Станция Калининградская
История железнодорожной станции Подлипки-Дачные, находящейся на территории города Королёва, до сегодняшнего дня в городском краеведении основательно не изучена. Не вполне ясно, например, почему приложение «Дачные» появилось в названии станции только в 1970-е, когда дачи в Подлипках были уже практически истреблены, а их место заняли многоэтажные дома. И это только одна из загадок, лежащих на поверхности. Но тем интереснее находить новые сведения об этой станции, которые, впрочем, подчас больше оставляют вопросов, чем дают ответов.
К разряду таких находок относится обнаруженный мною в городском архиве документ 1954 года о переименовании станции Подлипки. Горисполком включил этот пункт в повестку дня 3 февраля указанного года по инициативе Управления Северной железной дороги, ходатайство коего было удовлетворено, и в результате станцию переименовали в Калининградскую. Интересно, что далее ни в одном документе горисполкома 1954 года и последующих лет название станции Калининградская не прослеживается, а вместо него употребляется по-прежнему Подлипки. Из этого можно заключить, что переименование 3 февраля 1954 года состоялось лишь формально, фактически же о нём вскоре забыли. Какова же была необходимость проведения этого переименования?
Обоснование решения исполкома излагается в документе следующим образом:
«Учитывая, что существующее название железнодорожной станции Подлипки не имеет никакого исторического значения, расходится с названием города, кроме этого имеется ещё железнодорожная станция Подлипки по Рязанской железной дороге, что вносит путаницу при адресации грузов по железной дороге, Исполнительный комитет решил…»
Как видим, аргументация сотрудников Управления Северной железной дороги и городских депутатов сводится к трём фактам. Первый из них недостоверен: название Подлипки — не «никакое», а ещё какое историческое, связанное с прочно закрепившимся здесь названием местности, которое, в свою очередь, появилось в результате существования в этих местах в средние века деревни Подлипки (позднее пустоши). В 1950-е годы краеведение в городе не было достаточно развито, и депутаты могли всего вышеперечисленного просто не знать. Второй факт — расхождение названия железнодорожной станции с названием города, в условиях тогдашней секретности подмосковного Калининграда (Королёва), выглядело скорее плюсом, чем минусом. Последний же факт, который касался путаницы при отправке грузов, являлся, судя по всему, главной, или даже единственной причиной переименования станции. Вероятно, Управление Северной железной дороги получало нарекания и выговоры, ведь неверная адресация создавала помехи в работе завода и НИИ-88, которые и были получателями грузов.
После вынесения решения горисполком должен был представить его на утверждение Мытищинскому райисполкому. Дошло ли дело до этого? Возможно, что и нет. Остаются вопросы, ответом на которые могут быть только предположения. Кто воспрепятствовал претворению в жизнь решения от 3 февраля 1954 года? Может быть, сам НИИ-88? Новое название станции (Калининградская), предложенное горисполкомом и железной дорогой, со временем могло повлечь за собой раскрытие основных секретов города, что, по вполне понятным причинам, не устраивало институт. Логично предположить, что железной дороге порекомендовали оставить прежнее название станции и поискать другие пути устранения ошибок в работе.
Название станции Подлипки осталось. Сохранилось и дублирующее её название по Рязанскому направлению железной дороги. И ошибки при транспортировке грузов, по-видимому, остались тоже. Иначе зачем в 1970-е годы понадобилось присоединять к нашим Подлипкам определение Дачные? Расподобление всё-таки требовалось… Дач здесь уже не было, вместо них кипела жизнь наукограда. Но не прибавлять же к Подлипкам слово Промышленные? Секретность же. Людям непосвящённым и сейчас нелегко понять, почему приезжаешь в Подлипки-Дачные, а выходишь при этом в город. А ведь наименование станции несёт в себе сразу несколько смыслов: и указание на историческое название местности, и указание на характер исчезнувшей здесь дореволюционной застройки (дачи), и указание на те времена, когда город был закрытым.
Мария МИРОНОВА
Наименование станции «Подлипки-Дачные» было всегда, а не с 70-х годов. Я прекрасно помню, как на сезонке, купленной мною в 1958 году, было это название станции. Дополнительно можно посмотреть книгу «Всё Подмосковье. Географический словарь Московской области». Отв. ред. Н.А.Солнцев. М. «Мысль», 1967.
Согласен. Свои соображения я разместил на своем сайте.
С этим делом надо разобраться окончательно, тем более, что эта статья была напечатана в городской газете.
По поводу фото №2. Как я помню, действительно, на здании станции была надпись «Подлипки», но на платформах висели вывески «Подлипки-Дачные». Разница типа Марья и Марья Ивановна. В любом случае автор должен дать свои комментарии, или опровержение напечатанного.
Станция Подлипки-Дачные давно уже относится в Московско-Курскому отделению Московской железной дороге. Северная железная дорога-это по направлению на Сергиев-Посад.
Я хорошо помню еще деревянную станцию «Подлипки».Приставка «Дачные» появилась значительно позже, что вызвало недоумение у горожан. Дач действительно уже давно не было. Хотелось бы побольше знать про ту деревянную станцию «Подлипки». Когда была построена, кто архитектор?
Уважаемые краеведы. Насколько я понимаю — цель данной заметки — рассказать о документе 1954 года, обнаруженном автором в архиве. Что само по себе очень важно и интересно. Так как вряд ли кто из пишущих здесь комментарии самостоятельно изучает городские архивы. Заметка не ставила целью рассказать полную историю станции. Если кто-то в состоянии будет написать такую работу, то горожане будут вам очень признательны.
Насколько я понял:
1. Комментаторам следует извиниться перед автором за свои неуместные комментарии, и выразить ему благодарность за «содержательно-познавательную статью».
2. Вместо чтения рубрики «Край родной» и постов сайта городских краеведов «История Королева» следует посещать архивы, и самостоятельно сеять доброе и вечное, за что получить признательность горожан.
3. Заслушать автора «теории блуждающих топонимов, как средства запудривания мозгов» не удастся.
Для справки: не знаю количества читателей сайта «История Королева», но тираж «Калининградки» составляет 33500 экземпляров.
1. Лучше не докапываться со своим представлением о том, как и что правильно делать. Разве Мария представила недостоверную информацию?
2. Отлично! Ждём Ваших статей. Готов Вас зарегистрировать на сайте, напомните пожалуйста свою почту.
По поводу справки: Число читателей достаточное, чтобы быть на втором месте в Яндексе по запросу «История Королёва». Тираж Калининградки очень удачно используется как для чтения, так и для воблы, уверен, вдумчивых читателей этой газеты не больше 10.000. Эту публику мы будем рады увидеть на сайте, где можно дискутировать, спорить, критиковать в комментариях, чему я безумно рад.
Спасибо за критику, думаю, вопрос исчерпан 🙂
1.а) Молодой человек, Вам в детстве что либо говорили о таком понятии, как вежливость?
б) О достоверности информации. Еще раз даю ссылку на свой комментарий: http://pod-lipki.livejournal.com/194591.html Там есть кнопочка для развертывания информации.
2. Могу и статьи подбросить, и зарегистрироваться на Вашем сайте. Если сочту нужным, с Вашего разрешения. Адрес моей почты секретом не является: v.kultin@yandex.ru.
О числе читателей Калининградки судить не берусь. Сам воблу в газету не заворачиваю, читаю в электронном виде.
Не стоит благодарности. Исчерпан ли этот вопрос — решать Вам, как админу.
1. а) Простите за, может, грубо составленное сообщение, однако, мне кажется, что Мария достаточно взрослая девушка и вправе писать так, как она считает нужным. Я, как блогер, всегда противлюсь, когда мне кто-то указывает как и что мне писать, на какую тему. Так что я представил себя на месте Марии.
б) Спасибо, почитаю.
2. Ждите письмо с логином и паролем 🙂
3. В данном случае я пишу не как администратор, а от своего лица.Нет привычки давить админресурсом.
Спасибо за живую дискуссию!