Тяжелые ступени в космос
В преддверии дня Космонавтики к учащимся 7 «Б» класса школы №2 им. В.Н. Михайлова пришли пенсионеры РКК «Энергия» Зуев Ю.А., Зуева О.В. и сотрудник библиотеки-филиала №7 Созонова Н.В.
Ольга Викентьевна Зуева познакомила ребят с новой книгой из серии ЖЗЛ «Юрий Гагарин», созданной автором новой формации — ищущего нестыковки и особенности в значимых событиях прошлого века. Новый подход привел к испытанной веками форме написания чужими цитатами, отобранными по разумению и желанию Льва Данилкина. Читатели всегда могут обраться к «первоисточнику». Сносок и разъяснений вполне достаточно. Читать интересно, многое открывается совершенно иначе.
Свою беседу Ольга Викентьевна Зуева представила нам в виде статьи.
«Каждый человек — луч света, мчащийся на свидание с Богом» — Ромэн Роллан
Изначально греческое слово κόσμος означало всю Вселенную. Считается, что первым этот термин в качестве обозначения мира, или вселенной ввел Пифагор, имея в виду пропорциональность и гармонию ее частей.
Философы и сегодня иногда называют космосом вселенную. Лишь в начале двадцатого века этим термином начали определять лишь то пространство, которое расположено за пределами атмосфер планет.
Но где же именно заканчивается атмосфера? Ведь плотность ее падает с увеличением высоты не скачкообразно, а плавно. Поэтому граница космоса выбрана условно. По одной классификации она равна высоте в 70 километров, а по другой — в сто. Для сравнения, обычный пассажирский самолет летит на высоте, не превышающей десяти километров.
Гагарина по одной из версий книги Льва Данилкина:
«Простой карандаш, которым были размечены контуры рисунка будущего — яркого, переливающегося всеми цветами радуги.
Простой карандаш, которым русские навсегда вписали себя в историю человечества.
Простой карандаш, который слишком быстро выскользнул из рук и улетел куда-то; безвозвратно.
И ничего в истории этого карандаша не было случайным».
Фраза «Гагарин родом из Клушина» обычно подразумевает намерение говорящего подчеркнуть эффектный контраст — человек, которому суждено было покорить космос, родился в невероятной дыре. Однако: Клушинскую битву 24 июня 1610 года до сих пор в польских учебниках истории считают одним из самых великих сражений.
Ее трофей — „хоругвь самого Шуйского, весьма отличную, штофную с золотом“ и сегодня показывают школьникам в национальном Краковском музее князей Чарторыжских». В июне 2010 года Национальный банк Польши выпустил три монеты серии «Великие битвы»: две были посвящены Грюнвальдской битве и одна — деревне Клушино.
От Клушина до Кремля — 180 примерно километров строго на запад. Это издавна завораживало захватчиков, но Россия и ныне свободна. Полна трагизма жизнь семьи Гагариных в период Великой Отечественной Войны. Годы учебы-стремление к знаниям и к полету в небо …и выше, выше, выше..
Попробуем восстановить подробности первого полета человека в Космос, стараясь понять трудности и варианты их преодоления.
Успешно закончился полет, в течение которого Юрий Алексеевич Гагарин за 108 минут облете «шарик». Его пребывание в космической капсуле и было главным экспериментом, доказывающим, что в космосе можно дышать, есть, пить, вести записи, если хорошо подготовиться к полету. Трудности начались еще на Земле.
Проблемы с люком
Полигон. Предстартовая подготовка утром 12 апреля 1961 года. Юрий Алексеевич Гагарин сидит в кресле космического корабля. Датчики закрытия посадочного люка фиксируют, что один из трех контактов «Люк закрыт» не замкнулся.
Эти датчики при спуске после отстрела крышки люка, запускают таймер катапультирования космонавта.
По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново.
«Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович (Королев. — Прим. ТАСС) говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально». Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка», — доложил на Госкомиссии после полета Гагарин.
Слишком высоко
В 09:07 ракета-носитель «Восток» с одноименным космическим кораблем стартовала с площадки №1, называющейся с этого дня «Гагаринским стартом».
Ракета должна была вывести «Восток» на орбиту с параметрами 182,5 км в перигее на 217 км в апогее, но ее параметры составили 175 на 302 км.
Карандаш уплыл из-за неудачного закрепления. Сложно было предугадать поведение человека в столь необычных условиях, поэтому предполагался полет в автоматическом режиме — вмешаться в полет или спуск Юрий Алексеевич мог только в чрезвычайной ситуации введением специального пароля, который можно было узнать, вскрыв особый пакет. Однако многие авторы сообщают, что кто-то сообщил Гагарину секретный код для разблокирования системы управления. (Вопрос в конце беседы: «Кто сообщил?». Ответ: «Читайте книги…,например, «Юрий Гагарин» Льва Данилкина»)
Тормозная двигательная установка не выдала полный импульс
Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального полета, и «Восток» с Гагариным начал спуск.
Однако и здесь не обошлось без неприятных сюрпризов: тормозная двигательная установка не выдала полный импульс из-за потери части топлива.
«Кордебалет»
В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости.
«Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения», — рассказывал потом Гагарин.
Приборный отсек отделился с запозданием
«Я знал, что по расчету это (разделение корабля на отсеки. — Прим. ТАСС) должно было произойти через 10–12 секунд после выключения тормозной двигательной установки. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС (прибор контроля режима спуска. — Прим. ТАСС) погасли. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе «Спуск» не гаснет, «приготовиться к катапультированию» — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. «Кордебалет» продолжается. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КВ-каналу (коротковолновому. — Прим. ТАСС), что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. «Шум» не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло», — сообщал впоследствии Гагарин.
Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения, и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск.
Перегрузки
«По моим ощущениям перегрузка была за 10g. Был такой момент, примерно секунды 2–3, когда у меня начали «расплываться» показания на приборах. В глазах стало немного сереть», — вспоминал космонавт.
Недолет до места посадки
Расчетная точка посадки «Востока» находилась в Хвалынском районе Саратовской области.
Сказать, где точно на самом деле приземлился Гагарин, сейчас уже невозможно. Споры ведутся о районе, расположенном между селами Смеловка и Терновка. Но на самом деле космонавт приземлился в совсем другом месте, расположенном примерно на 4 км ближе к Энгельсу от официально названного места ( Подгорное).
На двух парашютах
«Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца», — говорил Гагарин.
Спустя некоторое время «в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют». «Дальше я спускался на двух парашютах», — говорится в отчете первого космонавта. Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом.
«По заявлению Ю.А. Гагарина управлять полетом на парашютах ему не удалось, почти до самой Земли он спускался лицом к ветру», — говорится в отчете ОКБ-1 по результатам запуска корабля-спутника с пилотом на борту. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко.
Без воздуха
«Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать.
Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально», — вспоминал сам Гагарин, спускавшийся в скафандре.
Без лодки и пистолета
Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас (НАЗ). 30-килограммовая укладка с самым необходимым для выживания должна была спускаться под ногами космонавта, прикрепленная длинной стропой к скафандру. Внутри была надувная лодка, она пригодилась бы в случае приводнения на Волгу, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет.
«Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан», — говорил Гагарин.
Командир дивизиона воинской части, которая располагалась неподалеку от места приземления Гагарина, подтвердил, что в Историческом формуляре части о приземлении имеется запись:
«12.04.1961г. в 10 час.55 мин. 2 км юго-восточнее н.п. Подгорное приземлился лётчик-космонавт майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич, совершивший первый космический полёт на космическом корабле «Восток». Первый заметил ефр.Сапельцев В.Г. , а прибыл к месту приземления майор Гассиев А.Н., который доставил первого в мире лётчика-космонавта Героя Советского Союза майора ГАГАРИНА ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА в подразделение для встречи с личным составом».
«Гагарин — «такой простой на вид» — был невероятно сложным продуктом кооперации миллионов воль и миллионов знаний, которые таинственным образом вступили в творческое и производственное взаимодействие; его биография — это миллионы биографий, сложившихся в одно целое; узнав об обстоятельствах его жизни, мы сможем многое понять о свойствах и амбициях, мечтах и надеждах целого народа,» — Лев Данилкин «Юрий Гагарин».
Зуева Ольга Викентьевна, краевед, работник корпорации РКК «Энергия»