Сестра милосердия

Леонид Горовой

К 100-летию со дня  рождения П.Д. Данилицкой

Среди 46 советских медицинских сестер, награжденных Международным комитетом Красного Креста медалью имени Флоренс Найтингейл*, — Полина Демидовна Данилицкая (1922 -1999).

Медаль имени Флоренс Найтингейл

Этой высокой наградой она была отмечена за свой самоотверженный труд медсестры в годы Великой Отечественной войны, которую Полина Демидовна  встретила на пограничной заставе в Карпатах, а завершила в Берлине, оставив автограф на стене поверженного Рейхстага.  В  мирные дни П.Д. Данилицкая осталась верна  своему долгу – заботе о здоровье людей. Долгое время она работала директором дома отдыха «Болшево», являлась депутатом Болшевского поселкового Совета.

Полина Демидовна Данилицкая

Полина Демидовна Данилицкая (урожденная Глушко) родилась 5 февраля 1922 года в украинском селе Благовещенка (ныне Пологовского района Запорожской области), основанном во второй половине XVIII века как войсковая слобода. Родители ее были колхозниками. Семья большая: тринадцать детей, Полина почти самая старшая.

 «Сестра уехала в город работать, — вспоминала Полина Демидовна, — я оставалась в доме за хозяйку, пока родители в поле трудились. В десять лет уже все умела делать: и готовить, и стирать, и коров доить».

После окончания семилетней школы Полина поехала учиться в медицинское училище в Орехов, что под Запорожьем:

«Собрала мне мать в белый платок снеди нехитрой, дядя Гриша, брат мамин, три рубля в карман вложил, и отправилась я в далекий город учиться…».

Окончив медицинское училище и получив диплом медсестры, Полина приехала в Дрогобычскую область и работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в одном из приграничных сел Западной Украины, затем была избрана первым секретарем Славского райкома комсомола. Полина ездила по селам, проводила собрания, организовывала колхозы, убеждала недоверчивых: «Мы строим новую жизнь не для того, чтобы у нас ее разрушили, отняли». Активистка не только агитировала людей за новую жизнь, но и строила личную: она вышла замуж за пограничника Александра Титкова.

Все созидательные планы в одночасье разрушила война…

«Вечером к нам пришли гости: замполит с женой, — вспоминала впоследствии Полина Демидовна. — Пирогов я напекла отменных. Чай душистый сделала. Засиделись чуть ли не до первых петухов. Разбудили нас близкие взрывы. Тяжелые. Страшные. Казалось, горы с места сдвинулись. И наш домишко, всегда казавшийся прочным, вечным, затрясся, закряхтел. Я выскочила на террасу. Три огромных самолета с крестами висели прямо над головой… И взрывы, взрывы.

С первых часов войны оказывала я помощь раненым бойцам пограничного отряда. До 28 июля держались пограничники, пока не пришел приказ об отступлении. Какие это люди! Они стояли насмерть. И до чего же больно было видеть, как по нашей родной земле шли враги».

Почти неделю небольшая застава сдерживала атаки врага.

«Боезапас был на исходе, — писал бывший начальник заставы, затем командир пограничного батальона Михаил Паджев в книге воспоминаний «Через всю войну». — Вижу, как переползают от окопа к окопу фельдшер комендатуры Павел Бойко и его помощница Полина Титкова, жена начальника резервной заставы лейтенанта Титкова. Подхватывая то одного, то другого раненого, они переносят их в тыл подальше от этого ада».

Но силы были не равны. Гибли товарищи. Погиб и отважный пограничник Александр Титков. Молодые супруги не прожили в браке и полгода, а вместе провели  еще меньше: он на границе, она в селе Сможе или в поездках по другим селам… В 19 лет Полина Титкова стала и вдовой, и сиротой, потому что погибли и муж, и отец, и брат.

Ни к боли, ни к смерти Полина Демидовна, по ее словам, привыкнуть не смогла:

«Особенно горько было, когда раненые буквально на моих руках умирали. Казалось, все: вытащила, спасла, а он уже не дышит… Помню, как рыдала над пограничником. Тогда впервые увидела, как погибают. Фирсов его фамилия. Ни крови, ничего не было, только маленькая точка в груди. Осколок попал в сердце».

В августе 1941 года Полина Титкова получила приказ доставить раненых пограничников в тыл. В пути медсестра оказывала помощь и пострадавшим беженцам.

«Больше всего я боялась попасть в плен или погибнуть на чужой земле, — делилась воспоминаниями Полина Демидовна спустя много лет после войны. —  Этого не случилось. А что ранена трижды — так из этой войны мало кто невредимым вышел. Заживало на мне все быстро. Тяжелое ранение было, когда Москву защищали. Подлечили, а вскоре я сама за ранеными стала ухаживать. Военный госпиталь находился в Лефортове. Непрерывным потоком шел транспорт с ранеными. Не передохнуть. Шестнадцать дней и ночей не ложилась спать. Пять минут подремлешь на ходу, сомкнешь глаза, веки тяжелые, как свинец… Кругом — стоны, вскрики, боль незатихающая, беда. Зато, как отбросили немцев от Москвы, сколько радости было! Тогда наградили меня медалью «За отвагу». Самая дорогая моя награда».

После выздоровления Полину Титкову оставили продолжать службу в госпитале, здесь она стала коммунистом. Работала, как и другие медики, до изнеможения. Но все же это был не фронт, а она рвалась туда, на передовую сражения с врагом. И ее отпустили.

…Недалеко  от  старинного  русского города Вязьмы, на окраине деревни Пыжовка,  стоит обелиск, на котором высечена надпись:

«Здесь в Великую Отечественную войну (17.03.43 — 19.06.44) действовал фронтовой госпиталь № 290, личный состав которого вернул в строй десятки тысяч солдат и офицеров».

Медсестра Полина Титкова  была комсомольским вожаком  этого подземного госпиталя.

В книге «Во имя жизни» начальник сортировочного эвакогоспиталя № 290  Западного фронта полковник медицинской службы Вильям Гиллер так вспоминал о ней:

«Нужна была кровь для переливания – и Полина давала ее первой, за ней следовали другие; нужно было заготовлять дрова, копать траншеи и землянки – первыми шли комсомольцы во главе с Полиной. Она вела политбеседы в общежитии, учила девушек стрелять, устраивала маленькие праздники по случаю дней рождения медсестер, санитарок, швей, прачек, организовывала для раненых концерты художественной самодеятельности…».

Отдавая должное профессиональной деятельности медсестры, Вильям Ефимович писал:

«Словно стремительный вихрь носилась Полина по  госпиталю, не зная  покоя и усталости. И всегда появлялась там, где труднее. Она участвовала в разгрузке раненых, вела политбеседы в общежитиях,  учила девчат владеть боевым оружием. Всю свою «канцелярию»  Полина Титкова умещала в командирской сумке. В те годы фотогазета Главного Политуправления Красной Армии поместила ее портрет, как одной из лучших медсестер прифронтовых  госпиталей».

Полина Титкова служила в медико-санитарном батальоне стрелковой дивизии, затем – в 142-й артиллерийской бригаде. С последней она прошла Белоруссию, Польшу по огненному маршруту Шклов–Быхов–Могилев–Минск–Варшава… Только в ходе боев за освобождение Витебска Полина вынесла из-под огня десятки раненых. Услышав призыв «Сестра!», она  ползла к раненому, вжимаясь в землю. И как сама впоследствии рассказывала, при этом

«думаешь только об одном: доползти во что бы то ни стало. А потом остановить кровь, наложить повязку и быстрее дотащить бойца в укрытие, в первую попавшуюся ложбинку. Тянешь изо всех сил раненого, в нем килограммов восемьдесят. Да еще ружье тяжелое. А как же? Личное оружие нельзя бросить. И такая сила появляется в этот момент, потому что жизнь человеческую спасаешь!».

Лейтенант медицинской службы Полина Титкова

На счету медсестры Полины Титковой — примерно двести солдат, вынесенных с поля боя. Знала ли она, кого спасала?

Чаще всего нет. Некогда было смотреть в лицо. Перевяжешь, дотащишь до укрытия и назад, к раненым.

На вопрос корреспондента «Вы счастливая?» Полина Демидовна уже в мирные годы ответила:

«Везучая. Был на фронте такой случай. Уже в конце войны, в феврале сорок пятого. Наша артиллерийская бригада приближалась к Одеру. И вдруг, как всегда неожиданно, в небе раздался гул фашистских самолетов. Вражеские асы шли на бреющем полете и стреляли в упор. Как не настигла меня пуля, не знаю. Просвистела буквально в нескольких сантиметрах от лица…».

За годы войны она была трижды ранена и получила контузию, но каждый раз после выздоровления возвращалась в свою часть. Закончила войну Полина Титкова в звании старшего лейтенанта  медицинской службы. Ее ратный труд был отмечен боевыми наградами – медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Отечественной войны I степени.

После войны Полина Демидовна познакомилась со своим будущим мужем Антоном Петровичем Данилицким. Вспоминала:

«Оба — старшие лейтенанты. И воевали, как выяснилось, почти рядом, но ничего друг о друге не знали. Помню, в сорок седьмом пошли мы с ним в театр на «Анну Каренину», смотрю, а у Антона Петровича — золотая звездочка. До этого я и не знала, что он — Герой Советского Союза… Такой скромный человек».

Антон Петрович в годы войны был командиром танка Т-34. Он особо отличился во Львовско-Сандомирской наступательной операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту (на момент награждения) Данилицкому Антону Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Герой Советского Союза А.П. Данилицкий

24 июня 1945 года А.П. Данилицкий участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве.

Полина Демидовна вышла замуж за  Антона Петровича. В 1952 году в семье Данилицких родился сын Анатолий.

Антон Петрович после войны продолжил армейскую службу. Уволился в запас в 1972 году в звании полковника. 9 мая 1995 года принимал участие в юбилейном Параде Победы в Москве. Антон Петрович участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи города Королёва.

Полина Демидовна Данилицкая работала на различных руководящих должностях в домах отдыха в Кашире и Зеленограде, много лет являлась директором дома отдыха «Болшево», избиралась депутатом Болшевского поселкового Совета.

У Полины Демидовны было большое и сложное «хозяйство», занимавшее несколько гектаров земли, с  десятком дач и огромным парком, где вольготно чувствовали себя белки и птицы. Прежде чем принять отдыхающих, директор лично обходила все владения, заглядывала во все уголки. И не потому, что не доверяла подчиненным. Полина Демидовна была прирожденным лидером, и ей было важно во всем убедиться самой. Но даже большие хозяйственные заботы не  заслоняли для нее живого человека: «Я считаю: если хочешь, чтобы люди отдавались делу без остатка, думай о них, как о себе». Она добилась обеспечения квартирами всех сотрудников дома отдыха «Болшево». При этом директор не делала послаблений ни для себя, ни для сотрудников, если требовалось,  могла и власть употребить. Ей всегда претили фальшь, расхлябанность, леность. Говорила:

«Сколько помню себя, всегда была такой. И сейчас непримиримо отношусь к любой нечестности, подлости. И всегда говорю правду в глаза.  Может быть, резко иногда получается, но ничего не поделаешь. А превыше всего ценю доброту в людях. Это, на мой взгляд, самое прекрасное человеческое качество».

В 1981 году П.Д. Данилицкая была награждена  медалью «За трудовую доблесть». А в 1983 году Международный Комитет Красного Креста наградил Полину Демидовну Данилицкую медалью имени Флоренс Найтингейл.

«Я воспринимаю эту награду, — говорила она, — как великую оценку труда моих близких подруг по войне и совершенно незнакомых советских женщин, отдающих себя медицине. Это для меня и признание заслуг всего советского народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков».

Полина Демидовна Данилицкая ушла из жизни 31 декабря 1999 года. Ее похоронили на Востряковском кладбище Москвы. На надгробном памятнике П.Д. Данилицкой изображены ее портрет, над ним – медаль имени Флоренс Найтингейл, под портретом указаны имя, отчество, фамилия и даты жизни, отдельной строкой значится: сестра милосердия. Антона Петровича Данилицкого не стало 10 сентября 2010 года. Он похоронен рядом с женой. Отныне они вновь вместе. Теперь уже навеки.

Памятник на могиле П.Д. и А.П. Данилицких на Востряковском кладбище Москвы

Иллюстрации из открытых источников.

