Книги Болшевской трудовой коммуны (1924-1939). Часть 1

В статье научного сотрудника отдела «Усадьба Костино» Бельской Светланы Андреевны представлен обзор книжного собрания Болшевской трудовой коммуны, хранящегося в муниципальных учреждениях культуры г. Королёва. Предложен план совместной работы библиотеки и музея по каталогизации собрания с целью включения его в реестр книжных памятников Российской Федерации.

Болшевская трудовая коммуна  (в разные годы  – Трудовая коммуна ОГПУ (с 1934 г. – НКВД) № 1, Болшевская трудовая коммуна НКВД  (в 1935–1937 гг. – «им. Г.Г Ягода»), располагавшаяся в 1924–1939 гг. на территории современного наукограда Королёва, известна как уникальный социально-педагогический эксперимент по перевоспитанию правонарушителей в свободных условиях на основе доверия, труда и самоуправления.

Болшевская коммуна была организована приказом АХО ОГПУ от 18 августа 1924 г. на базе московской опытно-показательной коммуны имени Розы Люксембург. Почти все воспитанники этого учреждения (18 человек), во главе с заведующим Ф.Г. Мелиховым, были переведены из столицы в подмосковное имение ОГПУ «Костино»[1] близ ж.-д. станции Болшево. Непосредственным организатором коммуны на новом месте стал чекист М.С. Погребинский. Заведующим остался Ф.Г. Мелихов.  Возраст подростков из коммуны им. Розы Люксембург был от 13 до 17 лет, поэтому и вновь образованное учреждение в документах именовалось как «детское». Однако уже в первые месяцы своего существования Болшевская коммуна пополнилась молодыми ворами разных «специализаций», имевшими по несколько судимостей (первая партия прибыла из Бутырской тюрьмы). И в дальнейшем именно правонарушители составляли основной контингент воспитанников. Подобный опыт стал первым в мировой педагогической практике.

Имение ОГПУ «Костино» (быв. Крафта А.Н.)

В 1924–1926 гг. коммуна размещалась в постройках бывшей усадьбы Костино. Но уже в 1927 г. заявленная в организационных документах численность (50 чел.) была превышена вдвое[2],  началось строительство жилых и производственных зданий.

В 1931 году, когда на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (в основу сценария фильма был положен опыт Болшевской трудовой коммуны), в Костине проживало уже более 1200 коммунаров[3].

К середине 1930-х годов Костино представляло собой рабочий посёлок с населением в несколько тысяч человек (коммунары, их дети, родственники), с жилыми и общественными зданиями (арх. А.Я. Лангман, Л.З. Чериковер), большим производственным комплексом, включавшим деревообделочную, обувную, трикотажную, химическую фабрики, механический завод. Коммунары изготавливали 60% всей спорт. продукции, производимой в СССР[4], активно занимались спортом, проявляли себя в литературе и искусстве, выступали в Колонном зале Дома Союзов и Театре народного творчества.

Благодаря своим успехам, Болшевская коммуна приобрела широкую известность в стране и за рубежом. В разные годы здесь побывали: всемирно известные педагоги Антон Макаренко и Джон Дьюи, писатели Алексей Толстой, Анри Барбюс, Илья Ильф и Евгений Петров, лауреаты Нобелевской премии прозаик Андре Жид, драматург Бернард Шоу, физики Жан Батист Перрен  и Нильс Бор, многочисленные советские и иностранные политические и общественные деятели.

Шефство над культурной жизнью коммуны взял на себя А.М. Горький.  Сохранилось множество свидетельств его тесных контактов с «болшевцами»: письма, фотографии, газетные статьи, воспоминания очевидцев, совместная литературная работа.

Горький и Кольцов в коммуне

В начале 1930-х гг. Горький подарил коммунарам полторы тысячи книг[5]. Это событие стало источником формирования легенды о том, что подарок писателя положил начало библиотеке коммунаров. (фото1,2,3)

Однако, по свидетельству М. С. Погребинского, библиотека формировалась с первых лет существования коммуны. Сначала читальня располагалась в главном доме усадьбы Костино, в помещении клуба (до её организации коммунары пользовались «передвижкой», с 1925 г. – выписывали газеты) и составляла несколько десятков книг. В 1928 г. библиотека насчитывала уже более тысячи томов, а посещаемость составляла не менее 100 читателей в день, при том, что воспитанников было всего 165 чел.[6]  Тогда наибольшим спросом у коммунаров пользовалась приключенческая литература и революционная беллетристика.

   Учитывая эти сведения, правильнее будет считать, что А.М. Горький стал одним из фондообразователей библиотеки коммунаров, вероятно, самым крупным, но не первым и не единственным.

В 1937–1938 гг. руководящий состав, многие воспитанники и вольнонаёмные работники коммуны подверглись репрессиям. В 1939 г. коммуна как исправительно-воспитательное учреждение была ликвидирована. Посёлок Костино получил статус города и до включения в состав г. Калининграда в 1960 г. оставался самостоятельным населённым пунктом. Библиотека, доставшаяся костинцам от коммуны (в мае 1939 г. в ней насчитывалось 23 тыс. книг, постоянными читателями были 1650 чел.[7]), с 1930-х до 1962 г. располагалась в одном из помещений торгового центра (здание архитектурного ансамбля Болшевской трудкоммуны, совр. адрес  – г. Королёв, ул. Дзержинского, д. 23/2) и  до 1990-х гг. находилась на балансе предприятий-преемников производства Трудкоммуны, затем вошла в Централизованную библиотечную сеть города как филиал №7.

С 1962 г. библиотека располагается во Дворце культуры им. Ленина (сейчас это Деловой и культурный центр «Костино»). Здесь  хранится  большая часть книг  Болшевской трудкоммуны.

В 1993 г. 385 ед.  из библиотеки были переданы городскому историко-краеведческому музею (сегодня – отдел «Усадьба Костино» Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв»).

В начале 2000-х гг. краевед, научный сотрудник мемориального дома-музея М.И. Цветаевой А.С. Балакин сделал библиографическое описание книг, переданных в музей, выявил 17 экз. со штампом «Подарок Горького», от руки перерисовал всевозможные оттиски, встречающиеся в книгах. Коллаж был использован в качестве иллюстрации в книге «Дети большой беды» С. Гладыш[8].

В 2010-х гг. научный сотрудник отдела «Усадьба Костино» З.В. Игнатова  составила библиографическое описание в электронном виде. Книги хранятся на стеллажах, в закрытом помещении, расставлены по порядковым номерам. Часть книг экспонировались на выставках, посвящённых Болшевской трудкоммуне в  2009 г. и в 2016 гг. (последняя действует по сегодняшний день).

В 2019 г. в коллективе музея возникла идея организовать выставочный проект «Библиотека коммунаров». Для формирования научной концепции выставки руководство музея направило письмо в Централизованную библиотечную сеть города с просьбой предоставить возможность научному сотруднику отдела «Усадьба Костино» провести исследовательскую работу с книгами Болшевской трудовой коммуны.

Главной целью исследования стало формирование общего представления о сохранившихся книгах в музее и библиотеке (количество, тематика, хронологический охват и др.).

С апреля по сентябрь 2019 г. были просмотрены все книги из собрания библиотеки и музея.

В условиях нехватки документов, отражающих историю формирования библиотечных фондов Болшевской трудовой коммуны (учётная документация в филиале №7 ЦБС – только с 1944 г.) ценными источниками информации послужили контрольные листки, инвентарные номера, библиотечные штампы, пометы в книгах. Т.к. работа проходила непосредственно с предметами, можно охарактеризовать её как «полевые исследования».

В библиотеке выявлено более 1300 книг Болшевской трудовой коммуны (т.е. вместе с экземплярами, хранящимися в фондах музея, сохранилось ок. 1700 ед.). Из подарка Горького сохранилось не менее 25 книг (а также 17 – в музее).  Проведена фотофиксация (обложки, титульные листы,  стр. 17, выборочно – корешки, пометы, форзацы) всех просмотренных документов[9].

В процессе исследования была выработана совокупность признаков, по которым в перспективе следует каталогизировать издания как книги из библиотечных фондов Болшевской трудовой коммуны: штампы  (они менялись),  наклейки с инвентарными номерами и шифрами на корешках (двух типов), время издания – до 1938 г. (включительно).               

Главным критерием включения документов в коллекцию можно считать штампы (они есть в абсолютном большинстве изданий). Штампы различаются по формам и содержанию надписей. В т. ч. имеются отраслевые: например, «отдел искусств». Также сохранились штампы парткабинета, учебного комбината, клуба, музыкальной и детской библиотек. К моменту ликвидации Болшевской коммуны эти библиотеки располагались в разных помещениях, в каждой был свой учёт, поэтому фактически было несколько библиотек, а не одна. Вероятно, разделение произошло в 1930-х гг., когда были введены в эксплуатацию универмаг, где разместилась массовая библиотека (включая детское отделение), и учебный комбинат. Тогда же, вероятно, был произведён переучёт книжных фондов: появились шифры в соответствии с Библиотечным классификатором, тогда как первоначально указывались только инвентарные номера.

Ещё один признак принадлежности документов к библиотекам Болшевской трудовой коммуны – наклейки определённого типа на корешках, инвентарные номера на которых соответствуют «коммунарским».  (фото 4, 5) При этом несколько изданий не имеют штампов, но имеют наклейки и инвентарные номера, поэтому эти книги также следует считать частью собрания Болшевской трудовой коммуны.

Фото 4. Наклейки 1930-х гг. на книгах

Что касается хронологического признака, то здесь всё не так однозначно (поэтому и количество сохранившихся книг указано не точно).
Формально Болшевская коммуна как воспитательно-исправительное учреждение была ликвидирована в начале 1939 года, но в библиотеках ещё какое-то время продолжали пользоваться имеющимися штампами, поэтому в некоторых книгах, изданных в 1939 – начале 1940-х гг. уже после ликвидации коммуны, стоят «коммунарские» оттиски.

Фото 5. Наклейки 1930-х гг. на книгах

Если при каталогизации собрания основным критерием считать оттиски штампов, то эти книги следует включить в коллекцию (с  соответствующими комментариями в библиографическом описании), тем самым обозначив переходный период и преемственность. Если же приоритетным считать хронологический критерий и ориентироваться на даты, то в коллекцию войдут только книги, выпущенные до 1938 г., но тогда придётся решать вопрос, каким образом оформлять серийные издания. Так, в филиале №7 ЦБС сохранились все 65 томов Большой советской энциклопедии. Часть из них выпущена при Болшевской трудовой коммуне, часть – уже после её ликвидации. То же касается Малой советской энциклопедии и «Ленинского сборника».

Бельская Светлана Андреевна, научный сотрудник, отдел «Усадьба Костино» музейного объединения «Музеи наукограда Королёв».

Продолжение следует

Статья опубликована в научно-информационном журнале «Культурное наследие России» №1 (январь-март) 2020 гhttp://kultnasledie.ru/archive Дополнена фотографиями из общедоступных источников.


Источники:

[1]      В 1901-1918 гг.  имение и усадебные постройки принадлежали предпринимателю А.Н. Крафту, после национализации – отошли Московскому отделу народного образования, с 1919 г. – ВЧК. В наст. Время «Усадьба Костино» является объектом культурного наследия регионального значения (постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9).

[2]      Болшево. Литературный историко-краеведческий альманах. Под. Ред. Ю.А. Тёшкина. Товарищество «Писатель». Болшево. 1994 г. С. 20

[3]      Там же.

[4]      К/ф «Возвращённая жизнь». Реж. С. Бубрик. Союзкинохроника. 1935 г.

[5]      Благая С. На выставке // Болшевец: орган партбюро, фабзавкомов, комитета ВЛКСМ и управления Болшевского комбината по производству спортивного инвентаря НКЛП РСФСР.  № 2 (534), 8 января 1941 г.

[6]      Погребинский М.С. Трудовая коммуна ОГПУ. М., 1928 г. С. 16

[7]   Читальный зал // Пролетарий. Ежедневная газета: орган Мытищинского РК ВКП(б) и райисполкома. № 119 (1456)

[8]    Гладыш С. Д. Дети большой беды. М., 2004. С.60

[9]    Здесь и далее книга рассматривается как разновидность документа

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий