Откуда пошла Любимовка?
Ответ на этот вопрос можно найти в истории сельца Максимково, которое впервые упомянуто в писцовых книгах 1623-24 гг. В Московском уезде, Боховом стане, значилась деревня Максимково, что была пустошь, на реке Клязьме. Слово пустошь означало место, где раньше жили люди. Скорее всего в Смутное время конца ХVI – начала ХVII веков деревня была разорена, дома сожжены, а населяющие ее крестьяне были перебиты или уведены в плен.
В тех же писцовых книгах было упомянуто, что ранее это поселение по государевой грамоте 1618 года находилось в поместье, то есть в аренде, за князем Иваном Андреевичем Львовым. На 1623-23 год, в деревне Максимково находился двор вотчинников, где живут дворовые люди. Слово вотчина означало, что земля с деревней была передана князю Львову в полную собственность.
У князя Ивана Андреевича был брат Яков. Именно к потомству Якова Андреевича перешло в собственность сельцо Максимково. У князя Якова Львова был сын Лука, у которого родилось двое детей: Борис и Петр. Борис Лукич умер до начала ХVIII века и его доля в этой вотчине перешла к сыну Ивану.
В сельце Максимково, принадлежавшее тогда двум помещикам: князьям Петру Лукичу и его племяннику Ивану Борисовичу Львовым, случилось важное событие — строительство храма.
С 1702 г. стало селом и к названию прибавилось слово Богородское после освящения церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Простояла почти век, после чего Максимково вновь стала именоваться сельцом.
В 1704 году в селе Максимково находились: деревянная церковь Казанской Пресвятой Богородицы, двор помещичий, двор скотный с шестью человеками, да девять дворов крестьянских с 24 душами.
Наиболее известным представителем княжеского рода Львовых, владевших Максимковым, был князь Петр Лукич Львов. Его биография достаточно хорошо известна. В 1660 году он записан стольником при царском дворе, был окольничим, служил воеводой в Томске, Курске, Севске, на собственные средства построил корабль для Азовского флота. Умер князь Пётр Лукич Львов в 1715 году.
Его племянник князь Иван Борисович Львов служил по дипломатической части. Многие годы жил за границей, поэтому принадлежащая ему часть села Максимково была передана его сестре.
В 1718-20 гг. перешло в руки вдовы Петра Лукича – Анне Автономовне — и сестре Ивана Борисовича — Елене, которая в 1736 году постриглась в монахини. Княгиня Анна Автомоновна Львова уступила свою часть имения родному брату Михаилу Автомоному Толубееву, а после его смерти перешло к дочери его Авдотье — жене князя Алексея Константиновича Белосельского, а потом и самому Белосельскому, который дослужился до чина статского советника.
Из исповедной ведомости Богородицкой церкви села Максимково составленной в 1774 году, стало известно, что этим поселением по-прежнему владели два помещика: княгиня Анна Львовна Трубецкая и князь Белосельский, но не Алексей Константинович, а его сын Иван Алексеевич (ум. 1785). О нём известно, что вышел в отставку премьер-майором, был женат, имел двух дочерей, одна из которых – Варвара вышла замуж за Александра Александровича Нарышкина. Сыновей у князя Ивана Белосельского не было, и на нём закончилась старшая ветвь этого рода.
А вот вторая часть села Максимково, принадлежащая ушедшей в монастырь княжне Елене Львовой, за короткое время сменила нескольких владельцев. Сначала часть Максимкова перешла в собственность Лукерьи Хрущевой – жене Алексея Леонтьева Хрущева, а с 1738 года ею стал владеть граф Сергей Борисович Шереметев (1715-1768). Однако уже в 1739 году владелицей части села Максимково была записана вдова Пелагея Борисовна Шереметева.
В 1749 году село Максимково принадлежало двум владельцам: князю Алексею Константиновичу Белосельскому и вдове княгине Анне Львовне Трубецкой (1704-1776). Именно эти двое помещиков, на долгие годы вперед стали владельцами этого поселения и окрестных земель. Причем, несмотря на то, что они не были родственниками, их земельные владения долгое время были общими. При проведении в 1766 году генерального межевания всех владений Московской губернии, им на двоих в имении при селе Максимково Московского уезда, Бохова стана, принадлежало: пашни 96 десятин 1630 саженей, леса 131 д. 328 с, сенного покоса 14 д. 1878 с. Под селением находилось 3 д. 800 с., под дорогами 2 д. 312 с., под рекой Клязьмой 7 д. 588 с., а всего 275 десятин 728 саженей*. В самом Максимкове жили: 32 души принадлежащие княгине А.Л.Трубецкой, и 13 душ князю А.К.Белосельскому. (В.С.Кусов — Земли Московской губернии в XVIII веке. Том 1. Стр. 52).
*Так записано у Кусова, но, судя по карте, при реставрации не удалось правильно склеить строчки – можно прочитать как 265дес. 728 саж. В других документах РГАДА есть запись 255 дес. 728 саж. Если сложить земли, разделенные в 1851 , то получается 267 дес. 588 саж.
Княгиня Анна Трубецкая была самой младшей дочерью боярина Льва Кирилловича Нарышкина (1664-1705), рожденной от его второго брака с Анной Петровной Салтыковой (1677-1728). По отцу она приходилась двоюродной сестрой самого императора Петра I. В 1756 году княгиня Анна Львовна пожалована в статс-дамы своей троюродной племянницы — императрицы Елизаветы Петровны.
Её мать, княгиня А.П. Нарышкина, через несколько лет после смерти первого мужа, в апреле 1713 года вновь вышла замуж за сподвижника царя Петра I, также вдовца — графа Бориса Петровича Шереметева (1652-1719). На их свадьбе, где наверняка присутствовала и 9-летняя Анна, распорядителем был сам царь. В этом браке родилось несколько детей, среди которых и Сергей Борисович Шереметев, владевший некоторое время частью села Максимково. Видимо, княгине Анне Трубецкой часть этого селения отошла в наследство после смерти Пелагеи Борисовны Шереметевой или кого-то из других родственников по этой линии.
В браке с князем Алексеем Трубецким родились два сына: Иван (ум.1811) и Сергей (1731-1777). Муж умер молодым до 1743 года, и был похоронен в Александро-Невской Лавре города Санкт-Петербурга. Умерла кН. Анна Трубецкая 18 сентября 1776 года и похоронена на кладбище Московского Донского монастыря. Ее имение наследовал сын, полковник князь Сергей Алексеевич Трубецкой (1731-1777).
Последним владельцем из рода Трубецких был наследник покойного Генерала Адъютанта, князя Василия Сергеевича Трубецкого — Андрей Васил. Трубецкой, Титулярный Советник, Камер — Юнкер, продавший 2 апреля 1859 года земли сельца Максимкова Рихтеру Федору Федоровичу, Действ. Стат. Советнику.
Известный русский архитектор, основоположник научной реставрации в России Федор Федорович Рихтер родился 23 февраля 1808 г. в семье художника. Местом его рождения называют либо г. Гольдинген Курляндской губернии, либо Петербург. Пойдя по стопам отца, Федор посвятил себя художествам и в 1827 г. уже состоял рисовальщиком в чертежной при постройке Исаакиевского собора в Петербурге, а также был вольноприходящим учеником Академии художеств. С 1841 г. работал в Москве и числился третьим архитектором по строительству Большого Кремлевского дворца, главным архитектором которого был К. А. Тон. Начиная с 1843 г. в течение 25 лет Ф. Ф. Рихтер как старший архитектор, ответственный за архитектурную и строительную часть, возглавлял все работы по Большому Кремлевскому дворцу. Знаменская церковь в селе Дубровицы, стены Псковского и Московского Кремля, кремлевские соборы — Благовещенский и Спаса на Бору, Ипатьевский монастырь в Костроме — вот далеко не полный перечень работ, осуществленных Ф. Ф. Рихтером.
В 1867 г. Рихтеру было поручено составление проекта Московской городской думы на базе Присутственных мест, с сохранением старых стен. В том же году зодчий вошел в группу членов-основателей Московского архитектурного общества. 7 марта 1868 г. Федор Федорович Рихтер скончался, оставив двоих сыновей и четырех дочерей.
В метрической книге Максимковской церкви за 1783 год вместо князя Ивана Алексеевича Белосельского, владельцем части села Максимкова записан подполковник князь Александр Петрович Щербатов, владевший и соседним сельцом Куракино. С 1801 года — полковник Дмитрий Бахметев, с 1806 года — генерал-майор Дмитрий Иванович Киселев (1761-1820).
И лишь в 1822 году в одной из церковных книг впервые было упомянуто сельцо Любимки принадлежащее капитану Александру Николаевичу Щербачеву (1791-1834).
Незадолго до того как стать вдовой, а именно 21 июня 1833 года гвардии капитанша Софья Сергеевна Щербачева продала имение при сельце Любимки с господской усадьбой и крепостными людьми новому владельцу – Алексею Тихоновичу Ярославову (1796-1856).
28 мая 1834 года владения переходят коллежской советнице Варваре Афанасьевне Крекшиной.
7 февраля 1844 года в Московскую духовную консисторию поступило прошение статской советницы Варвары Афанасьевны Крекшиной о дозволении ей в приходе села Болшева в сельце Любимовке устроить домовую церковь. На сем прошении Митрополит Московский Филарет вынес резолюцию: «рассмотреть и с мнением представить». 7 октября 1844 года домовая церковь в доме госпожи В.А.Крекшиной, состоящая в приходе села Болшева в сельце Любимовка освящена, но стояла долгое время без колокольни.
В 1849 году, уже по исповедным книгам новой владелицей записана штабс-ротмистрша вдова Елизавета Петровна Пукалова. Она доводилась Варваре Крекшиной дочерью от первого брака с Петром Мальшиным. О муже, Платоне Ивановиче Пукалове известно, что он происходил из дворян Тверской губернии, за матерью его в Вышневолоцком уезде состояло 1000 душ крестьян. Родившись в 1807 году, 22 ноября 1823 года Платон Пукалов вступил в службу унтер-офицером в лейб-гвардии Преображенский полк. Платон Иванович Пукалов уволен от службы с награждением чином штабс-ротмистра. 10 ноября 1833 года отставной штаб-ротмистр Платон Иванович Пукалов, 26 лет, первым браком женился на дочери умершего надворного советника Мальшина, девице Елизавете Петровне, 20 лет. 18 декабря 1843 года он умер от скоротечной чахотки. Помимо дома после его кончины наследникам достались: имения в Пензенской, Симбирской и Рязанской губерниях, в которых проживало до 1000 душ крестьян.
В 1851 г. 30 мая было составлено завещание Елизаветой Петровной Пукаловой при отъезде за границу на лечение, ради которого и определена в межевых границах ¼ часть земли с/ца Максимкова вместе с полусельцом Максимково и сельцом Любимовка.
Сохранился геометрический специальный план имения Любимовка, составленный в 1851 году. Всего – 66 десятин, 1947 сажень земли. Из построек же в сельце Любимовка находился господский деревянный дом, при котором жило дворовых людей по 9-й ревизии мужчин – 11, женщин – 13 душ. В полусельце Максимкове 2 крестьянских двора, в них мужчин — 4, женщин – 5.
Елиз. Петр. Пукалова подала прошение на определение межи ещё и потому, что владелец соседней части сельца Максимково Вас. Серг. Трубецкой скончался в 1841 г., когда младшему из 6 сыновей и пяти дочерей было только 10 лет. Была установлена опека, а раздел имущества мог произойти только после совершеннолетия младшего. Именно на 1851 г. пришелся раздел имущества. Землю сельца Максимкова разделили на три части, которые обозначили: М33, М34, М35.
М33 – ¼ часть общей земли сельца Максимково и сельцо Любимовка, в которой жили дворовые люди по 9-й ревизии мужчин – 11, женщин – 13 душ, досталась Пукаловой Е.П. и в сельце Максимково — крестьянские дворы, где проживало 4 мужчины и 5 женщин. Всего: 66 дес. 1947 саж.
М34 – земля в 130 дес. 2101 саж. располагалась по правую сторону течения реки Клязьмы вместе с сельцом Максимково из 8-ми дворов.
М35 – земля части сельца без каких-либо поселений и крестьянских дворов составила 69 дес. 1340 саж., что тоже, примерно, чуть больше ¼ части. Большая часть располагалась на левом берегу.
Очередным владельцем становится сын Е.П.Пукаловой и П.И. Пукалова — Платон Платонович. В 1862 г. Платон отдал крестьянам 16 дес.1200 саж. вместе с п/с-цом и пашней. В 1868 году поручик Платон Платонович Пукалов продаёт своё имение при сельце Любимовка.
Новой хозяйкой усадьбы стала вдова статского советника Елизавета Александровна Князева. Как только Князева официально вступила в права владения Любимовкой, на следующий день, 20 марта 1869 года поверенный вдовы статского советника Елизаветы Александровны Князевой, отставной подпоручик Александр Николаевич Бурмин продал почетным гражданам С.В.Алексееву и В.В.Сапожниковой, свободную от всякого залога и запрещения ненаселенную землю, состоящую Московской губернии и уезда при сельце Любимовке, в кол-ве 50 дес. 747 саж.
Южнее построек старой усадьбы, на излучине реки Клязьмы, был построен в 1871 году большой господский дом и три небольшие постройки, видимо хозяйственного предназначения. Автором проекта «Белой дачи», так Сапожниковы называли свой дом в Любимовке, был архитектор Александр Алексеевич Никифоров (1834-1915).
В 1878 году при деревянной Покровской церкви в сельце Любимовке иждивением коммерции советника Сергея Владимировича Алексеева была построена каменная колокольня.
С той поры вплоть до революции Любимовка принадлежала двум семьям. Хотя они не ограничивали свои владения только этими землями. Как Вера Владимировна с сыновьями, так и Сергей Владимирович прикупали смежные с ними земли и не только, став самыми крупными землевладельцами в округе.
Краеведы Михаил Некрасов и Галина Маношкина
Источник:
Михаил Некрасов и Галина Маношкина -» Сапожниковы. Московские фабриканты». Москва. 2018 г.
История сельца Любимовка представлена в кратком изложении из указанной книги. О церкви Покрова Пресвятой Богородицы читать там же. Материал дополнен сведениями о самом сельце Максимково, в состав которого входила Любимовка.
По сведениям из интернет Белая дача сгорела в 1993 году. Тогда же разобрали самый старый — главный дом усадьбы Алексеевых. Так ли это?
Разобрали главный дом якобы для реставрации. Где-то лежит может гора этих бревен.