*Медаль имени Флоренс Найтингейл учреждена в 1912 году Международным Комитетом Красного Креста в честь английской сестры милосердия и общественной деятельницы Флоренс Найтингейл (1820-1910), с семнадцати лет посвятившей свою жизнь уходу за больными и ранеными. В  период Крымской войны (1854 г.) она работала в полевых госпиталях, спасла  тысячи жизней. В 1856 году  Флоренс Найтингейл на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсестрах, погибших в войне. На собранные ею деньги в 1860 году была организована первая в мире школа сестер милосердия. Найтингейл написала ряд книг по вопросам сохранения здоровья, ухода за больными, управления госпиталями. 12 мая в день ее  рождения мир отмечает Международный день медицинской сестры.

Медалью имени Флоренс Найтингейл награждаются дипломированные медсестры и медбратья за особые самоотверженные поступки в отношении к больным людям в мирное или военное время, за исключительные моральные и профессиональные качества, гуманизм и милосердие. В Советском Союзе медаль  имени Флоренс Найтингейл впервые была вручена двум медсестрам в 1961 году. Всего за годы существования СССР медалью имени Флоренс Найтингейл были награждены 46 женщин-медиков.

ЛИТЕРАТУРА

Та самая Поля: [Беседа с дир. Дома отдыха «Болшево» П.Д. Данилицкой-Титковой, сестрой милосердия, участницей Великой Отеч. войны, кавалером ордена Отеч. войны 1 степ., ветераном Сов. Красного Креста, удостоенной в 1983 г. междунар. награды — медали «Флоренс Найтингейл», учрежд. Лигой Междунар. Красного Креста в 1912 г. в честь англ. сестры милосердия, с семнадцати лет посвятившей себя уходу за больны­ми и ранеными] /Беседу вела Е. Светлова // Воскресные встречи: Беседа с интерес. людьми / Сост. П.Н. Гусев. — М.: Моск. рабочий, 1987. — С. 97-102.

Васильев А. Медаль за милосердие: [Среди недавно награжд. медалью Междунар. Красного Креста «Флоренс Найтингейл» участниц Великой Отеч. войны — П.Д. Данилицкая-Титкова] // Сов. Красный Крест, — 1983. — № 9. — С. 29.

Иванов О. Автограф на рейхстаге: [Награды. Недавно дир. подмосков. дома отдыха «Болшево» П.Д. Титковой-Данилецкой вручена награда — медаль «Флоренс Найтингейл»] // Лен.знамя. — 1983. — 27 июля. — (Панорама новостей «ЛЗ» ).

Тюляндин А.А. Кавалер медали «Флоренс Найтингейл»: [П.Д. Данилицкая: Дир. дома отдыха «Болшево», де­путат Болшев. поссовета, пред. поссовета по здравоохранению] // Мед. сестра. — 1984. — № 3. — С.57-58: фот. – (Ветераны войны и труда).

Волкова Р. Ключ от дома: [О П.Д. Данилицкой-Титковой и ее муже Герое Сов. Союза, инж.-полк. А.П. Данилицком] // Сов. Красный Крест. — 1984. — № 6. — С. 67: фот.

Шанурова Ж. Здравствуйте, сестричка!.. : [Два года назад за мужество, щедрость души Междунар. Крас­ный Крест отметил П.Д. Данилицкую-Титкову почет. наградой – медалью «Флоренс Найтингейл»] // Охрана труда и соц. страхование. — 1985. — С.12: фот.

Этот день мы приближали как могли: Встреча бое­вых подруг. [Одна из участниц встречи — П.Д. Данилицкая-Титкова, б. ст. лейтенант мед. службы, сейчас — дир. дома отдыха «Болше­во»] / Подгот. Л. Кирилюк и  О. Сасорова // Сов. женщина. — 1985. — № 3. — С.12-13, 36-39: фот.

Данилицкая (Титкова) Полина Демидовна / Сайт преподавателя Филипповой С.Н. // http://filippovasn.ucoz.ru/index/medalistki_1983/0-93

Телегина Д. Цена победы в Великой Отечественной войне: [Настоящей легендой стала тетя Владимира Полина Демидовна Титкова (урожденная Глушко)] // http://900igr.net/prezentacija/obg/stranitsa-semejnoj-slavy-163444/nastojaschej-legendoj-stala-tetja-vladimira-polina-demidovna-titkova-7.html

Леонид Горовой

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий