Петроград – Нижний Новгород – Подлипки

Петроград — Нижний Новгород 

Важнейшей вехой в истории нашего города была эвакуация на площадку строительства Казенного завода военных самоходов Питерского Орудийного завода. Сколько трудных дней и ночей пришлось пережить тем, кто отправился вместе с оборудованием на баржах сначала в Нижний Новгород. Там были предложены корпуса Тобольских казарм. Эта площадка находилась чуть в стороне от города.

Краткая история Тобольского полка

История комплекса Тобольских казарм неотъемлемо является частью истории 38-го Тобольского  генерала графа Милорадовича пехотного полка.

Тобольский полк был сформирован в Москве 6 декабря 1703 г. боярином Стрешневым. Первоначально он назывался «пехотный князя Аникиты Репнина» и имел в своем составе 10 рот.

Аникита Репнин

Боевое крещение полк получил при взятии Нарвы в 1704 г.: после этого был переименован в Тобольский.

Взятие Нарвы. 1704 г.

С течением времени полк меняет командующих, а также своё место расположения. Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг., в полку служил премьер-майор М.Б. Барклай-де-Толли.

Тобольский полк в 1854 г. перебрасывается в Крым, где принимает участие в Аккерманском сражении, затем находится в Севастополе. Л. Н. Толстой именно воинам 38-го пехотного Тобольского полка посвятил свои страницы «Севастопольских рассказов», ибо большую часть обороны полк провел в районе 4 бастиона.

В 1857 году полку пожаловано имя Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, которое полк носил до самой его смерти в 1905 году от рук террориста Каляева.

Шеф полка Великий князь С.А. Романов

После чего полку пожаловали имя генерала графа Милорадовича.

Граф Милорадович

В 1903 году полку пожаловано новое знамя — Георгиевское с надписями: «За отличие в 1814 году против Французов, за дело при Четати 25 Декабря 1853 и за Севастополь в 1854 и 1855 годах» и «1703-1903». С Александровской юбилейной лентой. Высочайший приказ от 6.12.1903 г.
Оригинал знамени не сохранился. В наши дни в Тобольске изготовили копию последнего знамени полка.

В 1910 году полк был переведен в Нижний Новгород. Летом того же года началось строительство казарменных зданий.

11.04.1913 г. учреждается нагрудный знак полка:
Золотой двуглавый орел. На крыльях его серебряные вензеля Императоров Петра I и Николая II, а на хвосте число «200». Над орлом синяя эмалевая лента с надписью золотом: «1703. Тобольский. 1903». На груди орла герб графа Милорадовича (серебряный щит под золотым шлемом. Верхнее поле голубое с серебряными орнаментами. Низ щита разделен на 4 части. Верхний левый и нижний правый квадраты: на черном поле серебряный полумесяц; верхний правый и нижний левый: на серебряном поле черные орнаменты).

Последним командиром полка стал полковник Вагин Евгений Евграфович.

Штабс-капитан Вагин Е.Е. около 1900 г.

Казармы Тобольского полка

Комплекс включал около трех десятков каменных зданий: здания для проживания солдат и офицеров, конюшни, служебные и административные корпуса. Форма территории, на которой располагался комплекс, была приближена к квадрату, размеры каждой стороны были приблизительно равны 400 м. Центральная поперечная ось, проходящая через главный въезд со стороны Арзамасского тракта, разделяла комплекс на две части и вела к административному корпусу. Здания были расположены по четырем основным продольным осям –рядам. Первая продольная ось выходила фасадами зданий на Арзамасский тракт. В центре линии фасадов первой продольной оси располагались два трёхэтажных здания. Между второй и третьей продольными осями, на севере территории, располагалась хозяйственная постройка.  Здания возводили по образцам, начерченным в  военных ведомствах в «кирпичном» стиле, в сдержанном  декоре фасадов. Только офицерский клуб отличался богатым декором, в котором использованы мотивы военных стяг,  лент и венков.

Дома для офицеров возводились в два этажа и имели небольшие размеры в плане. Типовой проект дома для старших офицеров предполагал к размещению в нем двух семей,  проект дома для младших  офицеров подразумевал к размещению в нем восьми семей.

Тобольские казармы сегодня:

Мастерским нет! Заводу да!

«Самым местом нового расположения ПОЗ в Н. Новгороде был выбраны казармы быв. Тобольского полка, которые вместе с др. постройками и бараками полка, были предложены Строительной Комиссией Орудийного завода перестраивать в мастерские, склад и прочие помещения завода, а бараки — переустраивать в целях отепления».

«Правление об обращении Орудийного завода, временно, в ремонтную мастерскую впредь до наступления более благоприятных условий в выборе места под завод и в самом строительстве,  II–й  Отдел Центрального Правления Артиллерийских заводов  не нашел возможным согласиться вполне с  таким постановлением, учитывая потребность в  прицельных приспособлениях, угломерах, буссолях, производство коих было развито на Орудийном заводе, который снабжал даже  заводы Пермский и Обуховский прицельными приспособлениями к 3 дюймовой пушке обр. 902, а при этом буссоли и угломеры изготавливались только на Орудийном заводе. Правление высказалось против постройки какого бы то ни было завода на выбранном месте в Н.Новгороде».

Да, здесь были казармы, бараки, но не было ни одного здания, которое можно было быстро приспособить под цех. А фронту требовались пушки. Была создана комиссия для осмотра других заводов.

«Комиссия… осмотрела ряд заводов, причем наиболее подходящим в техническом и экономическом отношении являлся завод «Бекос», ныне казенного завода самоходов.

Заводских зданий – 6 почти законченных, 3 – на 50 %; имеются старые существующие, не заводского типа, постройки – 14. Вспомогательные постройки – сараи и навесы – 35».

Поэтому проводились работы по подготовке к передаче КЗВС Орудийному заводу. В актах подробно описывались постройки и пригодность оборудования к работе.

До декабря 1918 года передавалось Петербургскому орудийному заводу (ПОЗ) не только заводское имущество, но и движимое имущество: столы, табуретки, кровати, занавески, шкафы, чайники, стаканы, медикаменты из приёмного покоя завода Бекос, телефонные аппараты, предметы из столовой, канцелярии, уборной, кухни и прочие мелочи. Этот процесс длился до декабря 1918 года.

Так у полустанка Подлипки, где уже была сделана для КЗВС ветка железной дороги, стали выгружать эшелоны с оборудованием  Петроградского орудийного завода.

Изучая архив Москвы, где собраны дела первых лет существования Орудийного завода, ощущаешь эту суматошную, напряженную  работу по организации  выгрузки оборудования из многочисленных вагонов, составлению планов  приспособления существующих  зданий, поиску жилья для работников завода. Всё это надо было сделать в весьма короткий срок.

«18 января 1919 г прибыло 230 вагонов.

На 7 февраля 1919 г. числятся прибывших и неразгруженных: на ст. Мытищи – 24 вагона, Кускове – 34 вагона, Лосиноостровской — 47 ваг. и  Раз. Ур. – 8 вагонов. На разгрузке работает в среднем 100 -120 чел. Предположительно разгрузка оставшихся 113 вагона закончится на след. неделе.

16 апреля 1919 г. – Сегодня разгружен последний вагон с Мытищинского узла, после чего ни в Мытищах, ни в Лосиноостровской вагонов Орудийного завода нет».

Петроградский орудийный расположил свою администрацию в 2-х этажном, построенном ещё КЗВС,  деревянно — каменном здании рядом с домом Перлова. Этот дом до наших дней не сохранился. Но другой дом — близнец ещё можно увидеть на  ул. Гагарина (дом 5).  Дом Перлова, в котором жили работники  Орудийного завода, в том числе и директор завода Зотов Г.Т., тоже не дожил до наших дней.

Подлинные документы смотри:

https://historykorolev.ru/archives/2395

Маношкина Галина Ивановна, член Союза краеведов России

Источники:

http://blog.fontanka.ru/posts/193945/

https://www.government-nnov.ru/?id=191648

РГАЭ Ф. 2097 оп. 6 д. 202, 203, 204

ЦИАМ ф.1077 оп. 1 д. 274

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий