Станиславский: штрихи к портрету
Раиса Филипповна Степанова, краевед
В созвездии мировых имен имя Константина Сергеевича Станиславского горит звездой первой величины. Его работа в театре вылилась в «систему Станиславского», а созданный им театр является одним из самых знаменитых театров мира. Сегодня существует международная премия имени Станиславского, которую присуждают ежегодно. Её можно получить только один раз в жизни, как Ленинскую в советское время.
В этом 2018 году исполнится 155 лет со дня рождения и 80 лет со дня смерти Константина Сергеевича Станиславского.
Константин Сергеевич Алексеев /Станиславский это его театральный псевдоним/ родился 17 января 1863 году в семье коммерции советника Сергея Владимировича Алексеева. Вот как он сам об этом пишет: « Мой отец Сергей Владимирович Алексеев, чистокровный русский, москвич, был фабрикантом и промышленником». Сегодня известно, что его предком по отцовской линии был крепостной крестьянин ярославской губернии, получивший вольную в первой половине 18 века. Начал он торговлей горохом с лотка, но уже его сын имел фабрику золотой и серебряной канители /ниток/. Дата её основания 1785 год. Во время нашествия Наполеона фабрика сгорела, но вскоре её вновь отстроили.
Мать Станиславского родом из Петербурга. Она дочь богатого владельца каменоломен в Финляндии Василия Абрамовича Яковлева и французской артистки, приехавшей на гастроли в Россию, Мари Варлей.
Великий артист и режиссер родился хилым, слабым ребенком, страдал рахитом, говорить начал поздно, до 10 лет не выговаривал «л» и «р», но благодаря заботам матери к 9-10 годам окреп, стал быстро развиваться и оказался заводилой среди сверстников. По обычаям того времени его обучение началось дома. Родители нанимали детям лучших учителей Москвы. Когда Костя подрос и окреп «необходимость получения льгот по воинской повинности и соответствующего образовательного ценза принудили мать согласиться» на обучение в гимназии. Учился Костя очень неохотно и гимназию не закончил.
Этот факт, конечно же, является бальзамом для души родителей, дети которых сегодня плохо успевают в школе. Тем более что этот пример не единственный ни в истории нашей страны, ни в мировой истории. Но для их отрезвления следует сказать, что все известные люди, как те, которые хорошо учились в учебных заведениях, так и те, которые учились плохо, не были лодырями. Все они были способны сосредоточиться на своем деле и при этом проявляли чудеса работоспособности и ответственности. Это же можно сказать и о Станиславском.
Итак, в 1881 году Константин Алексеев уговорил родителей забрать его из гимназии. Он её покинул и приступил к работе на предприятии своего отца. В его лице Россия приобрела крупного талантливого промышленника с широким техническим кругозором и мощной интуицией. Начал он работу в конторе, но и она мало его привлекала. Его интересовали техника, машины и вообще все, что было связано непосредственно с производством. Но в полную силу посвятить себя этому делу он смог лишь после назначения его директором фирмы. Само назначение на эту должность знаменательно, ведь он не был старшим сыном в семье. Но, видимо, отец в его лице видел опору семьи и не ошибся. Всю жизнь он таковым был для членов большой семьи. Впоследствии, после революции, когда в стране была безработица и голод, а МХАТ был на государственном довольствии, некоторые из них были работниками МХАТа.
Получив широкие полномочия, Константин Сергеевич с большой энергией взялся за усовершенствование производства. На этом поприще ему пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Годы, совпавшие с его приходом на фабрику, были периодом застоя в отечественном золотоканительном производстве.
В то время в промышленно развитых странах запада металлообрабатывающая промышленность под влиянием ряда научных открытий и технических изобретений второй половины 19-го века стала усиленно развиваться, а многие отечественные предприятия работали с устаревшим оборудованием, зачастую дедовскими методами.
Константин Сергеевич усиленно изучал технологию. Он допоздна задерживался в задымленных, пропахших маслом цехах, пытливо знакомился с устройством машин, технологическими процессами. Учителями были старые мастера. Мастеровые прониклись уважением к складному юноше, который с карандашом и записной книжкой переходил от машины к машине. Но вряд ли кто-нибудь из них мог предугадать, что ему предстоит осуществить коренное преобразование технологического процесса.
В то время на большинстве металлообрабатывающих предприятиях производили проволоку методом волочения, т.е. она протягивалась через отверстия в каленых стальных дощечках. Чтобы довести проволоку до требуемой толщины, процесс волочения приходилось повторять до 100 раз. При этом волоки /дощечки/ нужно было часто менять, так как отверстия в результате трения проволоки об их стенки быстро деформировались. Таким образом, процесс этот был длительным. Недаром слово «канитель» приобрело нарицательное значение.
Станиславский решает изучить опыт лучших зарубежных фабрик, что было не просто в условиях жесткой конкуренции между предприятиями. Для этого он в1892 году выезжает за границу. Там для волочения применяли алмазы. Станиславский покупает волочильную машину с 14 последовательно расположенными алмазными волоками. Но он не ограничивается установкой иностранной машины. Он образует у себя производство алмазных волок.
Так 1894 году был создан первый в России цех алмазного инструмента. Основное оборудование для этого цеха было изготовлено руками мастеров фабрики Алексеевых. С помощью алмазных волок диаметр нитей удалось довести до 30 микрометров, т.е. делать их в 2-3 раза тоньше, чем раньше. Изделия фабрики становятся известными на иностранных рынках, они экспортируются в Индию, Китай, Турцию, США и др. страны.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже фабрика демонстрировала новый вид золотоканительных нитей, отличающихся особой тонкостью и мягкостью. Это изделие получило высшую награду выставки — «Гран-при», а Станиславский был награжден медалью выставки. Ему в это время было 37лет.
В конце 19 начале 20-го столетия в стране происходит коренное преобразование производства. Быстрое развитие электротехнической промышленности потребовало большого количества различных проводов. В 1905 году на заседании правления золотоканительной фабрики под председательством Станиславского принимается решение об организации производства также и электротехнической проволоки. Трудно переоценить этот шаг для развития электротехнической промышленности, в частности для производства вольфрамовых спиралей для ламп. Эта фабрика была перепрофилирована и получила название кабельный завод «Электропровод», просуществовав в районе Таганки до перестройки.
В 2003 году завод из Москвы был переведен в подмосковную Ивантеевку, а затем в 2012 году в Подольск. Он ныне выпускает оптоволоконный кабель. На месте завода, на Таганке был организован бизнес-центр «Фабрика Станиславского». Одним из подразделений его с 2005 года стала «Студия театрального искусства». Это место настолько хорошо облагорожено, что в 2011 году получило премию Королевского института британских архитекторов.
Вплоть до Октябрьской революции Константин Сергеевич оставался владельцем и руководителем фамильной фабрики. Любой человек мало-мальски знакомый с производством, с проблемами внедрения новых технологий, внедрения новых образцов изделий, скажет, что эта работа требует очень большого напряжения сил.
А ведь он все это время занимался ещё и артистической и режиссерской деятельностью. Вначале это был любительский так называемый Алексеевский кружок, благодаря которому он стал известен в артистическом мире. Его достижения на этом поприще были столь заметны, что творческая общественность Москвы предложила ему возглавить Московское общество искусства и литературы, которому он отдал 10 лет жизни / 1888-1898 г.г./. Это был своего рода клуб для литераторов, художников, музыкантов, артистов и всех любителей искусств. Все это время он руководил предприятием, играл в спектаклях. В 1898 году совместно с Немировичем -Данченко создал театр, который весь мир теперь знает как МХАТ.
Опять обратите внимание на даты: это период становления, как нового производства, так и нового театра. К тому же нужно помнить, Станиславский в это время, в сущности, ещё молодой человек. И у него был период увлечений и женитьбы, не обошлось и без «грехопадений». В1883 году (т.е 20-лет от роду) у него и горничной родился сын Владимир, которого официально усыновил отец Кости. Ребёнок считался воспитанником Станиславского и имел фамилию Сергеев. Впоследствии он стал крупным историком, профессором, преподавал в МГУ, был лауреатом Сталинской премии.
Женился же Станиславский в 1889 году на молодой учительнице Марии Петровне Перевощиковой, которая также увлекалась сценой, стала его верной спутницей в жизни и театре, как недавно писала «Калининградская правда» венчались они в Любимовке. Её театральный псевдоним Лилина. У них было трое детей: Ксения (умерла в младенчестве), Кира и сын Игорь.
Станиславский был хорошим отцом. Он очень внимательно относился к своим детям, впрочем, как его родители – к нему и другим детям. С этим связано, в частности, появление псевдонима Станиславский. В начальный период своей артистической карьеры он скрывал от родителей эту сторону своей жизни. Вот как он об этом пишет: «Приходилось участвовать нередко в компании каких-то подозрительных лиц.<….> И мне, человеку с «положением», директору Русского музыкального общества, выступать в такой обстановке было далеко не безопасно с точки зрения моей «репутации»…Приходилось скрываться за какой-нибудь выдуманной фамилией». Он воспользовался псевдонимом уже сошедшего со сцены артиста-любителя. Но секрет был раскрыт. Как-то, выходя в очередной раз на сцену, он увидел в первых рядах отца и мать. Что примечательно, отец досмотрел пьесу до конца, на следующий день сказал только одну фразу: «Если ты непременно хочешь играть на стороне, то создай себе приличный кружок и репертуар. Но только не играй всякую гадость Бог знает с кем». Что же, это было мудрое решение. Отец снял ненужное напряжение в жизни сына. А сын, как человек творческий во всем, и в театре создает новое представление о работе актера и режиссера.
Используя свою техническую подготовку, он много нового внес и в постановку самих спектаклей. Например, в своих воспоминаниях, он, походя, замечает, что для сокращения времени на антракт в театре были установлены подкатные платформы. И таких «мелочей», им придуманных, множество. Его находки в профессии артиста обрели название — «Система Станиславского». Подробно о ней должен говорить специалист. Я же говорю, прежде всего, о его портрете. Вот еще один штрих. До революции он и его жена работали в театре безвозмездно. В литературе о Станиславском, в его работах и письмах я не нашла сведений о размере его заработка. Но зато можно сравнить с заработками других артистов его уровня. В воспоминаниях Южина – Сумбатова есть подробные сведения. Сумбатов (Южин его театральный псевдоним)- потомок обедневшего грузинского княжеского рода. Его сценическая деятельность была для него единственным средством к существованию. А артистом он был великолепным, играл первые роли в Малом театре. Как известно, в то время МХАТ и Малый драматический театр были «конкурирующими фирмами». Причем на рубеже веков МХАТ был более успешен, следовательно, заработки были более высокими. Тем не менее, князь Сумбатов безбедно существовал на деньги артиста Южина, помогал брату и сестре, ездил за границу для отдыха и лечения. Таким образом, отказ Станиславского и Лилиной от зарплаты был значительным вкладом в доход театра.
Более того, вложив совместно с Морозовым значительные средства в становление театра, они передали МХАТ во владение артистам. Вот как он об этом пишет в своей книге « Моя жизнь в искусстве»: «После того как с помощью Морозова наше дело стало крепким и стало давать не дефицит, а некоторую прибыль, мы решили для упрочения передать его, со всем имуществом и поставленным на сцене репертуаром, группе наиболее талантливых артистов, основателям дела, которые являлись фактически его душой». Видимо, далее театр существовал по принципу русской артели или как современные народные предприятия Испании, Германии, США и др. стран.
Артисты государственных театров в конце жизни имели пенсию. МХАТ не был государственным. Поэтому Станиславский позаботился и о достойной старости своих артистов. «На берегу Черного моря, в Крыму, в нескольких верстах от города Евпатории, на великолепном песчаном пляже, была мною куплена земля и предоставлена в пользование студии. На этой земле были выстроены на деньги, вырученные от спектакля в Евпатории, общественные здания, небольшая гостиница, конюшня, коровник, склады для сельскохозяйственных орудий, семян, продуктов, запасов, погреба для хранения мяса и молока и проч. Каждый из студентов должен был сам собственноручно, выстроить дом, который предоставлялся строившему для жительства на черный день». В советское время эта территория принадлежала детскому санаторию «Чайка».
Забота об искусстве, забота о людях искусства, о их памяти была у Станиславского в крови. Так уже после революции в 1920 году он принимал активное участие в Обществе друзей Дома-музея Чайковского в Клину.
Регулярные занятия с артистами по системе Станиславского начались с 1911 года. Как истинно русский человек, Станиславский, научившись чему- то сам, стремился передать знания другим. Много говорили в свое время о его якобы тяжелом характере. Но такова реакция любого честного увлеченного человека на нерадивость, лень, халтуру.
Руководство театром и фабрикой невозможно без трезвого отношения к реалиям жизни . И эта черта характера проявлялась у него во всем. Вот еще один пример из его жизни. Начало первой мировой войны застало его с женой на лечении в немецком городе Мариенбадене. Как известно для России Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. Уже 8 августа в письме к Немировичу -Данченко он пишет: «После всего пережитого, гонения, пленения, унижения ни о чем нельзя думать , как только о средствах вырваться из этой дикой Европы». На водах кроме Станиславских было много русских, все люди не бедные , имели счета в местных и швейцарских банках. Однако, с началом войны все они были заблокированы. Станиславский же, предвидя различные коллизии, имел на руках приличную сумму наличными. Это помогло семье выбраться из вражеской страны через нейтральную Швейцарию в союзную Францию и через Марсель и Дарданеллы вернуться в Россию. Слава Богу, Турция (союзница Германии) в то время ещё не заблокировала проход. Многим же русским оказавшимся без средств пришлось столкнуться с «просвещенной Европой» в полную меру.
Мы потомки можем сегодня оценить и еще один талант этого человека — писательский. Станиславским был задуман план создания восьми книг, посвященных разным аспектам театрального искусства. В этом ряду «Моя жизнь в искусстве» была первым томом. Кроме неё, Станиславскому удалось завершить лишь один из намеченных трудов — «Работа актера над собой».
Третья книга «Работа актера над ролью» осталась незавершенной. А предполагались книги о режиссерском искусстве, опере, «революционном искусстве». На радио «Свобода» была передача «Энциклопедия русской души». Одна из тем ее – народ и искусство. При этом никак не могли установить, что же нужно народу. А вот как пишет об этом Станиславский: «Русский человек как никто другой заражен страстью к зрелищам. И чем более оно волнует и захватывает душу, тем оно для него привлекательнее. Драму, где можно поплакать, пофилософствовать о жизни, послушать умные слова, простой русский зритель любит больше, чем разухабистый водевиль, после которого уйдешь из театра с пустой душой». Не поэтому ли мы сегодня так не приемлем американские фильмы, постоянные хохмы юмористов, пустые фильмы о «братках»? Да, Станиславский знал, что он говорит. Ему было с чем сравнивать, ведь он знал и немецкого зрителя и американского. Его первая книга «Моя жизнь в искусстве» была написана во время гастролей в США в 1924 году по заказу фирмы «Литтл, Броун и К.» Артист не сразу решился подписать контракт. Но вскоре работа его увлекла. Подстегивали и финансовые проблемы — он надеялся доходом от книги укрепить доход семьи. В одном из писем он писал: «Издатель наседает. Напрягаюсь из последних сил. Почти не сплю и напролет пишу все ночи….Писал как каторжник, которому осталось несколько дней жить. Я пишу и в антрактах, и в трамвае, и в ресторане, и на бульваре». Ему в это время было более 60 лет.
По возвращении в Москву он издает книгу и на русском языке. И мы видим, что высокие литературные достоинства, сжатый, выразительный и точный язык делают книгу доступной и увлекательной для самых широких кругов читателей.
Умер Константин Сергеевич 7 августа 1938 года в результате сердечной недостаточности.
Раиса Филипповна Степанова, краевед.
Используемая литература:
- Г.С.Бурмин — «Чудесный камень». Издат-во «Знание» Москва 1984.
- К.С.Станиславский — «Мое гражданское служение России». Издательство «Правда». 1990 .
- К.С.Станиславский — «Моя жизнь в искусстве». Москва «Искусство» 1983.