От картин к кинокартинам
Краевед, Владимир Алексеевич Парамонов продолжает нас знакомить с судьбами людей, имена которых тесно связаны с нашим краем — внучкой создателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова.
Много лет назад две мои одноклассницы пытались поступить во ВГИК. Но после со слезами на глазах мне рассказывали: «Нас во втором туре «срезал» Кулешов…». Но они в то время даже не знали, как им повезло, что выпала такая редкую возможность – пообщаться с таким замечательным человеком, судьба которого тесно связана с нашим краем… А недавно на выставке в “Манеже» «История советского кино в киноплакате. 1919-1991» среди 300 редких экземпляров меня сразу же привлекла афиша к фильму Л.Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1923). Как же это всё удивительным образом связано?
Вспоминает Александра Сергеевна Хохлова (04.10.1897-22.08.1985), супруга Льва Кулешова, в книге Л.Кулешова и А.Хохловой «50 лет в кино» (М.: «Искусство», 1975): «Я родилась в Берлине… Мой отец Сергей Сергеевич был старшим сыном знаменитого доктора Сергея Петровича Боткина, чьим именем названа больница в Москве. … Отец, так же как и дед, был врачом – профессором Военно-медицинской академии в Петербурге. … Моя мать – Александра Павловна была дочерью создателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова. … Очень большое влияние на мое воспитание оказала семья К.С. Станиславского. Я уже упоминала, что на даче мы жили под Москвой, в Тарасовке (точнее в Куракино, ныне г.Королёв – В.П.), а соседями были Алексеевы-Станиславские. Семья Алексеевых – давнишние знакомые семьи Третьяковых, а мать Станиславского даже посылала сына делать предложение руки и сердца в девичьи годы моей матери. Предложение не увенчалось успехом; когда Константин Сергеевич вернулся домой, его мать спросила в нетерпении: «Ну как?» «Ничего не вышло, — ответил он. – Я пришел, а она мне сказала – ах, это вы? А я думала, другой…»»
В 1919 году произошло её знакомство с Львом Владимировичем Кулешовым (01.01.1899-29.04.1970), на тот момент известным уже кинорежиссером и преподавателем киношколы.
Знакомство это произошло не совсем обычно. Кулешову рассказали, что двое студентов киношколы сделали пародию на этюды, которые он ставил экзаменующимся. Пародия эта, как утверждал сам Лев Владимирович, была невероятно смешной и замечательно тонко и ловко сделанной. Так вот одной из пародисток была студентка Хохлова. Знакомство состоялось и связало этих двух талантливых людей на всю жизнь. «Мы не познаем творчества Кулешова без той роли, которую сыграла в его судьбе Хохлова…» — говорил очень точно кинокритик С.И. Фрейлих.
В 1924 году Л.Кулешов поставил один из лучших своих фильмов «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» по либретто поэта Николая Асеева. В этом фильме, пожалуй, впервые, очень точно и выразительно передана московская натурная среда: ее занесенные снегом улочки, старинные достопримечательности – храм Христа Спасителя (еще до разрушения – В.П.), собор Василия Блаженного, Александровский сад… Одну из ролей в этом фильме исполняла А.Хохлова.
И вновь обратимся к книге «50 лет в кино», где собраны очень важные для нас воспоминания о жизни Маяковского в наших краях, на даче на Акуловой горе в Пушкино: «Для нас Маяковский был неотъемлемой частью Москвы – как Кремль, как Москва-река, как Василий Блаженный. … Близко мы знакомы с Маяковским, Лилей Юрьевной Брик и Осипом Максимовичем Бриком с 1927 года. … Помним Маяковского в саду на даче в Пушкине, на Акуловой горе, помним его собиравшим в лесу грибы, шагающим на железнодорожную станцию, стреляющим из браунинга по пню, сидящим в вагоне дачного поезда, вернее, стоящим у окна и то и дело вынимающим записную книжку и вписывающим туда, вероятно, стихи, рифмы… Однажды Кулешов подвез Маяковского в Пушкино на своем мотоцикле. Но это было только раз – булыжная дорога (Ярославка оставалась такой до середины 1960-х годов – В.П.) того времени была невыносимо утомительна для езды на мотоцикле с коляской.
Как-то Кулешов привез на дачу начинавший входить в моду пинг-понг. Маяковский попросил его научить игре. Вначале дело не ладилось, но Владимир Владимирович был упорен и неутомим. Игра продолжалась почти сутки, выигрыш Кулешова доходил до астрономических цифр, но в конце суток игра кончилась проигрышем Кулешова. Много Маяковский играл с друзьями в модную тогда игру маджонг / китайская азартная игра с использованием игральных костей для четырёх игроков (каждый играет за себя)/. На даче в Пушкино был большой сад, по дорожкам которого Маяковский гулял сосредоточенно и долго – думая, бормоча, напевая, записывая. Он гулял в лесу, купался в Уче (река в Пушкино). Маяковский вообще любил напевать про себя, и, кажется, всегда со значением – в соответствие со своими переживаниями и настроениями. Помним: «Знаю, придет он кланяться низко…» На дачу приезжало много людей.
Хозяйством занималась Аннушка (описанная Маяковским в поэме «Про это»). Она готовила множество пирожков и котлет – это было самое удобное, чтобы любое неожиданное количество гостей было сыто. В Пушкино Маяковский писал поэму «Хорошо!» и читал из нее отрывки. На даче как-то ощенилась Булька. Это совпало с часом, когда все ушли гулять – кто купаться, кто в лес; с собакой осталась только Хохлова, которая и помогла разродиться сучке. А по ночам Осип Максимыч Брик дежурил у щенят – успокаивая их, когда они пищали. Прошло много лет, Маяковского уже не было в живых, и Булька временно жила у незнакомых нам Ясенских. Вдруг как-то на улице к Хохловой, к великому недоумению Ясенского, с радостным визгом и лаем бросился бульдог – собака узнала свою «акушерку» и осыпала ее ликующими поцелуями!…».
Действительно, прошло немало лет, и в самом первые дни ВОВ Л.Кулешов оказался в Доме творчества кинематографистов в Болшево (ныне г.Королёв- В.П.), а это совсем рядом от того места, где снимали дачу Третьяковы. Шла напряженная работа вместе с Аркадием Гайдаром над сценарием фильма «Клятва Тимура».
В Болшеве дни были наполнены тревогами (рядом находились оборонные предприятия – В.П.), правда, было не разобрать, настоящими или учебными. В подвале кинотеатра находилось бомбоубежище. При завывании сирен няньки соседнего детского сада вели строем малышей в убежище. Примерно каждая пятая пара несла с собой эмалированный горшок. Эту деталь потом вставили в сценарий «Клятвы Тимура». Во время работы Аркадий Петрович давал текст, Кулешов сразу давал режиссёрскую разработку. Вместо 15 дней сценарий сделали за 12 дней. После обеда оба шли на прогулку, много говорили о сводках, о войне. «Это на три-четыре месяца», — говорил Кулешов. Гайдар качал головой: «На несколько лет». Теперь короткий киноматериал «Гайдар в Болшево» (длительность всего 5-7 минут — В.П.) хранится в Госкиноархиве, который находится под Москвой – в Белых Столбах. В июле 1941 Гайдар уже на фронте, а 26 октября 1941 года он погиб у деревни Леплява, на Украине…
Все последние годы жизни Л.Кулешов и А.Хохлова посвятили ВГИКу, имея множество талантливых учеников, составивших золотой фонд кинематографистов России!
А вот история уже из наших дней. Однажды благодарных учеников ВГИКа потянуло отдать долг памяти своему великому учителю. Долго они бродили по Новодевичьему кладбищу в поисках могилы Кулешова. Она должна быть где-то здесь, все помнили ее еще с 1970 года. Тогда же был поставлен на его могиле временное скромное надгробье, с надеждой, что там будет установлен памятник, достойный этого человека. Пришлось поднять кладбищенские книги – всё правильно, Лев Владимирович Кулешов, 1-й участок, 14-й ряд, 10-я могила, рядом Владимир Маяковский, Павел Третьяков… Наконец, один из смотрителей кладбища вспомнил – недавно вели подготовку к празднованию юбилея Третьяковской галереи и решили обновить надгробный памятник Павла Третьякова и случайно засыпали могилу Кулешова… Рабочие разгребли гнилые листья, комья земли, мусор, и вдруг проступила скромная полуслепая плита с лаконичными – Лев Владимирович Кулешов… Александра Сергеевна Хохлова…
Владимир Парамонов, член Союза краеведов России.