«След» Станиславского в Ивантеевке: к 155-летию реформатора театра

Парамонов Владимир Алексеевич, член Союза краеведов России, в своей статье, опубликованной в газете «Пульс Ивантеевки» 12.01.2018 г. как бы продолжает и дополняет статью Раисы Филипповны Степановой   «Штрихи к портрету», размещенной на сайте «История Королева».

Константин Сергеевич Станиславский (18631938) — русский театральный режиссёрактёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Первый Народный артист СССР (1936). В 1898 году вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. /По материалам Википедии/

Как-то летом 2014 года услышал тревожное сообщение: «В подмосковном городе Ивантеевка загорелся кабельный завод. Огонь охватил площадь в 3500 квадратных метров, одФнако усилиями пожарных её удалось уменьшить до 1000 квадратных метров. Как сообщают в региональном главке МЧС, горит кровля и второй этаж здания, расположенного по адресу: Фабричный проезд, дом 1…» Первая мысль: это же горит и память о Станиславском!.. «Причём здесь Станиславский?» — спросите вы. Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к истории.

Горит завод в Ивантеевке

Семейное дело

Кабельный завод в Ивантеевку был переведён с улицы Большая Коммунистическая (ныне улица Станиславского) в Москве, где ныне продолжает существовать завод «Электропровод». А когда-то на этом месте пустовал участок земли с разрушенным войной 1812 года строением. Именно этот участок приобрёл в 1850-х годах Владимир Семёнович Алексеев и разместил здесь золотоканительное предприятие.

А в 1882 году, по окончании шестого класса гимназии, сюда поступил на работу 19-летний внук Владимира Семёновича — Константин Алексеев (будущий Станиславский). Именно на промышленном производстве в полной мере проявились его инженерно-организационные способности. Молодой «менеджер» Алексеев едет за границу и присматривается к техническим новинкам. Настойчиво работает над планом-проектом реорганизации производства, который в начале 1893-го представляет правлению Товарищества «Владимир Алексеев», и уже в августе того же года подает в Московскую городскую управу прошение разрешить слом ряда строений и возведение новых. На состоявшейся в 1900 году Всемирной промышленной выставке в Париже фабрика Алексеевых экспонировала новый вид золотошвейных нитей исключительной тонкости и мягкости. Для изготовления этой не имевшей аналогов в мире продукции Станиславскому пришлось создать собственный алмазный волочильный инструмент. Подобная технология существовала тогда только во Франции, в Лионе.

В связи с растущими потребностями России в электрических проводах и кабелях в 1906 году на фабрике организуется дополнительное отделение изолированных проводников, для чего возводится новый кабельный корпус, вступивший в строй в 1912 году, накануне Первой мировой войны. Военные заказы на медную проволоку дали Алексеевым 4 миллиона рублей золотом. Их капиталы в целом достигли десятков миллионов.

Погрузка кабеля

Среди первых зрителей МХТ

Но что самое удивительное, к 1898 году, когда открылся созданный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Художественно-общедоступный театр (репетиции его первых спектаклей проходили в соседнем Пушкино), на фабрике Алексеевых уже существовал свой театр. В 1894 году в одном из фабричных помещений оборудовали сцену и небольшой зрительный зал.

Режиссером фабричного театра стал старейший мастер золотоканительного дела Михаил Николаевич Николаев. А вскоре началось и строительство настоящего театра, решение было принято проходившим в апреле 1902-го под председательством Станиславского общим собранием пайщиков Товарищества. Фабричный театр открылся 24 апреля 1904 года. В зрительном зале имелось 259 зрительских мест и большая сцена, устроенная со всеми новейшими усовершенствованиями.

Но именно начало выпуска проводов и кабелей, требующее дополнительных производственных площадей, привело фактически к ликвидации фабричного театра. Его разделили на два этажа. В нижнем разместили кабельную мастерскую, а в верхнем — небольшой зал для заседаний и общих собраний. Здание это, надстроенное в 1965 году третьим этажом, сохранилось до наших дней. А в качестве компенсации рабочим фабрики было решено за её счёт предоставлять необходимое количество зрительских мест в Московском Художественном театре в Камергерском переулке. Выходит, что среди первых зрителей МХТ было немало работников Алексеевской фабрики.

Из истории псевдонима

Надо сказать, что и псевдоним Станиславский был найден великим режиссёром тоже на фабрике. В книге «Моя жизнь в искусстве» Константин Сергеевич пишет: «В то время увлекался одним любителем, доктором М., игравшим под фамилией Станиславский. Он сошёл со сцены, перестал играть, и я решил стать его преемником».

Оказывается, при фабрике существовал приёмный покой для рабочих и служащих, заведовал которым доктор Алексей Фёдорович Марков, который также выступал и в любительском театре под псевдонимом Станиславский. Доктор Марков умер в 1913 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Станиславский в роли доктора Штокмана, 1900 г.

А когда же впервые Константин Сергеевич выступил под псевдонимом Станиславский? Мнения на сей счёт расходятся. Официально принято считать, что это произошло 27 января 1885 года в театре П.Ф. Секретарёва, «что на Последней Кисловке». Вместе с профессиональными актёрами там играли и любители (в том числе даже Савва Мамонтов). Печатная программка с псевдонимом Станиславский была обнаружена вклеенной в большую конторскую книгу золотоканительной фабрики. Там же можно найти и программки более раннего периода. А вот на датированной 1881 годом рукописной программке трёхактной комедии В. Крылова «Лакомый кусочек», хранящейся в фондах музея Художественного театра, против действующего лица — помещика Сергея Семёновича Бардина — чётко выведено «Станиславский», и рядом написана настоящая фамилия «Алексеев». Итак, можно утверждать, что под своим псевдонимом Константин Сергеевич начал выступать уже с 1881 года!

Театр поддержали, а фабрики экспроприировали.

Современный вид фабрики на ул. Станиславского

К 1917 году и фабрика, и МХАТ процветали. Станиславский был очень знаменит как актёр и режиссёр, а также как очень богатый промышленник. И, подобно многим, в одночасье лишился всех средств. К счастью, нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский, высоко ценивший Станиславского, поддержал его театр. А фабрики Алексеевых экспроприировали и национализировали…

А вот и продолжение тревожного сообщения 2014 года: «К тушению пожара привлечён вертолёт К-32 МЧС России. По предварительным данным, в результате пожара никто не пострадал…» Возможно, здесь положительную роль сыграла память о великом режиссёре! (Кстати, 17 января 2018 года исполнилось 155 лет со дня рождения К.С. Станиславского.)

Владимир Парамонов, член Союза краеведов России

 Использованная литература:

  1. Балашов С.С. «Алексеевы» — Москва, 2008;
  2. Ламлин Н.К. и др., «Завод «Электропровод», 200 лет» — Энергоавтоминиздат, Москва, 1985.

Читайте также:

error: