Книги Болшевской трудовой коммуны (1924-1939). Часть 2

В статье научного сотрудника отдела «Усадьба Костино» Бельской Светланы Андреевны представлен обзор книжного собрания Болшевской трудовой коммуны, хранящегося в муниципальных учреждениях культуры г. Королёва. Предложен план совместной работы библиотеки и музея по каталогизации собрания с целью включения его в реестр книжных памятников Российской Федерации.

Краткая характеристика собрания (двух его частей в библиотеке и музее)

Хронологический охват – вторая пол. XIХ в. — 1940 г. Подавляющее большинство документов относится к 1918 – 1938 гг., изданы в Москве и Петербурге (Петрограде-Ленинграде). Есть Харьков, Тбилиси, различные региональные издательства. Чаще других встречаются книги Государственного издательства, а также издательств «Художественная литература» и «Academia».

Все книги на русском языке.

Физическую сохранность большинства изданий можно охарактеризовать как «хорошую». У некоторых экземпляров целы владельческие и издательские переплёты, суперобложки, футляры. Единичные экземпляры нуждаются в реставрации.

В настоящее время книги Болшевской трудкоммуны в библиотеке на руки читателям не выдаются (со слов сотрудников, примерно с середины 1990-х гг.), как отдельная коллекция не оформлены (библиографическое описание – на карточках, от руки), хранятся в шкафах, расставлены по отраслевому признаку. Режим хранения в библиотеке требует корректировки: в помещении бывают посторонние люди (во время различных просветительских мероприятий, которые проводятся в учреждении), книги, представленные на временных выставках, хранятся в незапирающихся шкафах. Из-за неправильного длительного экспонирования в нескольких книгах сильно выцвели ценные оттиски «Подарок Горького».

По отраслевому признаку книги можно разделить следующим образом: художественная литература заруб. авторов – 24%,  русская (до 1917 г.) и советская литература – 21 %, искусство, искусствознание – 20%, литературоведение – 12%, история – 10%, философия, религия – 4%, ест. науки, техника – 4%, литература Древнего мира – 3%, педагогика – 1%.

Эти цифры являются предварительными и не дают исчерпывающего представления о содержании библиотечных фондов в 1920 – 1930-е гг., но могут считаться свидетельством того, что искусство и художественная литература востребованы всегда, вне зависимости от общественного и политического строя.

В то же время сохранившиеся издания расширяют представления о жизни коммуны и интересах её воспитанников. К примеру, очень разнообразна тематика книг по искусству и искусствоведению. Перечислю лишь несколько изданий из собрания: «История живописи всех времён и народов» А.Н. Бенуа (СПБ, «Шиповник», 1912–1914 г., сохранилось 2 т. из трёх), «Русская народная резьба по дереву» и «Очерки по истории украшения тканей» одного из основоположников отечественной науки о декоративно-прикладном искусстве Н.Н. Соболева (Academia, 1934г.), «Древнерусская миниатюра: 100 листов миниатюр с описаниями и статьями М. Владимирова и Г.П. Георгиевского» (оформление Ф. Рерберга, М., Academia, 1933г.), исследование Н.И. Толмачевской «Декоративное наследие древнегрузинской фрески» (изд. «Заря Востока», 1939 г.), иллюстрированная художественно-историческая монография  «Женская красота с древних времён до наших дней» (Типография А.С. Суворина. 1901 г.),  «История развития техники масляной живописи» Эрнста Бергера, «Лиможские расписные эмали» А.Н. Кубе  (Л., 1927 г.), «Рабочее движение и карикатура» Пауля Томпсона (Государственное издательство, 1926 г.), «Русский народный лубок» Е.П. Иванова (М., Государственное издательство изобразительных искусств, 1937 г.) «Орнаментное шитьё Крыма» П.Я. Чепуриной (Всесоюзное объединённое кооперативное издательство, 1938 г.), «Русская крестьянская игрушка» Н. Церетелли и др. (фото 6, 7, 8, 9)

В библиотеке сохранились многотомные издания русских и зарубежных авторов: Полное собрание сочинений И.А. Крылова в 4-х томах (Книгоиздательское Товарищество «Просвещение». 1904 г.), Полное собрание сочинений Дж. Байрона в 6 томах (Санкт-Петербург: С. Добродеев, 1894 г.), Полное собрание сочинений М.Е. Салтыкова-Щедрина в 12 томах и др., «Письма Александра Блока к родным» в 2-х томах (Москва – Ленинград, Academia, 1927, 1932 гг.); книги, ценные с точки зрения оформления, например: подарочное издание большого формата с чеканкой на обложке романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в 2-х томах с рисунками М. Щеглова, А. Моравова и А. Корина (Москва, Издание Т-ва И.Д. Сытина, 1914г., сохранился один том). В собрании есть и книги «с историей». К таковым относится «Пушкинский сборник» (1899 г.), выпущенный к столетию со дня рождения поэта на средства А.С. Суворина. В своё время сборник стал заметным событием в русской литературной жизни: доход от продажи тиража был направлен на сооружение памятника А.С. Пушкину в Санкт-Петербурге.

Фото 10.
Книга «Собрание картин В.А. Щавинского. Петроград. 1917»

Особый интерес представляет книга «Собрание картин В.А. Щавинского». Искусствовед Василий Александрович Щавинский (1868–1924) коллекционировал произведения голландских и фламандских мастеров (коллекция насчитывала 150 картин). После его смерти, в соответствии с завещанием,  все полотна попали в Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко [1]. В годы Великой Отечественной войны большая их часть пропала, поэтому каталог, изданный в 1917 г. – по существу, единственный полный памятник собрания. Интересно, что сохранившийся в библиотеке коммунаров экземпляр –  не в издательском, а во владельческом переплёте. Кроме того, в нём отсутствуют штампы ликвидированных библиотек, что позволяет сделать предположение, книга могла достаться коммунарам от последнего владельца усадьбы Костино А.Н. Крафта. (фото 10)

Фото 11.
Одна из книг библиотеки Е.К. Дерягиной

 Большинство же дореволюционных изданий, прежде чем оказаться в Болшевской трудовой коммуне, вероятно, прошли через «чистки» и коллекторы, куда после национализации книжных богатств в первые годы советской власти свозилась реквизированная литература. Предполагаю, что именно через коллекторы к коммунарам попали книги из библиотеки Е.К. Дерягиной и др. (фото 11).

Некоторые издания, помимо штампов дореволюционных заведений, отмечены ещё и штампами различных колоний и детских домов НАРКОМПРОСа и, вероятно, появились в Болшеве вместе с воспитанниками учреждений, влившихся в состав коммуны.

Чтобы подтвердить или опровергнуть возникшие в ходе работы с собранием гипотезы и реконструировать историю комплектования библиотечных фондов Болшевской трудовой коммуны, нужно обращаться к архивным источникам. Материалы по теме могут находиться в муниципальном и областном архивах, Государственном архиве Российской Федерации, архиве ИМЛИ им. А.М. Горького и др. хранилищах.

Однако, несмотря на недостаток документов, уже сейчас понятно, что собрание представляет собой уникальный  исторический материал не только для исследований по теме «Болшевская трудовая коммуна», но и для специалистов библиотечного дела.

Инвентарные номера, шифры, наклейки на корешках хранят память о способах организации информации (расстановке документов, применении классификационных систем). Сохранившиеся в книгах контрольные листки, пометы библиотекаря, записи читателей содержат сведения о культуре книгопользования и вкусах читателей 1920–1930-х гг.

Помимо источниковедческого значения, технологическая документация и приметы бытования (подчёркивания, рисунки и др.) представляют ценность как экспозиционный материал. Отдельным выставочным проектом можно представить тему «Печати и штампы Болшевской трудовой коммуны». Оттиски, сохранившиеся в книгах и документах, отличающиеся по формам и содержанию надписей, в своеобразном микромасштабе передают основные вехи истории уникального учреждения от первых дней до драматичного  финала. Так, оттиски штампов трудкоммуны, где упоминался Г.Г. Ягода[2], после ареста наркома были соответственно «подчищены»: фамилия вымарана, залита чернилами или вырезана лезвием.  Из всех просмотренных книг только в двух экземплярах – очевидно, по невнимательности библиотечных служащих – оттиски штампов с именем Г.Г. Ягоды не пострадали. (фото 12, 13)

По социально-ценностным критериям эти книги (Вирши. Силлабическая поэзия XVII-XVIII веков. Сов. писатель, 1935 г.; Записные тетради Ф.М. Достоевского. Academia, 1935 г.) должны быть причислены к книжным памятникам.

В целом же собрание Болшевской трудовой коммуны обладает признаками книжного памятника-коллекции. Сегодня под этим термином подразумевается «организованное собрание единичных книжных памятников и (или) книг, только в совокупности обладающих свойствами ценного историко-культурного объекта…»[3]. Кроме частных собраний выдающихся общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры, в реестр включаются книги, «принадлежавшие к ранее существовавшим книжным собраниям известных в истории учреждений и организаций»[4]. К таковым, несомненно, относится и Болшевская трудовая коммуна,  поэтому каталогизация собрания должна проводиться с учетом перспективы его включения в реестр книжных памятников.

Эта работа мне видится как партнёрский проект музея и библиотеки. Но так как до настоящего времени работа с ценными изданиями в обоих учреждениях преимущественно велась только в рамках подготовки к различным выставочным проектам и тематическим мероприятиям, необходимо будет решить целый комплекс технических, организационных и методических вопросов: разработать единые критерии включения изданий в коллекцию (например, взять предложенные в данной статье, но с уточнением хронологических рамок), утвердить единую схему описания документов, учитывающую особенности описания документов в музейном и библиотечном деле, приемлемую как для читателей, так и для исследователей[5], установить общие требования к фотофиксации и др.

Помимо перечисленных мероприятий, необходимо провести глубокий книговедческий анализ всего собрания.

Бельская Светлана Андреевна, научный сотрудник, отдел «Усадьба Костино» музейного объединения «Музеи наукограда Королёв».

Статья опубликована в научно-информационном журнале «Культурное наследие России» №1 (январь-март) 2020 гhttp://kultnasledie.ru/archive Дополнена фотографиями из общедоступных источников.

Список литературы

1. Благая С. На выставке // Болшевец: орган партбюро, фабзавкомов, комитета ВЛКСМ и управления Болшевского комбината по производству спортивного инвентаря НКЛП РСФСР.  № 2 (534), 8 января 1941 г.

2. Болшево. Литературный историко-краеведческий альманах. Под. Ред. Ю.А. Тёшкина. Болшево. 1994.

3. Бубрик С.  (реж.) К/ф «Возвращённая жизнь». Союзкинохроника. 1935 г.

4. Гладыш С.Д. Дети большой беды. М., 2004.

5. Погребинский М.С. Трудовая коммуна ОГПУ. М., 1928.

6. Читальный зал // Пролетарий. Ежедневная газета: орган Мытищинского РК ВКП(б) и райисполкома. Май 1939 г.  № 119 (1456)


[1]    Бывш. название – «Киевский музей западного и восточного искусства»

[2]      Г.Г. Ягода в 1934-1936 гг. руководил НКВД. Арестован 28 марта 1937 г., расстрелян 15 марта 1938 г.

[3]      См. ГОСТ 7.87-2003. «Книжные памятники. Общие требования»; Закон № 119 «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» (принят в июне 2009 г.).

[4]    Там же

[5]    За методической помощью можно обратиться в Российскую государственную библиотеку им. В.И. Ленина, которая курирует проект «Книжные памятники РФ»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий