочной структуре все три этапа, при этом является целостным архитектурно-градостроительным ансамблем, составляющим композиционное ядро центральной части города. На этом примере хорошо видны подходы авторов к интерпретации исторической традиции применительно к актуальным задачам своего времени. На сегодняшний день это один из самых сохранных жилых кварталов, при том не только в части жилых домов, но и в части элементов благоустройства территории и технических построек. На его примере хорошо видно стремление к созданию уютной, комфортной, безопасной и в то же время эстетически выразительной жилой среды для людей. В этом квартале проживали выдающие личности, внесшие неоценимый вклад в развитие ракетно-космической отрасли нашей страны. И, возможно, созданная архитекторами жилая среда тоже сыграла немаловажную роль в этом процессе.


Об авторе: Васильева Анна Владимировна – кандидат архитектуры, старший преподаватель кафедры основ архитектуры и художественных коммуникаций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)


Библиография:

Васильев, 2018 — Васильев Н.Ю. К проблемам охраны жилых зданий периода первых пятилеток // Архитектура и современные информационные технологии. 2018. № 4 (45). С. 193-202.

Васильева, Прокофьева, 2011 — Васильева А.В., Прокофьева И.А. История комфортного жилища на примере московских малоэтажных ансамблей // Жилищное строительство. 2011. № 5. С. 5-8.

Исторический — Исторический квартал на Фрунзе. Электронный ресурс. https://genplankorolev.ru/frunze#rec258055770

Косенкова, 2018 — Косенкова Ю.Л. От «соцгорода» к «городу-ансамблю»: наслоение концепций. В кн.: Советское градостроительство. 1917 – 1941. Книга 1. М.: Прогресс-Традиция, 2018 – С. 259-272.

Москва, 1958 — Москва : Планировка и застройка города 1945-1957 / Отв. ред. Н. Баранов, В. Шквариков . – М., :Госстройиздат, Внешторгиздат, 1958.

Обласов, 2020 — Обласов Ю.А. Анализ малоэтажной жилой застройки Ленинграда (на примере района Удельной) // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2020. № 4. С. 62-73. DOI: 10.34031/2071-7318-2020-5-4-62-73

Обласов, 2022 — Обласов Ю.А. Стратегия формирования кварталов Ленинграда в 30-50-е гг. ХХ в. // Перспективы науки. 2022. № 3 (150). С. 280-282.

Овсянникова, Васильев, 2020 — Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Севастополь: целостность ансамбля / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Проект Байкал. 2020. Т. 17. № 64. С. 64-72. https://doi.org/10.7480/projectbaikal.64.1635

Печенкин, Шурыгина 2023 — Иван Жолтовский : жизнь и творчество : [в двух книгах] / [И. Е. Печёнкин, О. С. Шурыгина]. Кн. 2: Мастер и его школа. Москва : Издательский дом Руденцовых,- 2023. — 427 с.

Рыбалкина, 2020 — Рыбалкина М.Н. Творческий вклад А.А. Оля в развитие малоэтажного жилищного строительства (на примере малоэтажных жилых комплексов в Урицке и Сосновой поляне) // Архитектон: известия вузов. 2020. № 2 (70). Электронный ресурс: URL: http://archvuz.ru/2020_1/6 DOI: 10.47055/1990-4126-2020-2(70)-6

Советская, 1957 — Советская архитектура, 1917-1957 / отв. ред. А. В. Власов. — Москва : Госстройиздат, 1957.

Старостенко, 2021 — Старостенко Ю.Д. Дискуссия об архитектурно-пространственной организации жилых кварталов в СССР в середине 1930-х годов // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №2(55). С. 46–63.  https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21/PDF/04_starostenko.pdf (дата обращения: 03.07.2023). DOI: 10.24412/1998-4839-2021-2-46-63

Шасс 1951 — Шасс Ю. Архитектура жилого дома. — Москва : Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1951

Glendinning, 2019 — Glendinning M. Mass Housing and Extensive Urbanism in the Baltic Countries and Central/Eastern Europe: A Comparative Overview // The Urban Book Series. Housing Estates in the Baltic Countries. 2019.  pp 117-136.

Hnidkova, 2015 — Hnidkova V. Visible and Invisible Moscow The Vanguard of Socialist Realism in Czech Architecture // UMENI-ART. 2015. Vol. 63. Issue. 6. Pp.458.

Sultson 2017 — Sultson Siim. Estonian urbanism 1935–1955: the Soviet-era implementation of pre-war ambitions // Planning Perspectives. 2017. №. 33(5). С.1-25. DOI:10.1080/02665433.2017.1348977

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий