Мировой интернационал в Подлипках (гипотеза)
Владимир Ильич Малых в продолжении статьи Сергея Егорова о Челюскинском лесе.
Ещё в 1998 году в печати вышла книга Владимира Пятницкого «Заговор против Сталина», где описана история возникновения и уничтожения Коммунистического Интернационала, которая была написана по материалам реабилитации его отца И.А. Пятницкого, одного из руководителей этого могущественного в 20-40 годы прошлого века, необычайного мирового явления. И.А. Пятницкий стоял у истоков создания всего аппарата этого международного органа. До 1935 года он возглавлял всю военно-техническую и разведывательную деятельность в Коминтерне, а именно ОМС (Отдел международных связей). Вот как он описывает деятельность ОМС:
«ОМС выполняет ещё одну очень важную функцию. Он координирует деятельность Коминтерна, связанную с обучением и пропагандой в международном масштабе. В его ведении находятся школы, расположенные в Москве и её окрестностях. Там обучаются тщательно отобранный состав слушателей, которые изучают все аспекты Гражданской войны начиная с пропаганды и кончая умением обращаться с пулемётами…
Кроме того, ОМС был связующим звеном между Коминтерном и Разведслужбой Генерального штаба (ГРУ), а также между Коминтерном и тайной полицией, название которой постоянно менялось ЧК – ОГПУ – НКВД».
«ОМС имел свои нелегальные объекты, расположенные вне Москвы. Все их территории были огорожены высокими зелёными заборами с колючей проволокой, тщательно охранялись военизированными нарядами и собаками.
Так на базе в Подлипках (закодированной в документах Коминтерна под названием «База № 1») находилось производство специальной бумаги для документов, изготовлялись фальшивые паспорта и удостоверения, специальные чернила для заполнения фальшивых документов и другие подручные материалы.
В Ростокино (База № 2) действовал мощный радиоцентр, оборудованный по последнему слову техники и позволяющий осуществлять надёжную радиосвязь с резидентурой ОМС во всех странах Запада и Востока…
На Базе № 3 в окрестностях посёлка Пушкино располагалась школа связи Коминтерна, созданная в 1933 году, которая в обиходе ИККИ называлась Восьмой спортивной международной базой…
В школе имелся и ряд лабораторий специального назначения. В эту школу слушателями подбирались молодые, умны, холостые люди, расположенные к изучению зыков и техники. Программа занятий была очень обширной и разнообразной; изучение языков, географии районов будущей работы и истории. Особое внимание уделялось изучению «партийной техники» — тайнописи, приёмов конспирации, шифровальному делу, кодам Морзе, средствам связи. Изучались различные варианты изготовления оборудования средств связи в условиях подполья из подручных материалов. Эти вопросы преподавал большой мастер радиодела – уже упомянутый Д.Липманов (Глезер)».
Вот краткие сведения о деятельности органов Коминтерна в нашем регионе. А где же были все эти базы? Вот краевед из Мытищ С. Егоров довольно полно описывает расположение Высшей диверсионно-разведывательной школы, расположенной вблизи железнодорожной платформы «Челюскинской» (вблизи санатория «Подлипки»). Что же вполне возможно! Но есть некоторое сомнение:
Во-первых, отнести эту школу к «Базе № 1» несколько сложно, потому что она территориально относится скорей к Мытищинскому району и могла относиться к ГРУ или НКВД.
Во-вторых, дата её создания — 1924 год, хотя все Коминтерновские организации создавались значительно раньше.
Поэтому нужно начать поиски расположения этих Баз.
Итак, База № 1 в Подлипках. Можно предположить, что такая база могла располагаться, там, где затем, в 1938 году была создана Спецтюрьма (Болшевская шарашка), как подразделение Бутырской тюрьмы. В пользу этого предположения можно отметить довольно быстрое оформление этой спецтюрьмы, относительно даты приказов о создании ОТБ (Спецотдела № 4). Строительство нового такого тюремного подразделения заняло бы значительное время! А тут так быстро, уже через месяц после выхода приказа, была создана спецтюрьма в составе трёх бараков с забором и охраной. За такое короткое время можно было использовать только уже существующие строения.
И, наконец, маловероятная, но вполне правдоподобная версия – такой базой могла быть Болшевская трудкоммуна. Что мы о ней знаем? Главное, кого туда набирали – бродяжек, воров, бандитов и т.д., т.е. тех, кто в большинстве своём не имел родителей и уже в какой-то мере столкнулся с тюремной системой и органами ЧК-НКВД-ГПУ. Как я цитировал выше, в школы набирались слушателями «молодые, умные, холостые люди, расположенные к изучению языков и техники. Программа занятий была очень обширной и разнообразной; изучение языков, географии районов будущей работы и истории». А что мы знаем о программе обучения в Болшевской трудкоммуне? Да ничего! Кроме тех, документов, которые дошли до нас с тех времён, когда об этом нельзя было говорить! А школа в Трудкоммуне, была превосходная! Кроме обучения, там было много мастерских, где учащиеся осваивали практические навыки производства. Какой был хор, оркестр, художественная самодеятельность – все то, что всемерно поддерживалось и финансировалось из бюджета Коминтерна. А какая была спортивная подготовка! Каких спортсменов воспитала Болшевская трудкоммуна! Куда, как ни в Болшевскую трудкоммуну, можно было легально привозить лидеров международного коммунистического движения и в том числе Коминтерна (Вполне возможно, что именно сюда приезжал Р.Зорге).
И где, как ни в Болшево, можно было воспитать будущих борцов за мировую революцию – грамотных, физически развитых, подготовленных как к легальной, так и к нелегальной работе за рубежом, знающих языки, технику, производство, вооружение, авиацию т.е. практически готовых работать в любых условиях (легальных и нелегальных). Почему в коммуне было налажено производство лыж – да потому, что выпускники школы могли наладить для «прикрытия» своего нелегального положения такое производство в любой из северных стран. Почему было организовано производство теннисных ракеток – опять же, за рубежом входила в моду игра в теннис и, особенно, в высших эшелонах власти и аристократии. Опять же мастер по ремонту теннисных ракеток был нужен везде, чем не «прикрытие»!
А о производстве обуви я, вообще, не говорю – любой фильм того времени показывал шпионского «связника» или как портного или как сапожника! Т.е. «расколоть» такого специалиста — нелегала было сложно – он был подготовлен не только теоретически, но проработал и на практике. Все это говорит о том, что здесь планомерно готовился человеческий материал для создания в будущем подразделений квалифицированных, глубоко законспирированных революционных «боевиков». Кроме этого, разгром Болшевской трудкоммуны совпадает со временем (конец 30-х годов) отказа от идеи мировой революции и свёртыванию работы Коминтерна. И ни в этом ли причина поголовного уничтожения руководящего состава трудкоммуны – они много чего знали! Просто так в то время не уничтожали!
Владимир Ильич Малых
Уважаемый Владимир Ильич!
Спасибо за интереснейшую гипотезу. Приведу несколько оппонирующих доводов
База отдыха и санаторий Подлипки, получили название от платформы Подлипки, как ближайшей железнодорожной платформы к этому месту (1.5 км). Платформа Строитель (Яр.ЖД) появилась только в 1930 г. Челюскинская — в 1936. То есть местность санатория в то время скорее относилась к Подлипкам, чем к Мытищам. Хотя в 1930-х и Подлипки, и поселок Калининский, и Болшево и Костино входили в состав Мытищинского района. Кстати, расстояние до ст. Болшево от пл. Подлипки в 2 раза больше (3 км). До Костино оно тоже около 3-х км.
Уважаемый Сергей!
Спасибо за интересную, содержательную статью. Прежде всего обратил внимание на первое фото: здание главного корпуса. Судя по всему, именно он был построен в 38-м году? Дело в том, что недавно отдыхал в санатории «Дорохово» — главное его здание очень напоминает этот корпус. Пытался разобраться в истории его создания — не получилось. Очень напоминает усадьбу 18-19 веков, но построено в 30-40-е прошлого века. Интересная тема для исследований.
Но я про другое. Про базы №№1 и 3. Давно пытаюсь расшифровать один старый адрес: Калининград, Ярославское шоссе, 8-я база физкульт. бар. 1, кв. 10 Попался он мне в ОБД «Мемориал»: http://korolev-knigapamyati.ru/rubcov-v-ya.html Я предполагал, что речь идет о санатории «Подлипки». Теперь читаем описание базы №3 … Восьмая спортивная международная база. Интересное совпадение. Но, в таком случае, боец не мог призываться Мытищинским РВК, там был свой Пушкинский РВК. Может ошибка у Пятницкого? Мог и перепутать базы. Если удастся решить эту задачку, то мы сможем восстановить не только место жительства бойца ВОВ, но и добавить информацию в историю санатория «Подлипки».
Кстати, у Вас есть упоминание о спортивной базе Минавиапромышленности …
Все-таки, если бы база располагалась в Костино или Болшево, то её называли бы по поселению, т.к. объединение этих поселений произошло только после 1960 г.
Хотя версия очень понравилась своей вероятностью. Известно, что именно некоторые члены БТК учились летать на нашем аэродроме! Ведь разведчики должны уметь всё!
«просто так в то время не уничтожали». Вот это очень знаковое заявление!
Это уже клиника. Думал, заметят ли эту фразу? Заметили, и это радует. Сотни памятников жертвам политических репрессий установлены по всей стране. Есть он и в соседних Мытищах: http://korolev-knigapamyati.ru/dot-u-stancii-perlovskaya.html Будет ли такой памятный знак в нашем городе, где находились жертвы БТК, узники Болшевской шараги, политкаторжане и строители Акуловского водоканала? Судя по заявлению члена комиссии по увековечению памяти … очень сомневаюсь.
Шарашка, скорее всего, была организована на территории лагеря Дмитлага. Предположение о БТК не выдерживает никакой критики: там всё прозрачно и отслеживается. Единсвенное, в 41г. из коммунаров была создана диверсьенная группа «Лихие» из 4-7 человек, но это отдельная история.
База N1 на карте:
http://wikimapia.org/27485224/ru/%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
И,главное, Комминтерн — это не бродяжки и бандиты, а международная организация, куда входили личности мирового уровня, просуществовала до 1943г. располагаться на территориях, указанных Вами, Владимир Ильич, никак не могла, а вот в окружении домов большивиков, политкаторжан, санатория авиапрома- вполне!