По Великому чайному пути

Среди разнообразных напитков, употребляемых человеком, самый известный и распространенный — чай. Его пьют в любом уголке Земли. Чай обладает целебными свойствами,   помогает   излечиться  от  многих   болезней.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет,
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает   о   происхождении   чая: «Давным-давно, пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они на­чинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пасту­хи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н. э.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или в полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чинов­ники   взимали   с   населения   особые   поборы — чаевые.

Путь чая в Россию.


История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай с Востока проник раньше, чем в европейские страны. Так, уже в 16 веке в небольших количествах чай привозился на Русь как дорогой подарок от азиатских посланников. В 1576 году два казачьих атамана, Петров и Ялишев, побывали в Китае, где и познакомились с этим замечательным напитком. Они же привезли русскому царю (Ивану Грозному) в качестве подарка от китайского императора коробочку с дорогим желтым чаем.



Следующая важная дата  истории чая в нашей стране – 1638 год. Именно в это время русский посол Василий Старков привозит царю Михаилу Федоровичу из Монголии подарок – 64 кг чая. Вначале чай не очень понравился царю и боярам. Оно и понятно – до этого в России традиционно пили отвары из земляники, брусники, душицы, шиповника, смородины, зверобоя, чабреца и других местных трав. Особой популярностью на Руси пользовался горячий травяной сбитень.


При царе Алексее Михайловиче другой русский посол Иван Перфильев вновь привозит китайский чай в Россию. Известно, что в 1655 году царский лекарь успешно использовал чай для лечения болезни желудка у Алексея Михайловича. С этого момента целебные свойства чая оценили по достоинству, а закупки чая в Китае производили все чаще и чаще. А в 1679 году русский посол Головин заключает с китайским императором договор о поставках чая в Россию.


 

Так потянулись к Московскому Кремлю караваны с ценной сушеной травой по Кяхтинскому тракту. Кстати, чай, доставленный караванным путем через монгольские степи, ценился гораздо выше, чем чай, привезенный по морю, поскольку сохранял все свои вкусовые и целебные свойства.

Чай в России прижился не сразу. Как и ко всем чужеземным диковинам, русские люди поначалу отнеслись к чаю очень настороженно. Однако постепенно чай стал входить в жизнь русского человека. К 17 веку чай стал частым гостем в царских палатах и боярских домах. В 18 веке чай пьют в дворянских и зажиточных купеческих семьях, а в 19 веке чай распространяется повсеместно.

Кустодиев Б.М. Чай во дворе

 

Кустодиев Б.М. Московский трактир

Например, уже к 1847 году в Москве насчитывалось более ста специализированных чайных магазинов. Следует подчеркнуть, что долгое время чай был доступен только высшим классам по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался пошлиной. В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах.

Каким же был Великий чайный путь?

 

Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск — Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань. Часто говорят, что в Ханькоу.  Ухань – это город, состоящий из трех частей: Учан, Ханькоу и Ханьян

Заготовка чайного листа в китайской дер. (гравюра 17 в.)

Путь  разделялся на множество дорог, волоков, речных путей — маршруты проходили через более ста пятидесяти городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.

Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан — Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тобольск, Ирбит, Екатеринбург, Кунгур, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный — через озеро Байкал и по реке Селенга.

Такая многотрудная доставка чая (около 11 000 км от Китая до Москвы, полгода в пути), не могла не сказываться на стоимости напитка.

Посуху чай везли на всем, что ходит — на верблюдах, лошадях, мулах, быках. Большей частью, конечно, на верблюдах. При этом весь чайный путь разбивался на два этапа: Китай — Сибирь и Сибирь — Европейская Россия.

Сначала, естественно, чай везли из Китая в Сибирь (около 4 000 км). По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, часто — по рекам. По Монголии (которая, вроде как, находится между Россией и Китаем) — на вьючных животных. Китайско-монгольская часть чайного путешествия длилась около пяти месяцев.

Караван с чаем.

Доставка чая в Кяхту

 

Конечным пунктом путешествия чая из Китая в Сибирь была Кяхта — торговая слобода рядом с крепостью Троицко-Савск, основанная в 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (на территории современной Бурятии). С другой стороны границы стояла монгольская слобода — Маймачен, которая выполняла функции торгового форпоста другой стороны. Естественно, что через Кяхту шел в Россию не только чая — это вообще была основная база русско-китайской торговли.

Кяхта в XVIII веке. Гравюра из фондов Кяхтинского краеведческого музея

 

Кяхта

Кяхтинский гостиный двор. Из фондов Кяхтинского краеведческого музея

 

Кяхта сегодня

 

В Кяхту чай приходил в двух видах — в зависимости от сорта. Кирпичный прессованный чай, бывший достаточно популярным в Сибири, привозили в ящиках. Кирпичи прессованного чая соединялись в одну «доску» на манер известных всем долек шоколада. Количество и размер таких досок в ящике могло быть различным.

Рассыпной чай, который как раз с начала Кяхтинской торговли начали называть байховым, паковали в деревянные ящики, несколько раз оплетенные камышом. Такие ящики называли цибиками.


Караван верблюдов с цибиками

Цибики были квадратные и полуторные. В квадратные помещалось около 25 кг чая, в полуторные — 34-36 кг. Лучшие сорта чая часто упаковывались в металлические ящики (оловянные или свинцовые). Эта упаковка могла еще усугубляться кожей. Ну и цибиком, конечно. Один верблюд (если везли на верблюдах) вез 4 цибика.

Обоз зимой. 1890 г.

Прибывший в Кяхту чай досматривали, переупаковывали и маркировали в соответствии с принятыми стандартами. Развьючивание верблюдов, снятие наружной упаковки с цибиков и осмотр чая производили специальные люди — савошники. Их так называли по основному инструменту их работы — савку. Это была такая штуковина, которой можно было пробить цибик и достать из самой его середины немного чая на проверку. Короче говоря, полый ломик. Савошники проверяли две вещи. Наличие чая внутри цибика и его качество. Изначально такой проверкой (как ее назвать — непонятно… «савошничество», что ли) занимались купеческие приказчики или казенная артель инвалидов, однако с 1861 года начали появляться частные савошные артели.

Савошники принимают чай

После проверки савошники доставляли чай на переупаковку. Этим уже занимались другие артели — ширельные (к ширянию они не имеют никакого отношения). Они «ширили», то есть зашивали в кожу (по другим источникам — в шкуры, шерстью внутрь), упаковки с чаем для дальнейшей транспортировки по Сибири. Где, как известно, случается зима и снег. Цибик с чаем обвертывали кожей, которую, в свою очередь, стягивали и сшивали ремнями.

Переупакованный чай снова возвращался к савошникам, которые маркировали его. На коже вырезались инициалы хозяина и маркировку чая. Например, «Т.Н.» — «торговый нетоварный».

Напомним, что в цибиках доставлялся байховый (рассыпной чай). Кирпичный чай (который маркировался, например, «К.Ч.» — «кирпичный черный») требовал иной обработки. Его раскупоривали полностью — до кирпичей. После чего счищали с них пыль и плесень и упаковывали по новому — сначала в бумагу, потом в кожу.

Заметим лишь, что через Кяхту в Россию до конца XIX века попадал почти весь чай — но не весь. Часть чая попадала к нам через Европу, куда, в свою очередь, он завозился из Китая морем — из Кантона. Такой чай, соответственно, назывался кантонским. Ну, а из Кяхты — кяхтинским.

 

Обоз собран. Отправимся и мы по городам и селениям Великого чайного пути.

Продолжение следует….

Маношкина Галина Ивановна, член Союза краеведов России

Источники:

  1. 1. сайт  http://teatips.ru/
  2. 2. Московский журнал № 11 2016 г.

 

Читайте также:

1 комментарий

  1. Караванная торговля по Великому шёлковому пути имела огромное историческое значение. Так, среди множества возможных факторов и причин падения Римской империи называется дефицит серебряной монеты для содержания армии, возникший в том числе из-за обмена римлянами серебра на предметы роскоши с Востока, включая шёлк из Китая.